Пропорциональная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:51, доклад

Описание работы

Вместе с тем пропорциональной системе присущи следующие недостатки. Во-первых, в соответствующих странах часто возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии и, как следствие, создания многопартийных коалиций, участники которых зачастую имеют разные программные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства.

Работа содержит 1 файл

В частности.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
 

 

     В частности, пропорциональная система  имеет два основных вида:

     1) на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за  политические партии в масштабе  всей страны, представляющей собой  единый избирательный округ. В  чистом виде данная система  действует, например, в Израиле и Швеции, что объясняется однопалатной структурой парламента, а также сравнительно небольшой по размеру территорией соответствующего государства;

     2) в рамках многомандатных округов,  когда депутатские мандаты распределяются  на основе влияния партий в избирательных округах. В частности, данная система действует в Ирландии, где 166 членов Палаты представителей избираются в 41 избирательном округе, на которые разделена территория страны.

     Вместе  с тем пропорциональной системе  присущи следующие недостатки. Во-первых, в соответствующих странах часто возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии и, как следствие, создания многопартийных коалиций, участники которых зачастую имеют разные программные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства. Во-вторых, поскольку голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, то наблюдается очень слабая связь между депутатами и избирателями. В-третьих, парламентарии зависимы от представленных ими партий. В связи с этим они не в состоянии выражать свою позицию, особенно если она расходится с мнением партийного руководства, без риска быть лишенными своего депутатского мандата. В-четвертых, в парламент могут быть избраны непопулярные среди населения политики, попавшие в списки участвующих в выборах партий.

     С другой стороны, свою роль здесь, скорее всего, сыграли различные кризисные  моменты, проявившиеся в различных  сферах жизнедеятельности общества данных стран. В связи с этим в тех или иных случаях мог иметь место «негативный фактор», обусловленный поведением избирателей, голосующих не столько за партию - будущего победителя, сколько против правящей партии, не оправдавшей их доверия. Поэтому нельзя однозначно утверждать о кризисе именно системы пропорционального представительства. 

     Что касается смешанной системы, то она   предполагает    сочетание    элементов мажоритарной и пропорциональной электоральных формул в различных вариациях. Чаще всего выделяют параллельные и связанные смешанные системы. В первом случае выборы проводятся одновременно по партийным спискам и в одномандатных округах, а результаты, полученные на них, являются независимыми друг от друга. Данная система, к примеру, действует в Японии, где  из 500 депутатов Палаты представителей 300 избираются в одномандатных избирательных округах и 200 - по системе пропорционального представительства в 11 многомандатных округах. В некоторых странах подобные системы называются уравновешенными. Их характеризует то, что места в представительных органах распределяются здесь в равной мере и по пропорциональной, и по мажоритарной системе, а избирателям предоставляется соответственно два голоса. Данная практика, в частности, действует в Литве, где из 141 депутата Сейма 70 избираются по партийным спискам и 71 - по одномандатным округам. 

     Главным отличием связанных смешанных систем является то, что распределение мест по пропорциональному принципу учитывает  также число мест, занятых партиями или избирательными блоками по результатам голосования в одномандатных округах. В качестве примера можно привести Венгрию, где однопалатный парламент, Государственное собрание, избирается следующим образом: 176 депутатов выбираются по одномандатным округам, 152 - по многомандатным округам на основе пропорционального представительства, 58 - на основе общего пропорционального представительства в масштабах страны. По некоторым оценкам, при такой системе итоги голосования по партийным спискам призваны компенсировать диспропорциональность, являющуюся результатом одномандатной системы. Общий же результат выборов зависит от того, сколько списочных мест было выделено для подобной «компенсации» [3].

     К преимуществам смешанной избирательной  системы относят, во-первых, то, что  она позволяет объединить достоинства пропорциональной и мажоритарной систем. В свою очередь, это способствует повышению уровня репрезентативности соответствующих представительных органов. Во-вторых, несмотря на присутствие, причем в ряде стран преобладающее, элементов пропорциональности, при такой системе возможно формирование и деятельность однопартийного правительства. В-третьих, система предоставляет избирателям возможность выбирать от своего округа кандидата от одной партии, исходя из фактора персональной симпатии и доверия к ней и одновременно голосовать за другую партию в рамках многомандатного или общенационального избирательного округа, руководствуясь уже политическими соображениями.

     Среди же минусов данной системы можно  отметить следующие. Прежде всего, сохранение одномандатных округов препятствует достижению более высоких уровней представительства. Система также создает два подвида представительства, в которых одно из них, обретенное в одномандатном округе, имеет более низкий статус по сравнению с пропорциональным.   Кроме того, она содействует централизации и усилению роли партий, поскольку именно они решают, кто баллотируется от округа, а кто и по какой позиции включается в партийный список.

     Независимо  от плюсов и минусов рассматриваемых  избирательных систем нужно также отметить факторы, создающие неравномерность представительства различных партий в представительных органах, или диспропорциональность. Прежде всего, здесь выделяется фактор заградительного пункта, или электорального порога, представляющего собой установленный соответствующим законом минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партиям в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. В разных странах электоральный порог имеет свой размер. Например, в Израиле он был повышен в 1992 году до 1,5%, затем в 2003 году - до 2%.  В Болгарии, Венгрии, Швеции и Италии он составляет 4%. Наибольшие размеры электоральный порог имеет в Египте (8%), Турции (10%) и Шри-Ланке (12,5%). Считается, что заградительный пункт применяется для того, чтобы укрупнить партийные фракции в парламенте и избежать «засилья» в нем постоянно конфликтующих меду собой мелких группировок, попаданию которых в законодательный орган способствует пропорциональная система.

     Вместе  с тем, по мнению американского политолога Аренда Лейпхарта, начиная с четырехпроцентного показателя и достигая еще больший размер, электоральный порог становится серьезным барьером для малых партий [4]. Судя по всему, речь здесь идет о том, что при высоком электоральном пороге значительная часть избирателей оказывается не представленной в выборных органах государственной власти. Так, например, на выборах 1990 года в Чехословакии, где действовал 4-процентный заградительный пункт, по некоторым оценкам, не получили представительства 18,5% проголосовавших избирателей [5]. Нельзя также не отметить, что высокий размер избирательного порога является одним из препятствий на пути стремления Турции к вступлению в состав Европейского Союза. 

     Другим  фактором электоральной диспропорциональности некоторые исследователи считают сильную президентскую власть, что особенно характерно для стран переходного типа. В данном случае можно выделить две крайности:

     1) несовпадение политической принадлежности  президента и/или правительства  и парламентского большинства, способное привести к возникновению резких разногласий между ветвями власти вплоть до неразрешимых конфликтов, которые препятствуют достижению соглашений и могут послужить угрозой стабильности существующей политической системы. Подобная ситуация часто имела место во Франции. В частности, во время двусрочного президентства социалиста Франсуа Миттерана в 1981-1995 гг. и лидера голлистов Жака Ширака в 1995-2002 гг., которым определенное время пришлось «сосуществовать» с премьер-министрами из числа представителей оппозиции;  

     2) совпадение политической принадлежности  президента и/или правительства  и парламентского большинства,  создающее возможность поставить  парламент под их контроль  президента и правительства, что  ведет к нарушению демократического  принципа разделения властей [6].

     Для количественного измерения электоральной  диспропорциональности  британский исследователь Майкл Галахер вывел формулу, названную в его честь «Индексом Галахера»:  где Vi означает процент голосов, отданных за i-ую партию на выборах, Si - процент мест, полученных ею по результатам распределения мест в парламенте [7].

     Используя данный индекс, упомянутый выше А. Лейпхарт пришел к выводу о том, что наибольшую диспропорциональность имеют страны с президентской формой правления, нежели парламентской. В частности, по его расчетам, самый большой уровень диспропорциональности (21,08) наблюдается во Франции, считающейся полупрезидентской республикой. Чуть ниже нее, но не менее высокий в сравнении с другими странами является аналогичный показатель в США (14,41). В тройку же стран с наименьшим уровнем диспропорциональности вошли парламентские монархии - Нидерланды (1,30), Дания (1,83) и Швеция (2,09) [8].

     После принятия новой Конституции Республики Казахстан была изменена политико-институциональная система, что привело и к обновлению избирательного законодательства. Однако, сохранение мажоритарной электоральной формулы сдерживало дальнейшее развитие партийной системы. Это обстоятельство объяснялось тем, что данная избирательная система исключала прямое участие партий в предвыборной борьбе.

