Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.

Работа содержит 1 файл

полная версия.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     В Таблице 3 приведены данные о плановых и фактических значениях собственных  доходов и расходов на местное  самоуправление муниципальных образований  Приморского края, и рассчитано соотношение  расходов к  собственным доходам. По этому показателю можно провести анализ расходов муниципальных образований Приморского края на местное самоуправление и сделать вывод о том, что неэффективное использование общественных ресурсов на местное самоуправление имеет место в следующих муниципальных образованиях: Дальнереченский, Кировский, Красноармейский. Ольгинский, Спасский, Чугуевский, ЗАТО Фокино.

     Таким образом, в Приморском крае был сделан шаг в реформе межбюджетных отношений, по внедрению новой, единой для всех муниципальных образований края методики распределения сумм финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, основанной на объективных показателях стоимости бюджетных услуг и налогового потенциала. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств были определены приоритеты расходования бюджетных средств, включающие в себя первоочередные расходы, финансирование которых должно осуществляться в полном объёме. Это заработная плата работникам организаций бюджетной сферы, медикаменты, питание, социальные пособия, коммунальные услуги.

     Представляется  целесообразным введение новых механизмов стимулирования муниципальных образований края и разработка критериев выделения дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований края, выполняющим условия оздоровления государственных и муниципальных финансов. Главными условиями должны являться: выполнение плана по мобилизации доходов в бюджет, своевременная выплата заработной платы, сокращение долговых обязательств, обеспечение реформы ЖКХ и другие.

     В целях повышения эффективности  управления средствами краевого бюджета, оздоровления государственных и  муниципальных финансов совместно с органами местного самоуправления должны быть разработаны программные мероприятия по экономии бюджетных средств, которые бы нашли отражение в соглашениях подписанных между Администрацией края и муниципальными образованиями. Все это позволит обеспечить своевременное принятие местных бюджетов органами местного самоуправления, сосредоточить финансовые ресурсы на первоочередных расходах, а следовательно стабилизировать социальную обстановку в крае. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      По  результатам проведённого в дипломной  работе исследования можно сделать  следующие выводы:

     1. анализ содержания объективных и субъективных факторов, способствующих и сопутствующих появлению и функционированию местного самоуправления показывает, что оно должно сохраниться и получить дальнейшее устойчивое развитие, как необходимое условие развития государства, одна из основ конституционного строя современной России;

     2. местное самоуправление в значении конституционно-правового принципа является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. В конституционном праве России сложилась в основном концепция негосударственного характера местного самоуправления, базирующаяся на устаревших западных конструкциях. Это выражается в стремлении внедрить негосударственную доктрину местного самоуправления, освободив тем самым государство от забот о насущных проблемах населения. Между тем сущность, цель и задачи местного самоуправления состоят в том, чтобы помочь государству доходить до нужд каждого человека, поскольку местное самоуправление ближе всего стоит к народу;

     3. местное самоуправление – не только оппонент, но и соратник государственной власти. Развитое местное самоуправление позволяет органам государственной власти сконцентрироваться на решении проблем, которые иначе как на региональном уровне, решены быть не могут, способствует оптимизации государственного управления;

     4. одна из особенностей правового регулирования местного самоуправления в РФ состоит в множественности и неоднородности правовых актов, регулирующих различные институты местного самоуправления.

     5. нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. о формах прямого волеизъявления граждан призваны способствовать совершенствованию соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации, а в сочетании с другими объективными и субъективными факторами, призваны оказать благотворное влияние на их практическую реализацию населением муниципального образования;

     6. практика реализации местного самоуправления в России испытывает значительные трудности, вызванные прежде всего несовершенством законодательства. До сих пор не устранены проблемы, касающиеся правового закрепления взаимоотношений местного самоуправления с вертикалью государственной власти;

