Реформа местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Введение местного самоуправления было обусловлено рядом причин.
1 Его появление было связано с тем, что усиление ведомственной централизации привело экономику и социальную сферу страны к серьезным осложнениям и деформациям.
2 Министерства и ведомства, обладая, по существу, неограниченной собственностью, взяли на себя всю ответственность по управлению страной, но в итоге не обеспечили управляемость.

Содержание

Вопрос 1 Реформы местного самоуправления в России………. 3
Вопрос 2 Взаимодействие органов и должностных лиц
местного самоуправления………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

муниципальное право (2).doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Из  текста закона следуют три направления  реализации его положений:

     создание  законодательной и нормативной  базы местного самоуправления;

    создание  организационных структур местного самоуправления;                    проведение разграничения полномочий, финансов и собственности (включая землю) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

       Эти направления должны реализовываться  (в рамках их компетенции):

       на федеральном уровне - органами  государственной власти Российской Федерации;

       на уровне субъекта Федерации  - органами государственной власти  соответствующего субъекта Федерации; 

       на уровне местного самоуправления - населением муниципальных образований  и созданными им органами местного  самоуправления

    В целях разрешения имевшихся проблем был принят 7 октября 2003 г. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

    Общие положения:

  • Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
  • Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
  • Граждане Российской Федерации (осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
  • Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003г. регулируються следующие вопросы:

- наделение  органов местного самоуправления  отдельными полномочиями РФ (ст 19)

-  гарантии избирательного права и права на участие в местном референдуме, порядок их организации и проведения (ст. 22, 23)

- муниципальная  служба (ст. 42)

- порядок регистрации устава муниципального образования (ст. 44)

- особенности   возникновения, осуществления и  прекращения права муниципальной  собственности, а также порядок  учета муниципального имущества (ст. 50)

Законами субъектов  Российской Федерации должны регулироваться следующие вопросы:

- установление  и изменение границ местного  самоуправления

- наделение органов  местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации

- порядок проведения  и подготовки муниципальных выборов  и местного референдума 

- наименование  органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Взаимодействие органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. 

   Органам местного самоуправления, система которых  определяется населением самостоятельно, принадлежит значимая роль в осуществлении местного самоуправления. Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами, как путём различных форм прямого волеизъявления, так  и через органы местного самоуправления.  Однако  наибольший объём  повседневного решения всех местных вопросов в условиях различных объективных причин ограничивающей широкое использование формы прямого волеизъявления гражданам, происходит  на органы местного самоуправления.

   Органами  местного самоуправления являются органы избираемые непосредственно населением и образуемые представительными органами муниципальных образования наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

   Должностное лицо местного самоуправления – это  выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно – распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

   Органы  местного самоуправления подразделяются на коллегиальные представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации, руководитель муниципальной милиции и др.)8

   Должностное лицо местного самоуправления может действовать в качестве органа местного самоуправления (глава муниципального образования, глава местной администрации, руководитель муниципальной милиции) или в качестве члена выборного органа местного самоуправления, избираемого населением или образуемого представительным органом (депутат, член контрольного органа, член избирательной комиссии с правом решающего голоса).

    Согласно  пункту 1 статьи 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”от 2003 г..

       создание невыборных органов  местного самоуправления целиком отнесено на усмотрение самих муниципальных образований. Это ни в коей мере не означает, что условия деятельности названных органов не входят в сферу внимания федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Независимо от того, являются ли муниципальные органы выборными или назначаемыми, статус служащих там лиц устанавливается федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации и учитывается в уставе муниципального образования.

     На  уровне местного самоуправления не применяется  принцип разделения властей, но каждый орган должен действовать так, чтобы не дублировать деятельность других, а эффективно взаимодействовать с ними. Границы разделения сфер деятельности и сфер взаимодействия могут быть достаточно  подвижными. Более того, институционально возможно даже гибкое объединение органов, выполняющих разные функции. Так, согласно пункту3 статьи 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 2003 г., глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях.

     «Глава  муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.»9

     Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 2003 г. органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования.

     Согласно  пункта 4статьи 34 Закона органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Этот пункт воспроизводят одно из положений ст.12 Конституции Российской Федерации.

     Будучи  сформированы «снизу», т.е. населением, органы местного самоуправления не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти и не обязаны выполнять их директивные предписания, если те выходят за пределы полномочий, предоставленных данным органам государственной власти. При этом важно иметь в виду, что формула «не входят в систему органов государственной власти» отнюдь не означает функционального обособления обеих групп органов. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений. Само их создание и важнейшие полномочия определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, экологической, политики в области культуры, образования, здравоохранения и др. Взаимодействие с органами государственной власти также может заключаться в том, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ.

     Сферы взаимодействия органов и должностных  лиц местного самоуправления прямо  зависит от данных им полномочий. Согласно пункта 3 статьи 34 Закона органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

     Таким образом, определены вопросы исключительного  ведения представительных органов местного самоуправления, то есть такие вопросы, которые вправе решать только представительные органы и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

     1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

     2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

     3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

     4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

     5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

     6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

     7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального сотрудничества;

     8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

     9) контроль за исполнением органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения.

     Так же представительные органы местного самоуправления издают свои правовые акты. В большинстве случаев в законах и уставах они именуются решениями и постановлениями. Кроме того, в ряду актов представительных органов называются резолюции, заявления, обращения (руководитель представительного органа издает по вопросам организации работы представительного органа распоряжения). Глава муниципального образования, главы администраций издают согласно большинству законов и уставов постановления и распоряжения, руководители структурных подразделений - приказы (в некоторых уставах добавляются правила и инструкции).

     Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Информация о работе Реформа местного самоуправления в России