     Принятый  в сентябре 1995 года Указ Президента РК, имеющим силу конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», предоставлял соответствующие избирательные  права на выдвижение кандидатов. Тем  самым законодательство фактически размывало партии среди общей массы общественных объединений, а реализация его на практике приводила к отвлечению от них определенной части потенциального электората.

     7 октября 1998 года Парламентом РК 1-го созыва было внесено 19 изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, направленных на демократизацию всех институтов государственной власти, создание системы честных и справедливых выборов, активного участия в выборном процессе политических партий и т.д.

     Одними  из наиболее важных поправок в Основной закон страны стали внесенные в п. 3 ст. 50 и п. 5 ст. 51.  Согласно им к распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис Парламента на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Для этого же была увеличена численность депутатов Мажилиса с 67 до 77 человек и введена избираемость 10 депутатов на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального округа.

     Таким образом, в Казахстане была сформирована первая смешанная избирательная  система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной избирательной  систем. Данное нововведение привело  к заметным  изменениям в партийном спектре политического поля страны, прежде всего появлению новых политических партий. Главной особенностью указанных выше выборов стало то, что впервые они были проведены на пропорциональной основе.

     По  данным Центризбиркома, на 23 сентября 1999 года по одномандатным избирательным округам было зарегистрировано кандидатами в депутаты Мажилиса Парламента 563 граждан республики, из которых были выдвинуты политическими партиями - 117, другими общественными объединениями - 80 человек. Было также зарегистрировано 10 партийных списков, в которых в общей сложности было включено 70 человек. По итогам выборов в рамках пропорционального представительства распределение 10 депутатских мандатов было произведено в соответствии с поданными в поддержку той или иной партии голосами следующим образом: Республиканская политическая партия «Отан» (30,89% голосов) - 4 депутата, Компартия (17,75%), Аграрная партия (12,63%) и Гражданская партия (11,23%) - по 2 депутата [9]. В то же время, несмотря на прогрессивный характер соответствующего конституционно-правового изменения, прежнее число депутатских мандатов в Мажилисе Парламента, предоставленных для обеспечения пропорционального представительства, было довольно минимальным.

     Введение  системы голосования по партийным спискам не изменило положение вокруг образования и деятельности партийных фракций в парламенте. Согласно прежней редакции конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» и Регламента Парламента РК фракция той или иной партии могла быть создана только при наличии в ней не менее 10 человек. В связи с этим для создания своих фракций действующим партиям приходилось в ходе избирательных кампаний рассчитывать не на голосование по партийным спискам, а на традиционное выдвижение или внепартийное самовыдвижение своих кандидатов по одномандатным округам. Наконец, не в пользу участия партий в избирательном процессе говорил и установленный п. 5 ст. 51 Конституции РК электоральный порог в размере 7%.

     Все эти критические моменты отчетливо проявились в ходе и результатах парламентских выборов, прошедших 19 сентября 2004 года. Хотя в них приняло участие 12 действующих на тот момент времени партий, четыре из которых образовали два избирательных блока, в состав Мажилиса Парламента РК 3-го созыва в рамках пропорционального представительства прошли только 4 партии. В частности, были избраны от от партии «Отан» 7 человек,  от Демократической партии Казахстана «Ак жол», Республиканской партии «Асар» и избирательного блока Аграрной и Гражданской партий - «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) по 1 депутату. 

     В марте 2006 года была образована Государственная  комиссия по разработке и конкретизации  программы демократических реформ, в работе которой принимали участие  представители политических партий и общественных объединений. В итоговом документе Госкомиссии, содержащем предложения по основным направлениям политического реформирования в стране, содержалось предложение относительно введения уравновешенно-смешанной избирательной системы, основанной на формировании Мажилиса Парламента по принципу «50 на 50». Однако Президент РК Н.А. Назарбаев принял историческое решение о переходе к выборам депутатов нижней палаты Парламента на пропорциональной основе. Как следует из его выступления 16 мая 2007 года на совместном заседании Палат Парламента: «Новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения» [10].

     21 мая 2007 года был принят Закон  РК «О внесении изменений и  дополнений в Конституцию Республики  Казахстан». Согласно новому порядку  формирования депутатского корпуса  Мажилиса Парламента: его численность была увеличена с 77 до 107 человек; установлено, что 98 депутатов избираются на основе пропорционального представительства; введен институт избрания 9 депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана (АНК).

Информация о работе Пропорциональная система