     7. рассмотрение государственных функций в сфере местного самоуправления позволяет сделать вывод о решающей роли государства в установлении и регулировании местного самоуправления, определении его видов, форм, уровней, а также роли, месте и значении местного самоуправления в государственно-правовой структуре российского общества. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи государства и самоуправления, о проникновении в местное самоуправление государственных начал и о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов;

     8. развитие федерализма в России должно поставить муниципальное образование из самого зависимого уровня власти в равноправное положение с другими субъектами федеративных отношений. Только на такой основе возможно создание необходимой базы для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения и стимулирования экономического роста в рамках единого экономического пространства страны. Говоря об укреплении местного самоуправления, нужно понимать, что это не может произойти без развития механизмов контроля как со стороны государства, так и общества за деятельностью органов местного самоуправления;

     9. реформирование бюджетной системы России должно быть направлено на обеспечение решения проблемы финансовой самодостаточности и самообеспеченности муниципальных образований. Существующая модель структуры муниципальной власти не обеспечивает жесткого и оперативного контроля за использованием бюджeтных средств муниципальными предприятиями и организациями, не стимулирует предоставление необходимых территории услуг с минимальными затратами;

     10. реформа местного самоуправления ориентирована на эффективное использование бюджетных ресурсов, предпосылки для устойчивого экономического роста, улучшение условий для проведения структурных преобразований, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, снижение межрегиональных диспропорций. Это даст возможность органам местного самоуправления развивать налогоемкое производство для обеспечения бюджета собственными доходами. Однако, решение такой задачи посильно только крупным поселениям. Следовательно, для успешной реализации реформы местного самоуправления целесообразно объединение мелких поселений в более крупные;

       11. что касается Приморского края, то основные положения ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы местного самоуправления в Приморском крае, разработаны в соответствии и не противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из проанализированных нормативных документов следует, что органы государственной власти края обязаны содействовать становлению и развитию местного самоуправления, осуществлению гражданами права на участие в местном самоуправлении, реализовывать государственные программы поддержки местного самоуправления, оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий. Отношения органов государственной власти края и органов местного самоуправления строятся на принципах сотрудничества и самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции;

      12. организационная структура местного самоуправления в Приморском крае представлена представительными (выборными) органами и должностными лицами, а также иными органами и должностными лицами. Наличие выборных органов является обязательным. Иные органы местного самоуправления создаются исходя из задач, решаемых в муниципальном образовании. Органы местного самоуправления вправе создавать свои структурные подразделения, а также образовывать совместные органы. Для  обеспечения организационного взаимодействия местного самоуправления и государственной власти на уровне Приморского края осуществляет свою работу Департамент организационной работы аппарата Администрации Приморского края.

     13. за последние годы в Приморском крае был сделан шаг в реформе межбюджетных отношений, по внедрению новой, единой для всех муниципальных образований края методики распределения сумм финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, основанной на объективных показателях стоимости бюджетных услуг и налогового потенциала. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств были определены приоритеты расходования бюджетных средств, включающие в себя первоочередные расходы, финансирование которых должно осуществляться в полном объёме;

     14. в перспективе представляется целесообразным введение новых механизмов стимулирования муниципальных образований края и разработка критериев выделения дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований края, выполняющим условия оздоровления государственных и муниципальных финансов. Главными условиями должны являться: выполнение плана по мобилизации доходов в бюджет, своевременная выплата заработной платы, сокращение долговых обязательств, обеспечение реформы ЖКХ и другие. Все это позволит обеспечить своевременное принятие местных бюджетов органами местного самоуправления, сосредоточить финансовые ресурсы на первоочередных расходах, а следовательно стабилизировать социальную обстановку в крае.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные акты:
  1. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург. 15.10.1985 г.
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы"
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г.)
  5. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21 июля 2005 г.)
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая.
  7. О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001 гг.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г., № 862 // Собрание законодательства РФ. М, 1998. № 32.
  8. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001г.
  9. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
  10. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации 
    до 2005 г.: Постановление Правительства РФ от 15.05.2001
  11. Федеральный закон от 31.07.98 № 145-ФЗ. «Бюджетный кодекс Российской Федерации»
  12. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (с изменениями и дополнениями)
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулированя бюджетного процесса и приведении в соответсткие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
  15. Указ Президента РФ “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации от 26.10.1993.
  16. Указ Президента РФ “Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправления” от 29.10.1993
  17. Указ Президента РФ “О гарантиях местного самоуправления в РФ” от 22 дек.1993
  18. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993.
  19. Устав Приморского края от 06.10.95 № 14-КЗ (ред. 14.01.02)
  20. Закон Приморского края от 04.11.95 № 21-КЗ ( в ред. 15.11.01) «О местном самоуправлении в Приморском крае»
 
