Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.

Работа содержит 1 файл

полная версия.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     Основными направлениями государственной  политики в области развития местного самоуправления являются:

  • обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;
  • создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;
  • обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.

     Для осуществления государственной  политики в области развития местного самоуправления используются следующие  механизмы:

    1. правовое регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
    2. формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;
    3. принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
    4. бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
    5. передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;
    6. методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;
    7. подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;
    8. информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование (то о ходе и проблемах реформы местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;
    9. широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[34]

     Такой комплексный подход к выработке  и осуществлению государственной  политики позволяет повысить эффективность  местного самоуправления, определить оптимальные формы его взаимодействия с государственными структурами.

     3. Государственная поддержка местного самоуправления, которая включает в себя создание органами государственной власти необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление. К государственной поддержке местного самоуправления относятся федеральные и региональные программы развития местного самоуправления, принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти.

     4. Установление государственной защиты и гарантий местного самоуправления, их форм, пределов и возможностей, в том числе:

     - компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии избирательных прав;

     - судебная защита местного самоуправления, которая означает право граждан, проживающих на территории муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

     5. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, включающего в себя:

  • контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
  • финансовый контроль, контроль межбюджетных отношений;
  • прокурорский надзор;
  • государственную регистрацию устава муниципального образования;
  • другие виды государственного контроля, включая контроль со стороны различных государственных ведомств и служб.[29]

     6. Установление государственно-правовой ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, включая прекращение их полномочий. Такая ответственность наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципальных образований. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

     Таким образом, рассмотрение государственных функций в сфере местного самоуправления позволяет сделать вывод о решающей роли государства в установлении и регулировании местного самоуправления, определении его видов, форм, уровней, а также роли, месте и значении местного самоуправления в государственно-правовой структуре российского общества. Все сказанное свидетельствует о тесной взаимосвязи государства и самоуправления, о проникновении в местное самоуправление государственных начал и о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов.    

     2.2 Место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений: проблемы и перспективы

     Конституция Российской Федерации предусматривает осуществление власти в государстве через институты государственной власти и властную составляющую местного самоуправления. В связи с этим крайне актуальным становится вопрос о соотношении государственного и общественного элемента в современном государстве, т.е. о соотношении и взаимодействии государственной власти и местного самоуправления как институтов публичной власти.

     По  мнению С. А. Авакьяна, есть как минимум  три канала их взаимодействия: во-первых, вышестоящие органы помогали и будут помогать в хозяйственно-финансовом отношении местному самоуправлению; во-вторых, они должны выступать в качестве надзорной инстанции, «оберегающей» местное самоуправление от принятия незаконных и необоснованных решений, не позволяющей забывать о государственном интересе; в-третьих, вышестоящие органы призваны быть инстанцией, помогающей, в том числе методически, местному самоуправлению, обобщающей и распространяющей их положительный опыт. И, наконец, в субъекте РФ должна быть инстанция, которая координировала, изучала бы и обобщала тенденции развития местного самоуправления, в свою очередь испытывая его влияние по принципу обратной связи.

     Местное самоуправление, будучи относительно самостоятельным институтом общественного  развития, оказывает влияние на государство и его структуры, взаимодействует с ним. Это взаимодействие выражается в следующих положениях:

  • обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • обязанность рассмотрения органами государственной власти и государственными должностными лицами обращений органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • обладание представительных органов местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ;
  • право местного самоуправления предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц;
  • участие местного самоуправления в избирательном процессе при подготовке и проведении выборов органов государственной власти и референдума Российской Федерации и ее субъектов;
  • осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

     Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.[30]

     Исторический  анализ исследуемого вопроса непосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления и развития государства, его выделения из общества и функционирования как относительно самостоятельного многопланового социального явления.

     Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

     Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет  признаки как властного, так и  общественного института. Характерной  чертой современного этапа развития Российской Федерации является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В настоящее время в научной среде наблюдаются два основных подхода к реформированию и дальнейшему развитию института местного самоуправления в нашей стране. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (естественно, кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в «огосударствлении» местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении его как продолжения государственного управления на местах.[38]

     Основываясь на российском и зарубежном опыте, можно утверждать, что эффективная и плодотворная деятельность государства возможна лишь при наличии жизнеспособной структуры местного самоуправления. В современных демократических государствах муниципальные органы юридически не подчинены центральной администрации. Они имеют финансовую самостоятельность и собственные службы. Центральные власти не вправе ни давать им обязательных указаний по вопросам, касающимся местных дел, ни аннулировать или изменять их решения в административном порядке. Таким образом, местное самоуправление олицетворяет собой реализацию принципа территориальной децентрализации.

     Концепция построения системы местного самоуправления в Российской Федерации, напротив, по мнению некоторых специалистов, по своей сути сводится к огосударствлению местного самоуправления, его трансформации в местный уровень государственной власти, что противоречит самой сути местного самоуправления как института глубоко демократического, являющегося одним из проявлений народовластия, предполагающего самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера.[41]

     В связи с вышесказанным и, соглашаясь с тем, что «совсем не вмешиваться в вопросы правового регулирования местного управления могут себе позволить лишь центральные власти достаточно благополучных федераций с высоким уровнем развития экономики, развитой политической культурой и сложившимся в обществе консенсусом относительно основных демократических ценностей, включая неотъемлемое право населения на местное самоуправление», необходимо в то же время отметить, что процесс огосударствления местного самоуправления в условиях России с ее огромными пространствами, недостатком связи и дорог и другими всевозможными проблемами может стать крайне неэффективным шагом.

     При этом одной из важнейших задач  в ходе реформ является не только формирование института местного самоуправления, но и установление системы сдержек  и противовесов между различными уровнями власти, обеспечивающих гарантии местного самоуправления, в том числе гарантии государства в отношении процесса осуществления местного самоуправления. Только это может обеспечить и гарантировать устойчивое развитие.

       Нужно исходить из того, что государство не может создавать самоуправленческие структуры. Они должны появляться снизу и самостоятельно. При этом главная задача государства - создать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления, и прежде всего, его низового уровня.

     Развитие  местного самоуправления невозможно без  поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, среди которых необходимо выделить следующие:

Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления