Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.

Работа содержит 1 файл

полная версия.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     Доходная часть бюджета муниципального образования более чем на 90% состоит из налоговых поступлений, в которых наибольший удельный вес занимают регулирующие налоговые платежи. В этих условиях финансовая основа муниципального образования фактически полностью определяется бюджетной политикой вышестоящих уровней власти.

     Действующее законодательство о финансовых основах  местного самоуправления не обеспечивает самодocтаточности бюджета местного самоуправления. В межбюджетных отношениях сохраняется ежегодная практика  корректировки вышестоящим уровнем нормативов распределения регулирующих налоговых платежей бюджету нижестоящего уровня.

     Такой подход отвечает интересам большинства  муниципальных образований, являющихся дотационными, и в кoротком временном  интервале может считаться необходимым условием обеспечения бесперебойности общественного воспроизводства. Однако сохранение такой практики в течение длительного периода порождает массовую пcиxoлoгию иждивенчества, которая становится основой затратного подхода в работе органов управления всех уровней. Существующая практика ежегодной корректировки нормативов распределения по ведущей группе федеральных регулирующих налогов не стимулирует исполнительную власть территориальных образований к масштабному проведению политики ресурсосбережения.

     Временной лаг стабильности нормативов по регулирующим налоговым платежам для всех уровней  бюджетов должен быть не менее 4 лет. Это  время соответствует периоду  переизбрания первых лиц на всех уровнях  власти. Хотя более оптимальным, исходя из многолетней практики управления экономикой в нашей cтранe, является пятилетний период. Такой временной лаг финансовой стабильности доходных источников служит стимулирующим фактором в плане заинтересованности органов местного самоуправления, с одной стороны, в увеличении доходных налoгoвых и неналоговых поступлений в бюджет, а с другой в оптимизации его расходной части.[81]

     Реформирование  бюджетной системы России должно быть направлено на обеспечение решения  проблемы финансовой самодостаточности  и самообеспеченности муниципальных образований. Существующая модель структуры муниципальной власти не обеспечивает жесткого и оперативного контроля за использованием бюджeтных средств муниципальными предприятиями и организациями, не стимулирует предоставление необходимых территории услуг с минимальными затратами.

     Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что федеративные отношения в  России консервируют уравнительный  подход не только к муниципальным  образованиям, но и к субъектам  Федерации. Такая практика, обеспечивая в лучшем случае нивелирование социально-экoномических различий субъектов управления, не только не способствует развитию экономического роста общественного воспроизводства на территории, но и отрицательно сказывается на экономической заинтересованности органов власти в получении большей отдачи от каждого бюджетного рубля. Муниципальное образование является низшим уровнем в государственной системе управления общественным воспроизводством. Оно ближе всех других ypoвней власти находится к населению и призвано удовлетворять их самые насущные жизненные потребности.

     Ситуацию  усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое  без учета реальных возможностей местных бюджетов возложило на них  обязанности по обеспечению свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан. А также тот факт, что органы государственной власти не компенсируют органам местного самоуправления затраты, понесенные последними в ходе выполнения возложенных на них отдельных государственных полномочий. [68]

     На  основании сказанного следует, что реформа местного самоуправления ориентирована на эффективное использование бюджетных ресурсов, предпосылки для устойчивого экономического роста, улучшение условий для проведения структурных преобразований, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, снижение межрегиональных диспропорций. Это даст возможность органам местного самоуправления развивать налогоемкое производство для обеспечения бюджета собственными доходами. Однако, решение такой задачи посильно только крупным поселениям. Следовательно, для успешной реализации реформы местного самоуправления целесообразно объединение мелких поселений в более крупные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ  КРАЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ

     3.1 Законодательные  основы местного  самоуправления в  Приморском крае

     Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими  местное самоуправление в Приморском крае, являются Устав Приморского  края (Глава 6) и Закон Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае» №28-КЗ от 26 декабря 1995 г. Рассмотрим их основные положения.

     Согласно  ст. 64 Устава в Приморском крае гарантируется  местное самоуправление как право  и действительная способность граждан, проживающих на территории местного самоуправления, контролировать и управлять под свою ответственность и на благо населения делами, имеющими местное значение. Ст.2 Закона №28-КЗ определяет местное самоуправление в Приморском крае как признаваемую  и гарантируемую Конституцией Российской Федерации, Уставом Приморского края систему организации деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций.[20]

     В Краевом Законе «О местном самоуправлении»  раскрыто право граждан на участие  в местном самоуправлении. Согласно ст. 4  граждане  Российской  Федерации,  проживающие  в Приморском крае, имеют:

     Право граждан края на участие в местном самоуправлении включает в себя:

  • право непосредственного участия в решении вопросов местного значения;
  • право избирать и быть избранными во все выборные органы местного самоуправления;
  • право состоять на муниципальной службе;
  • право получения объективной информации о деятельности органов местного самоуправления;
  • право на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении. [21]

     В местном самоуправлении участвуют  граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в муниципальном образовании.

     Законы  края гарантируют возможность организации  местного самоуправления с учетом национальных, исторических, географических и других особенностей территории местного самоуправления.

     Законодательное регулирование организации и деятельности местного самоуправления в Приморском крае осуществляет Законодательное Собрание (ст. 65).

     Местное самоуправление осуществляется на всей территории Приморского края в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территориями муниципальных образований являются: территории, находящиеся в границах обособленных городских поселений; территории, находящиеся в границах единой административно-территориальной единицы (городское поселение с прилегающим районом); территории, находящиеся в границах административных районов; иные территории. Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития (ст.8). Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление в крае, осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий.

     Муниципальное образование имеет свой устав (ст.22). Устав муниципального образования  принимается представительным органом местного самоуправления либо непосредственно населением путем референдума и подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном законом Приморского края. Основанием  для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только несоответствие его законодательству Российской Федерации и Приморского края. Правом внесения проекта устава муниципального образования обладают: отдельные граждане, обладающие избирательным правом, или их группы; общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории, и местные отделения общероссийских и региональных объединений и партий; депутаты представительного органа местного самоуправления;  органы местного самоуправления. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Модель устава представлена в Приложении 1.[88]

     К формам прямого волеизъявления граждан  Краевой Закон относит прежде всего местный референдум по вопросам местного значение и собрание (сход) граждан. Решение о проведении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения (ст.48). В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Согласно ст. 49 для решения вопросов местного значения также могут созываться собрания (сходы) граждан, который считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Кроме того граждане  имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, ответ на которые должен быть дан должностными лицами в течение одного месяца.

     Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность.

     В соответствии со ст. 59 Краевого Закона население имеет право на выражение  недоверия, отзыв и досрочное  прекращение полномочий органов  и должностных лиц местного самоуправления. Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение  полномочий выборных органов  местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляется на основе прямого волеизъявления. Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, образованных выборными органами  и должностными лицами, осуществляется этими органами и лицами.

     Роль  государства на уровне субъекта федерации  в реализации местного самоуправления закреплена в ст. 67 Устава. В ней  идет речь о том, что 
краевые власти должны создавать условия для развития территорий местного самоуправления, принимать меры для поддержки территорий с уровнем обеспечения ниже средней бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития по краю, представлять обоснованные экономические и социальные льготы и привилегии. Органы государственной власти края обязаны содействовать становлению и развитию местного самоуправления, осуществлению гражданами права на участие в местном самоуправлении, реализовывать государственные программы поддержки местного самоуправления, оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий. (ст. 74) Отношения органов государственной власти края и органов местного самоуправления строятся на принципах сотрудничества и самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции.

     К ведению органов местного самоуправления края относятся:

    а) местный бюджет, местные налоги и сборы, иные местные финансовые ресурсы;

    б) муниципальная собственность;

     в) планировка и застройка территорий местного самоуправления;

     г) системы местного энерго -, водо-и теплоснабжения;

     д) местный жилой фонд;

     е) системы местных коммуникаций (связь, средства массовой информации и иные системы коммуникаций);

     ж) местное хозяйство;

     з) местный транспорт;

     и) местные дороги;

     к) землеустройство и землеотвод;

     л) охрана общественного порядка;

     м) другие вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления федеральными законами. [20]

     Более детально вопросы местного значения представлены в главе 3 ст.10 Закона Приморского края «О местном самоуправлении», а полномочия в области решения этих вопросов в ст. 11-17.

     Краевые органы государственной власти вправе заключать с органами местного самоуправления договоры и соглашения о передаче (делегировании) полномочий в порядке, определенном законом края. Взаимные обязательства и ответственность в этом случае устанавливаются договором или соглашением. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями органов государственной власти с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае необеспеченности реализации делегированных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. Деятельность по реализации государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом края либо договором, подконтрольна органам государственной власти края в порядке и случаях, предусмотренных законом либо договором.

Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления