Пропорциональная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:51, доклад

Описание работы

Вместе с тем пропорциональной системе присущи следующие недостатки. Во-первых, в соответствующих странах часто возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии и, как следствие, создания многопартийных коалиций, участники которых зачастую имеют разные программные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства.

Работа содержит 1 файл

В частности.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, новая избирательная система  республики приобрела специфические особенности. С одной стороны, по своей форме она осталась смешанной, с другой стороны, из нее были удалены элементы мажоритаризма относительно формирования нижней палаты Парламента.

     В целом, рассматриваемое нововведение имеет следующие очевидные плюсы:

  • - заметно возросли возможности для действующих политических партий участвовать в законодательной деятельности;
  • - появились шансы добиться определенного представительства в парламенте у партий, которые в силу разных причин его не имеют;
  • - у партий появился серьезный стимул для улучшения и заметной активизации довыборной работы партий с населением, особенно в регионах, для увеличения численности своих потенциальных сторонников и избирателей;
  • - были заложены серьезные предпосылки для идеологического выстраивания партийно-политического поля Казахстана на манер аналогичных систем в развитых зарубежных странах по схеме «правые» - «центр» - «левые». Данное обстоятельство, связано с ожиданиями реализации некоторыми партиями корректировки своей идеологии и отражающих ее программных документов.

     Для более полной оценки значимости применения в избирательном процессе Казахстана новой электоральной формулы  приведем сравнение результатов  указанных выше выборов с аналогичными выборами, которые прошли в том же году в Украине (30 сентября), России (2 декабря) и Кыргызстане (30 декабря)   
 
 
 
 
 
 

Страна Законода-

тельный орган

Количество депутатов Очередность выборов Электоральный порог Количество официально зарегис-х партий Количество партий, участвующих в выборах Количество партий, избранных в парламент
Казахстан Мажилис Парламента 107 Досрочные 7 %      11      7      1
Украина* Верховная Рада 450 Досрочные 3 %      120      20      5
Россия Государственная Дума 450 Очередные 7 %      15      14      4
Кыргызстан Жогорку Кенеш 90 Досрочные 5 %      100      12      3
 

 

     * В отношении Украины в последних  двух графах таблицы речь идет  о партиях и блоках  

     В целом,  сравнительный анализ парламентских выборов, прошедших в 4 указанных странах СНГ, позволяет отметить следующие моменты:

     1. Общими для всех выборов чертами являются: а) проведение полностью на пропорциональной основе (за небольшим исключением Казахстана в связи с выборами 9 депутатов от АНК); б) активное участие в выборах приняли пропрезидентские партии. При этом 2 из них непосредственно возглавляются президентами: в Казахстане - это Народно-демократическая партия «Нур Отан» во главе с Нурсултаном Назарбаевым, в Кыргызстане - партия «Ак жол» во главе с Курманбеком Бакиевым. В отличие от них президент Украины Виктор Ющенко является почетным лидером Народного союза «Наша Украина», а  президент РФ Владимир Путин возглавил только федеральный список партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму.  

     2. В Казахстане и России выборы  проводились в нижнюю палату  законодательного органа, тогда  как на Украине и Кыргызстане избирались однопалатные парламенты.

     3. За исключением России в трех  остальных странах проведение  выборов носило досрочный характер. Вместе с тем в Казахстане  данное обстоятельство было обусловлено  необходимостью обеспечения дальнейшего  развития результатов конституционной реформы. Роспуск же Мажилиса Парламента 3-го созыва был осуществлен Главой государства на основе соответствующего обращения к нему депутатов данной палаты. В отличие от Казахстана роспуск парламентов Украины и Кыргызстана был вызван политическим кризисом, наблюдаемым в обеих странах с 2006 года и выраженным обострением противоречий в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти. 

     4. Низкие показатели электоральной  конкуренции в Украине и Кыргызстане,  заметно расходящиеся с официально установленной численностью действующих здесь партий, объясняются тем, что большинство из этих партий действуют фактически номинально и не обладают значительным влиянием на ситуацию в стране. В Казахстане же подобное несоответствие объясняется двумя противоположными друг другу тенденциями. С одной стороны, во время выборов имело место проявление консолидации близких по духу партий в виде их слияния (Общенациональная социал-демократическая партия и Демократическая партия Казахстана «Настоящий Ак жол», Демократическая партия Казахстана «Ак жол» и Демократическая партия «Адилет»). С другой стороны, приняла решение бойкотировать выборы Коммунистическая партия Казахстана ввиду, как следует из заявления ее лидера Серикболсына Абдильдина, своего неприятия пропорциональной системы, разобщающей кандидатов в депутаты и избирателей.     

     5. В Казахстане и Кыргызстане  были произведены конституционные  изменения, затронувшие численность  депутатов соответствующих законодательных  органов. При этом если первый из них увеличил данную категорию парламентариев с 77 до 107 человек, то второй -  с 75 до 90.

     6. Самый низкий электоральный порог  имеет место на Украине, тогда  как самый высокий - в Казахстане  и России. Причем, последняя увеличила  его с 5 до 7 % именно к проведению выборов в Госдуму, видимо, в целях «отсева» оппозиционных партий и обеспечения наибольшего результата для «Единой России».

     Особая  ситуация в данном случае имела место  в Кыргызстане. Новая редакция Кодекса  о выборах предусматривала размер электорального порога для партий не только в общенациональном (5%), но и региональном (более 0,5% голосов граждан, включенных в списки избирателей по каждой области и городам Бишкек и Ош - прим.). Однако 18 декабря 2007 года Верховный суд страны отменил соответствующую норму избирательного законодательства, что позволило пройти в Жогорку Кенеш двум оппозиционным партиям.

     7. Во всех четырех странах доминирующее  положение в законодательных  органах заняли пропрезидентские  партии. Причем абсолютное значение  по  данному критерию имеет Казахстан, где единственной представленной в Мажилисе Парламента партией в соответствии с итогами голосования (88,05%) является «Нур Отан». В трех других странах наблюдается следующие соотношение соответствующих политических сил:

     - Кыргызстан: «Ак жол» - 71, Социал-демократическая партия Кыргызстана - 11, Партия коммунистов Киргизии - 8 депутатов.

     - Россия: «Единая Россия» - 315, Коммунистическая  партия Российской Федерации  - 57, Либерально-демократическая партия  России - 40, «Справедливая Россия» - 38 депутатов. Следует отметить, что в сравнении с парламентскими выборами 2003 года «Единая Россия» увеличила уровень своего представительства в Госдуме с 305 до 315 мест. Сокращение же ее электорального рейтинга с 67,78 до 64,3 %, видимо, объясняется тем, что предыдущие парламентские выборы проводились на смешанной основе.

     - Украина: Партия регионов - 175, Блок  Юлии Тимошенко - 156, блок «Наша  Украина - Народная самооборона» - 72 депутата, Коммунистическая партия  Украины - 27 депутатов, Блок Литвина - 20 депутатов. В данном случае обращает на себя внимание то, что Партия регионов, несмотря на свою победу на выборах, в этот раз, в отличие от результатов парламентских выборов 2006 года, не стала правящей. Электоральный же рейтинг пропрезидентского блока  по сравнению с выборами 2006 года снизился с 18 до 16 %, что соответствует количеству депутатов в 80 и 72 человек. В связи с этим обеспечение данным объединением статуса правящего стало возможным, благодаря заметному повышению электорального рейтинга Блока Юлии Тимошенко: с 29 (129 мест в Верховной Раде - прим.) до 35 %, с которым оно сформировало коалицию.

     Таким образом, можно констатировать, что  в отличие от указанных выше стран  СНГ Казахстан в процессе изменения  в 2007 году электоральной формы сумел добиться своего рода «двойного эффекта», отражающего две полярные друг другу стороны.

     С одной стороны, был сделан заметный шаг вперед по совершенствованию  избирательной системы путем  приведения ее в соответствие с раскладом  сил на партийно-политическом поле. Проведенные же в ее рамках выборы отличались заметным снижением напряженности в отношениях между конкурирующими между собой участниками, в том числе властью и оппозицией.

     Можно сделать вывод о том, что сами конкретные выборы в целом, в совокупности всех составляющих их особенностей и характеристик, а не только соответствующая электоральная формула, сокращают «эффективное число партий». 

     НДП «Нур Отан», независимо от своего прежнего статуса, наименования и состава, принимала  участие практически во всех выборах 1999-2007 гг. А это 2 президентские, 3 парламентские и столько же региональных избирательных кампаний, в то же время ни одна из действующих на сегодня других казахстанских партий ничем подобным похвастаться не может.

     Следует отметить, что победа «Нур Отана» не тождественна исчезновению из казахстанского политического процесса принципов и механизмов электоральной конкуренции. Необходимо провести анализ поражения других политических партий на парламентских выборах и извлечь из этого соответствующие выводы для последующих электоральных «баталий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Согласно п.2 ст. 20-2 закона о выборах, не аккредитуются лица, имеющие политические, экономические или другие интересы в Республике Казахстан. С чем это связано? 
В целях осуществления беспристрастной и четкой оценки выборов любого уровня, законодатель предусмотрел положение о том, что наблюдатели, имеющие какой-либо интерес, связанный с государством, в котором проводятся выборы, к наблюдению за выборами не допускаются. Мы исходим из того, что принцип беспристрастности при наблюдении за выборами в Республике Казахстан является одним из ключевых для обеспечения объективности оценок выборов. 
Данная норма закона полностью согласовывается с положениями Декларации принципов международного наблюдения за выборами, принятой на торжественной церемонии, состоявшейся в ООН 27 октября 2005 года в Нью-Йорке. Согласно пункту 6 Декларации, "наблюдение ориентировано на сам процесс и не касается каких-то конкретных результатов голосования, оно касается результатов выборов лишь в той мере, в какой это связано с их честным и точным объявлением в условиях транспарентности и в установленные сроки. Нельзя включить в состав международной миссии по наблюдению за выборами какого-либо человека, если он имеет какие-либо политические, экономические или другие интересы, которые помешают соблюдению точности и объективности при проведении наблюдения и (или) вынесении выводов о характере процесса выборов". 
 
2. Имеют ли международные наблюдатели право наблюдать избирательный процесс полностью, в том числе и сопровождать протоколы избирательных участков при их перевозке в вышестоящие избирательные комиссии? 
Да, могут. Это правомочие предусмотрено подпунктом 7 пункта 6 статьи 20-2 Конституционного закона РК "О выборах в Республике Казахстан", где сказано, что "наблюдатели иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации имеют право: наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям". Наблюдать процесс передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям международные наблюдатели могут. 
 
3. Будут ли копии протоколов избирательных комиссий опубликованы? 
Данные протоколов избирательных комиссий будут размещены на официальном сайте Центральной избирательной комиссии в Интернете по адресу: www.election.kz. Кроме этого, в пункте 8 статьи 43 Конституционного закона РК "О выборах в Республике Казахстан" сказано: "копия протокола немедленно вывешивается в помещении избирательного участка в специально установленном месте для всеобщего ознакомления и находится в помещении в течение двух дней"; далее "по желанию лица, присутствующего в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии". Постановления Центральной избирательной комиссии страны ориентируют все избирательные комиссии республики на неукоснительное соблюдение всех норм выборного законодательства страны, в том числе норм, регламентирующих упомянутые выше действия низовых избирательных комиссий. Так, постановлением от 2 августа 2007 года № 103/218 (пункты 3 и 7) окружные по выборам депутатов маслихатов, а также областные, городов Астана и Алматы избирательные комиссии обязаны не позднее пяти дней со дня голосования составлять и вывешивать в помещении соответствующей избирательной комиссии сводные ведомости о результатах голосования по партийным спискам в соответствующих административно-территориальных единицах. 
 
4. Какие меры предпринимаются для обеспечения прозрачности, конкурентности и честности выборов?. 
Подобные меры предусмотрены на законодательном уровне. 
Пунктом 6 статьи 20 Конституционного закона РК "О выборах в Республике Казахстан" предусмотрено, что "политические партии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправе делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной компании". 
Представитель политической партии с правом совещательного голоса вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, вправе обжаловать действия (бездействия) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд. Эта мера позволяет всем политическим партиям повсеместно и реально участвовать в деятельности всех участковых и вышестоящих избирательных комиссий и тем самым контролировать абсолютно все стадии их деятельности. 
Активную роль в повышении доверия общества к предстоящим выборам играет Центральная избирательная комиссия, которая регулярно проводит открытые заседания с участием представителей партий, участвующих в нынешней выборной кампании. При этом ЦИК очень внимательно относится к предложениям или замечаниям политических партий. 
По предложениям партий ЦИК приняла решение, согласно которому в электронные избирательные бюллетени на предстоящих выборах будут внесены не сокращенные, а полные наименования партий. 
С учетом обращений партий отменена норма об обязательности для регистрации доверенных лиц кандидатов указания места работы и адреса проживания. 
Центральная избирательная комиссия на постоянной основе информирует о принятых решениях, динамике избирательной кампании. 
ЦИК использует исключительно прозрачные методы работы с партиями. В частности, расположение наименований партий в избирательных бюллетенях или очередность выходов агитматериалов партий в СМИ определяются через механизм жеребьевки. 
Обеспечивается равный доступ партий и кандидатов к СМИ. Для этого впервые проводится Интернет-конференция партий, для размещения информации о партиях, участвующих в выборах, отведена специальная страница на Web-портале "электронного правительства" www. e.gov.kz. 
Для разрешения спорных моментов по информационным вопросам при ЦИК создан специальный Общественный Совет по рассмотрению информационных споров, в который вошли все представители политических партий и СМИ. 
Центризбиркомом инициирована Хартия о приверженности этическим нормам в освещении выборной кампании 2007 года", к которой присоединились 26 казахстанских СМИ и 6 НПО. 
Казахстан, придерживаясь принципов демократии, выполняя взятые на себя обязательства, постоянно приглашает иностранные государства и международные организации на всеобщие выборы, которые проходят в нашей стране. 
На местном уровне для политических партий, участников выборного процесса установлены специально отведенные места для размещения агитматериалов, решаются вопросы с местом проведения встреч с избирателями, агитационных акций. 
Государственными органами предпринимаются и другие меры для того, чтобы выборы действительно были демократическими, к ним имелось доверие как внутри страны, так и за ее пределами. 
 
5. Способстувет ли действующая система регистрации политических партий развитию партийной системы страны? 
Во многих странах законодательство определяет минимальную численность членов партии, необходимую для ее регистрации. При этом она сильно варьируется в разных государствах. Например, если в Португалии петиция о регистрации партии должна быть подписана не менее чем 5 тыс. человек, то в Мексике для создания новой партии согласно закону 1977 года число членов не может быть менее 65 тыс. человек. 
Недавние изменения в партийном законодательстве Российской Федерации наряду с другими новшествами предусматривают повышение минимальной численности партий до 50 тыс. членов. В результате, в отличие от 2003 года, когда на выборы могли идти сотни различных объединений, коалиций и блоков, сейчас в России осуществляет свою деятельность 21 партия, обладающая таким правом. 
В нашей стране требование о том, что для регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее 50 тыс. членов партии, представляющие филиалы и представительства партии во всех областях, городе республиканского значения и столице численностью не менее 700 членов партии в каждом из них, было введено летом 2002 года. 
Введение данных требований было закономерным и позволило добиться ряда положительных результатов. 
Во-первых, в Казахстане начали создаваться общенациональные, крупные, массовые партии, пользующиеся реальной поддержкой широких социальных слоев общества. Партийные организации начали в большей степени отражать интересы общества, а не отдельных персон, повысилась их ответственность. Одновременно действующая процедура регистрации поставила заслон на пути создания "партий-однодневок", различных "карликовых" партий или партий "одного человека". 
Во-вторых, сейчас все зарегистрированные партии имеют представительства во всех регионах страны. Следовательно, партии начали действовать на местах, в регионах, а значит – укрепилась их связь с населением. 
В-третьих, принятые меры придали политической жизни большую степень стабильности и предсказуемости. Иными словами мы укрепили баланс между демократическими началами политической жизни и ее устойчивостью. Электоральные циклы с участием политических партий постепенно отходят от того, чтобы носить характер судьбоносных событий и превращаются в конкуренцию различных программ социально-экономического развития. 
Таким образом, в целом принятые меры способствовали росту авторитета политических партий в обществе, укрепилась сама партийная система. 
Сегодня основным критерием успешности любой партии является доверие избирателей. Никаких других препятствий для политических партий, тем более законодательных, на пути к достижению политической власти нет. 
 
6. Ограничивают ли существующие нормы законодательства пассивное избирательное право граждан, не являющихся членами партий? 
В этом вопросе наше государство исходит из общепринятого мирового опыта, согласно которому главным проводником интересов населения являются политические партии. Ответственно реализуя в Парламенте законотворческие функции в соответствии со своими программными документами, партии представляют интересы определенной части населения, обеспечивая тем самым репрезентативность и реальный расклад политических сил. 
В результате принятых изменений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" в стране была введена пропорциональная избирательная система, которая предоставит партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны. Именно это новшество способно обеспечить эффективное отстаивание общественных интересов и реальное отражение воли населения. 
Кроме того, в выборном законодательстве Казахстана предусмотрено, что пассивное избирательное право любой гражданин может беспрепятственно реализовать в органах местного управления – маслихатах, зарегистрировавшись в качестве самовыдвиженца. Также казахстанец с активной гражданской позицией всегда может реализовать свое пассивное избирательное право, вступив в ту или иную партию и изнутри влияя на ее политику. 
Именно переход реальной политики в сферу компетенции партии расширяет возможности участия общественности и институтов гражданского общества в принятии и влиянии на государственные решения. 
Реформирование высшего законодательного органа путем введения пропорциональной избирательной системы было направлено также на то, чтобы сделать его более профессиональным. Предполагается, что в нем должны будут работать политики-профессионалы. С учетом мирового опыта, такие люди в основном являются членами политических партий, так как только они имеют четкие политические взгляды и, самое главное, необходимый опыт и ресурсы для работы в законодательном органе страны. 
Основная функция политических партий – борьба за власть. У неправительственных организаций и других институтов гражданского общества иные цели, утвержденные в их Уставах. 
Следовательно, представители гражданского общества, если хотят принять участие в борьбе за власть, должны вступить в какую-либо партию, либо создать новую партию. Таким образом, они имеют возможность представлять и защищать интересы своей организации на законных основаниях. 
Необходимо также отметить, что пропорциональная избирательная система применяется в более чем 60-ти странах мира, в том числе практически во всех демократических развитых государствах, и данные нормы регулируются подобным же образом. Тем самым в этом вопросе Казахстан выходит на магистральный путь мирового развития. 
 
7. Не нарушаются ли требования избирательного законодательства о том, что избиратели участвуют в выборах депутатов Мажилиса на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень, введением нормы согласно которой, 9 депутатов Мажилиса Парламента избираются членами Ассамблеи народа Казахстана. 
Согласно пункту 31 Копенгагенского документа 1990 года "Государства – участники примут, в случае необходимости, специальные меры с целью гарантировать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, полное равенство с другими гражданами в осуществлении прав человека и основных свобод и пользования ими". 
Предоставление Ассамблее народов Казахстана права на избрание 9-ти депутатов в Мажилис Парламента Республики Казахстан есть одна из специальных мер, принимаемых нашим государством, с целью гарантирования национальным меньшинствам их избирательных прав, а также реализацией соответствующих положений Копенгагенского документа о национальных меньшинствах. 
В целях обеспечения представительства национальных меньшинств 9 депутатов Мажилиса Парламента избираются всеми членами Ассамблеи народа Казахстана – гражданами Республики. Конституцией закреплен статус Ассамблеи народа Казахстана, которая представляет интересы всего народа многонационального Казахстана и проявила себя эффективным институтом обеспечения межэтнического согласия в нашей стране, в которой проживают представители 130 этнических групп, исповедующих 45 конфессий. 
Кроме того, международными договорами предусматривается представительство национальных меньшинств в парламентах. В частности, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, которая ратифицирована Казахстаном 7 июня 2007 года, Лундскими рекомендациями ОБСЕ об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни. 
Законодательные квоты (от 1 до 10 мест) для представителей национальных меньшинств в нижней палате Парламента предусмотрены в 34 странах мира, в том числе в Италии, Финляндии, Дании, Португалии, Хорватии, Румынии, Словении, Индии и Пакистане. Квоты для национальных меньшинств в верхней палате Парламента предусмотрены законодательствами 17 стран мира. 
Таким образом, обеспечивая представительство Ассамблеи народа Казахстана в Парламенте, Казахстан следует международным демократическим нормам, с тем, чтобы в Парламенте учитывались особые интересы национальных меньшинств. 
При реализации вышеназванной нормы не нарушается и принцип равного избирательного права. В соответствии со статьей 5 Конституционного закона "О выборах Республики Казахстан" под равным избирательным правом понимается, что каждый избиратель обладает одним голосом на один избирательный бюллетень. 
Граждане Республики Казахстан обладают равным числом голосов при выборах депутатов по партийным спискам политических партий. Так, 18 августа 2007 года в городах Астана и Алматы избиратели получат 2 бюллетеня по выборам депутатов Мажилиса Парламента и депутатов городского маслихата. Избиратели иных населенных пунктов голосуют по 3 избирательным бюллетеням по выборам депутатов Мажилиса, депутатов областного маслихата и депутатов районного либо городского маслихатов, и здесь подразумевается и сохраняется принцип "один бюллетень – один голос". 
Указанное не дает оснований делать вывод, что избиратели иных населенных пунктов имеют на один голос больше, чем избиратели городов Астаны и Алматы. 
В случае с выборами членами Ассамблеи народа Казахстана девяти депутатов Мажилиса от национальных меньшинств соблюдается тот же принцип "один бюллетень – один голос". 
То есть члены Ассамблеи в отличие от многих избирателей будут иметь на руках на один бюллетень больше, что никак не противоречит законодательству Республики Казахстан. 
 
8. Будут ли политические партии после выборов сами определять, кто из выдвинутого ими списка войдет в Мажилис, или мандаты будут распределяться в соотвествии с очередностью, установленной в зарегистрированном партией списке? 
В Казахстане действует принцип закрытых партийных списков, который функционирует в целом ряде демократических стран (ФРГ, Украина, Норвегия, Испания, Португалия, Израиль и другие государства). Мировой опыт свидетельствует, что использование "открытых" списков в ряде случаев приводил к "обезглавливанию" списка, к резкому обострению не благоприятствующей делу конкуренции внутри партии. 
Смысл "закрытых" списков заключается в том, чтобы по возможности обеспечить представительство в государственных выборных органах, например, женщин, представителей национальных меньшинств и так далее. 
Политические партии никоим образом не ущемлены в правах, так как они сами без вмешательства извне определяют, кто из партийного списка получит мандаты. 
На этапе регистрации используется алфавитный порядок построения списка, а на этапе распределения мандатов партии вправе составлять список, исходя из политического веса, рейтинга партийцев, находящихся в данном списке. Такой подход отвечает требованиям политической логики и исходит из мирового демократического опыта. 
 
9. В связи с чем было введено требование, согласно которому депутатом Парламента может стать гражданин Республики Казахстан постоянно проживающий на ее территории последние 10 лет? 
Это связано с тем, что Республика Казахстан динамично развивается как экономически, так и политически. Следует подчеркнуть, что когда человек отсутствует в стране 1-2 года, по возвращении он удивляется тем разительным переменам, которые случились за этот короткий промежуток времени. А когда он отсутствует в стране 10 лет (а за этот период Казахстан сумел расстаться с социалистической общественно-экономической формацией и перейти на рыночные методы хозяйствования), и желает быть избранным, то он должен не удивляться, а будучи избранным, с глубоким знанием дела принимать конкретное участие в решении важнейших государственных дел. 
Допустить, чтобы такой человек из-за незнания существа дел в стране допускал большие и малые ошибки, совершал эксперименты на обществе и государстве нельзя. Вот почему в статье 51 действующей Конституции Республики Казахстан установлен ценз оседлости в 10 лет. В этой связи необходимо подчеркнуть, что неслучайно цензы оседлости от 1 (одного) года до 14 (четырнадцати) лет предусмотрены при проведении разных видов выборов в целом ряде зарубежных стран (США, Канада, Финляндия, Норвегия и другие). 
 
10. Подготовит ли Центральная избирательная комиссия специальные инструкции для избирательных комиссий содержащие конкретные указания по подсчету голосов и подведению итогов голосования, по предоставлению документов участковыми избирательными комиссиями в территориальные комиссии и т.д? 
2 августа 2007 года Центризбиркомом принято постановление "Об установлении результатов голосования территориальными избирательными комиссиями на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва, назначенных на 18 августа 2007 года" в котором содержатся детальные инструкции для избирательных комиссий по упомянутым вопросам. 
 
11. Чем обусловлен 7%-ный барьер для политических партий для прохождения в Мажилис Парламента? 
Чтобы укрупнить партийные фракции в Парламенте, избежать засилья в нем постоянно конфликтующих между собой мелких групп, проникновению которых способствует пропорциональная система, применяется ограничение пропорциональности представительства в пользу крупных и средних партий. Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" устанавливает 7%-ный барьер для политических партий. 
Прежде всего, 7%-ный порог отсекает различные мелкие партии, не пользующиеся достаточной поддержкой населения. Это позволяет избежать фрагментированности Парламента, что способствует повышению эффективности его работы. 
Данный порог также побуждает различные партии к укрупнению своих ресурсов, в том числе и путем слияния со схожими по идеологии движениями. В результате избиратели не имеют проблем с идентификацией схожих в идейном плане партий и их голоса оказывают более существенное влияние на политику страны. 
Еще одно обоснование – необходимость ограничить число возможных партий, получающих голоса избирателей на уровне статистического "шума", так как возможна ситуация, что избиратель голосует за них случайно и они, таким образом, реально никого не представляют. 
Кроме того, международный опыт показывает, что во многих странах присутствуют самые различные избирательные пороги. Показатель в 7% не является необычным. К примеру, в других государствах имеются еще более высокие избирательные пороги. Например, 12,5% в Шри-Ланке, а 8%-ный порог установлен как в ближневосточном Египте, так и в европейском государстве Лихтенштейн. 
В Германии, Венгрии установлен барьер в 4%, в Болгарии, Италии – 3%, в Испании - 1%, в России – 5%. В Польше партии должны преодолевать 5%-ный барьер, партийные коалиции – уже 8%-ный барьер. 
Как видим, на мировом фоне заградительных барьеров для политических партий на пути в Парламент Казахстан придерживается усредненного, сбалансированного показателя. 
 
12. Как решаются проблемы равного доступа политических партий к СМИ? 
Государственными органами принимаются меры по обеспечению равного доступа участников политической кампании к СМИ и широкому освещению электоральной кампании в стране. 
Согласно избирательному законодательству, в период проведения предвыборной агитации государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации. 
СМИ, в свою очередь, предоставляют эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам на договорной основе. В период активной политической кампании расчет норм по услугам публикаций и выступлений в СМИ исчисляется значительными суммами. Вследствие этого, в целях обеспечения равного доступа политических партий к СМИ в период предвыборной агитации и более широкого информирования избирателей о предвыборных программах партий, участвующих в выборах, Центральная избирательная комиссия осуществила ряд инициатив. 
Так, за счет средств ЦИК политическим партиям предоставлено эфирное время в формате прямого эфира на государственном телеканале "Хабар" (программа "Бетпе-бет"- 20 минут) в период с 31 июля по 9 августа, а также 1 час эфирного времени на Казахском радио с 31 июля по 8 августа для пропаганды своих предвыборных программ. 
Наряду с этим, за счет средств ЦИК в двух главных государственных газетах с 24 июля по 3 августа предоставлена печатная площадь в объеме 250 строк для публикации интервью с лидерами или представителями политических партий. 
3 августа т.г. на государственном телеканале "Казахстан" в прямом эфире состоялась межпартийная дискуссия с представителями всех партий по основным направлениям социально-экономического развития страны, эволюции гражданских институтов. 
Некоторые частные телевизионные каналы по собственной инициативе развернули дискуссионные площадки и организовывают теледебаты с участием всех политических партий, участвующих в выборной кампании. К примеру, "31 каналом" запущено в эфир еженедельное ток-шоу "Один к одному" (на русском языке) и "Кім?" (на казахском языке). Планируется, что за период электоральной кампании выйдут по 4 выпуска этих программ. 
По инициативе ЦИК впервые в Республике Казахстан реализуется проект Интернет-форумов и Интернет-конференций лидеров политических партий. Данный проект осуществляется на веб-портале "электронного правительства" и предполагает обеспечение равного доступа всем политическим партиям в зоне Казнета. Любой пользователь Интернета имеет возможность задать свой вопрос партиям и их лидерам на страничке портала "Выборы 2007". 
Как показывают результаты мониторинга, интенсивность работы политических партий с различными видами СМИ существенно различается, что обусловлено не только различными ресурсными возможностыми партий, но и высокой степенью соперничества и конкурентной борьбы. 
 
13. Почему Коммунистическая пратия Казахстана отказалась от участия в выборах? 
Вопрос участия и неучастия в выборах – это предмет свободы выбора той или иной политической партии. 
Коммунистическая партия Казахстана действительно отказалась от участия во внеочередных выборах в Мажилис Парламента. Однако она отнюдь не отказывалась от участия в выборах в маслихаты, то есть местные представительные органы. Наряду с выдвижением своих кандидатов КПК поддерживает членов партии, пожелавших баллотироваться на выборах в качестве самовыдвиженцев. Об этом говорит заявление, сделанное Первым секретарем КПК С.Абдильдиным 5 июля после съезда возглавляемой им партии. Никаких препятствий Компартии в этом нет. По итогам регистрации кандидатов в маслихаты от Компартии зарегистрировано 5 кандидатов. Кроме того, Компартия имеет возможность непосредственно осуществлять избирательный контроль, участвуя через своих представителей в работе избирательных комиссий. Всего от Компартии в избиркомах представлено 2788 чел. или 3% от всей численности избиркомов. 
 
