Реформы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
 Определение эффективности местного самоуправления;
 Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
 Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.

Содержание

Введение
1. Реформы местного самоуправления в России
2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации
3. Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления
5. Развитие местного самоуправления в современной России
6. Взаимоотношение органов и должностных лиц
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

konstitycionnoе.doc

— 202.50 Кб (Скачать)


47

 

Содержание

Введение

     1. Реформы местного самоуправления в России

2.  Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации

3.      Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации.

4.      Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления

5.      Развитие местного самоуправления в современной России

6.      Взаимоотношение органов и должностных лиц

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Местное самоуправление  - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления  должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.

              По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

              Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.

              Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

- Оправдают ли предлагаемые разработчиками проекта нового закона социальные меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов?

- Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?

              Не следует забывать, что местная власть за последние 10-12 лет неоднократно реформировалась, менялась ее законодательная база. Выдержит ли она новую радикальную перестройку, пойдет ли она ей на пользу?

              Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления,  выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д.

              В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

      Определение эффективности местного самоуправления;

      Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;

      Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.

              Объектом исследования выступает реформирование принципов местного самоуправления в Российской Федерации.

              Предметом исследования  является новая модель местного самоуправления в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реформы местного самоуправления в России

Сразу  же после отмены крепостного права реформировали органы  местного самоуправления. По закону  1 января 1864 года были созданы земства. Введение в действие Положения  о земских учреждениях было возложено на временные  уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства,  исправника,  городского головы  и чиновников от  палаты государственных имуществ и от конторы  удельных крестьян. И то, и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией, под  предводительством губернатора.

Выборы  гласных (депутатов) в состав уездного  земского собрания  проходили по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах:

1.      крупных землевладельцев,

2.      городских собственников, владеющих недвижимым имуществом в городе,

3.      сельских обществ.

Выборы производились  раздельно: от первых двух курий  проводились на съездах их представителей. В избирательных съездах  не могли принимать участия: « а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или по общественному приговору;  и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России»,[1] а также лица, признанные недееспособными и исключенные из духовного ведомства.

В выборах уездных землевладельцев могли участвовать: а) собственники земли,  расположенной в определенном уезде; б) лица, которые владели в уезде другим недвижимым имуществом, не ниже 15 тысяч рублей, владеющие промышленным или хозяйственным заведением; в) уполномоченные от нескольких землевладельцев, учреждений и т.п.; г) уполномоченные от священнослужителей, которые владели в уезде церковью.[2]       

Исполнительными органами  были губернские и уездные земские  управы. Они состояли из председателя и нескольких  членов, избирались на три года. Губернские собрания проводились раз в год и длились 2-3 недели, для решения возложенных на них задач, а также утверждения смет расходов и доходов. Земские собрания получали в свое ведение по своему преимуществу дела местного хозяйства.  На основании Временных Правил, все государственные повинности были изъяты из компетенции земства. Из общих губернских  повинностей  в ведении земских учреждений  находились: а) устройство  и содержание дорог, мостов, перевозов  и верстовых столбов; б) наем домов для рекрутских присутствий,   становых приставов  и судебных следователей; в) содержание подвод  при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; д) содержание местных по крестьянским делам учреждений.

Земская реформа  1864 года положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения  и народного просвещения.  

Земская интеллигенция многое сделала для  улучшения жизни деревни. «Один земский врач обслуживал  200 деревень,  принимал в обычный день  не менее 60 больных, в праздничный – по 100 человек. Рабочий день земского врача составлял 12 часов. Фельдшеры и акушеры  получали в земствах 120 – 180 рублей в год, сельские земские учителя – 150 рублей в год. «Тесно, сыро, холодно и не сытно». Так оценивали свою жизнь учителя и врачи»[3].          

                     

В 1870 году была проведена городская реформа. Она была проведена на основе Городового положения, принятого в том же  году.

Городовым положением 1870 года избирательное право как активное, так и пассивное,  было предоставлено  каждому городскому обывателю, независимо от  сословной принадлежности, но при наличии следующих условий: 1) если он Русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения 3) если он при этих условиях владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города  сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочный торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п.;  4) отсутствие недоимок  по городским сборам.[4] Таким образом, каждый, кто имел хоть крошечный домик, кто в качестве торговца или  ремесленника, платил  в казну города, пользовался правом не только избирать, но и сам мог  быть  избранным в гласные.

Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Юридические лица и женщины участвовали в выборах  через представителя.  Голосование было тайным.    

Лучшей стороной реформы  1870 года  была направленность деятельности городских органов на решение местных  дел, ведении городского хозяйства и благоустройства, установление правил  об использовании  городского имущества и различных сборов. Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном  развитии городов, системе здравоохранения  и народного просвещения, а также способствовала становлению общественно-политической и культурной жизни, развитию предпринимательства и торговли.

Недостаток реформы заключался в том, что органы городского самоуправления контролировались и подчинялись  царской администрации, что сильно ограничивало их самостоятельность.

Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 года закрепил общие положения органов местного самоуправления в Российской Федерации; структуру и организационные основы деятельности местных органов власти и управления; структуру и организационные основы деятельности местной администрации; экономическую основу местного самоуправления; финансовую основу местного самоуправления; компетенцию местных советов  и местной администрации; территориальное общественное самоуправление населения; гарантии местного самоуправления.

Конституция России 1993 года определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[5].

Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел"[6].

28 августа 1995 года был принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» который  в соответствии с Конституцией Российской Федерации определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

              Федеральным Законом от 20.08.1995 года установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций[7].

К органам местного самоуправления, закон отнес выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований[8]. К формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления по закону отнесены: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления[9]. Установлен запрет на ограничение прав местного самоуправления. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от12.08.1995 г., другими федеральными законами, запрещается[10]. Кроме того, в отличие от закона 1991 года в данном законе установлена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом[11].

6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С этого времени началась реализация этого закона в нашей стране. Вступил в силу закон с 01.01.2006. Суть этой реформы заключается в установление РФ двухуровневой системы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется как на уровне городских поселений, так и на уровне муниципальных районов, в состав территории которых входят поселения. На уровне поселений решаются вопросы местного значения, которые непосредственно касаются жизнедеятельности жителей конкретного поселения, то есть, в основном, жилищно-коммунальные вопросы местного значения. Муниципальный район имеет полномочия, которые касаются не одного отдельного поселения, а всех поселений, входящих в состав муниципального района, то есть межмуниципальные, межпоселенческие вопросы местного значения. Для крупных и самодостаточных населенных пунктов предусмотрен и еще один тип муниципального образования - "городской округ. Городской округ не входит в состав муниципального района и обладает полномочиями, как поселения, так и муниципального района. Изменение системы местного самоуправления в РФ должно повысить заинтересованность жителей в осуществлении местного самоуправления, в связи с приближением к населению этого уровня публичной власти, что в свою очередь должно положительно сказаться на социально-экономическом положении муниципальных образований.

Информация о работе Реформы местного самоуправления