14. Учитываются ли рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, сделанные в течение 2004-2006 годов, при внесении изменений и дополнений в избирательное законодательство? 
В настоящее время с БДИПЧ/ОБСЕ обсуждаются рекомендации по совершенствованию выборного законодательства, изложенные в 3 документах: 
1) Оценка БДИПЧ/ОБСЕ Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (24 августа 2004 года); 
2) Отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами Мажилиса Парламента Республики Казахстан 19 сентября и 3 октября 2004 года; 
3) Итоговый отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Республики Казахстан 4 декабря 2005 года. 
Указанные документы содержат 71 рекомендацию, требующую внесения изменений в законодательные акты. 
К настоящему времени из них фактически реализованы 26 рекомендаций. 
Не могут быть приняты следующие: 
• Исключение нормы, предусматривающей обращение Президента в Конституционный Совет Республики в случае спора по вопросу правильности проведения выборов. 
• Принадлежность мандатов депутатам Мажилиса Парламента, избранным по партийным спискам политических партий. Избранный депутат не должен терять мандат из-за смены своих политических предпочтений, ликвидации партии или послевыборного решения в отношении политической партии, вне зависимости от конкретной формулы распределения мест. 
• Исключение запрета на финансирование и проведение предвыборной агитации иностранцам, лицам без гражданства. 
• Исключение запрета на изготовление агитационных материалов вне территории Республики Казахстан. 
Работа по совершенствованию выборного законодательства продолжается. 
Для проработки поправок в закон о выборах ЦИК создала рабочую группу, в состав которой были включены депутаты Парламента, представители госорганов, политических партий и общественных объединений. 
В 2006 году состоялись два круглых стола с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей международных организаций, проведены три консультации с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ, а также рабочие встречи с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ по обсуждению рекомендаций. 
Отдельные из них реализованы на уровне постановлений ЦИК. К примеру, оповещение наблюдателей о повторном подсчете голосов и предоставление им возможности наблюдать за повторным подсчетом (постановление ЦИК от 2 августа 2007 года № 103/218). 
Отдельные рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, на наш взгляд, могут повлечь ухудшение положения участников избирательного процесса. В частности, предложение БДИПЧ/ОБСЕ сократить 10-дневный срок обжалования действий (бездействия), решений избирательных комиссий, установленный Конституционным законом о выборах. 
Проект поправок в Конституционный закон о выборах передан в июне 2007 года БДИПЧ/ОБСЕ для дачи экспертного заключения. 
По итогам выборов 2007 года планируется провести всесторонний анализ и в 2008 году внести на рассмотрение Парламента проект поправок в Конституционный закон о выборах. 
 
15. Как строится работа Центральной избирательной комиссии по рассмотрению жалоб и обращений? 
Все поступающие в ЦИК обращения рассматриваются. Результатом такого рассмотрения являются: принятие постановлений Центральной избирательной комиссии, направление обращений в другие государственные органы, дача разъяснений и так далее. 
Так, для дачи по запросу субъектов избирательного процесса информации о количестве избирателей в Республике Казахстан достаточно направления такой информации за подписью уполномоченного должностного лица. Аналогичная ситуация складывается и в случае, когда субъектом избирательного процесса внесено предложение по его усовершенствованию, прямо противоречащее законодательству Республики Казахстан. 
Между тем, если поступило конкретное конструктивное предложение и оно требует принятия решения ЦИК, то такое решение будет принято. 
Так, к примеру, в связи с поступавшими обращениями были изменены: форма протокола о регистрации доверенных лиц политических партий, написание полных, а не сокращенных наименований политических партий в электронном избирательном бюллетене (постановления ЦИК от 24 июля 2007 года № 100/208, №100/209, 27 июля 2007 года № 102/215) и т.д. 
Организация выборной кампании и процедуры, осуществляющиеся в рамках электоральной кампании в республике, нацелены на соответствие принципу максимальной открытости. 
Главной задачей Центральной избирательной комиссии является обеспечение легитимности выборов, то есть проведение честной и транспарентной избирательной кампании.

Информация о работе Пропорциональная система