 

II.Учебные пособия

  1. Агибалов, Ю. В. Местное самоуправление: экономико – организационные и правовые основы: учеб. пособие / Ю. В. Агибалов. – Воронеж, 2006. – 576с.
  2. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под. ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. - М., 2003.
  3. Бабич, А.М. Финансы: Учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова М.: ИД 
    ФБК-ПРЕСС, 2000.
  4. Бабун, Р. В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие / Р. В. Бабун. – Спб.: Питер, 2005. – 192с.
  5. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
  6. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие для вузов / И. А. Василенко. – М.: Гардарики, 2005. – 317с.
  7. Володин A.M., Немчинов А.А. Муниципальная служба. Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2002.
  8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России (Учебник для вузов) М.: Норма-инфра-М., 2000.
  9. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-воРАГС, 2003. 680 с.
  10. Грицюк, Т. В. Система государственного и муниципального управления: учеб. для вузов / Т. В. Грицюк. – М.: РДЛ, 2005. – 591с.
  11. Гришанова, О.А. Методы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации. Учебное пособие./ О.А. Гришанова, Ю.А.Соколов. 
    Иваново: ИГХТУ, 2005.
  12. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII – начало XX в.): Учеб. пособие. - М., 1999.
  13. Зверев, Г.С. Муниципальный бюджет, ориентированный на результат: подходы к управлению./ Г.С. Зверев, Ю.В. Рожков, М.В. Терский Хабаровск, 
    2004.- 188 с.
  14. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону, 2000.
  15. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общей редакцией С.А. Попова. - М., 2001.
  16. Игнатов, В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учеб. пособие для вузов / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. – М.: МарТ, 2007. – 368с.
  17. Игнатюк, Н. А. Муниципальное право: учеб. пособие / Н. А. Игнатюк. – М.: Юстицинформ, 2007. – 312с.
  18. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России:теоретико-правовые основы взаимодействия. - М., 2002.
  19. Ковешников Е.М. Муниципальное право: крат. учеб. курс, М.: норма-инфра-М., 2000.
  20. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. Учебник. М.: Юристъ, 2005.
  21. Комментарий к Конституции РФ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, М.: Бек, 1996.
  22. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы – М., 2006.
  23. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Чаннова С.Е. – М., 2005.
  24. Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007.
  25. Михеева, Н.Н. Региональная экономика и управление./ Н.Н. Михеева, С.Н. Леонов. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. 124 с.
  26. Муниципальное право РФ. Хрестоматия, вступит. Статья Е.В. Белоусовой. М.: юрист, 1999.
  27. Мысин Н.В. Теория и история социального управления: Опыт России и зарубежных стран. СПб. 2000.
  28. Нечипоренко В.С.. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. М; Логос, 2001
  29. Основы  муниципальной экономики. М. Б. Горный, А. Т. Ошурков, Н. И. Скрябина. Весь Мир. 2000 г.
  30. Основы Европейской хартии местного самоуправления: Методическое пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В.А. Черникова.
  31. Основы современного муниципального управления / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, С.Б. Мельников В.И. Патрушев. М.: Б.и., 2000. 198 с.
  32. Останин, В.А. Финансы: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001.- 164 с.
  33. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2000 – 448с.
  34. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы, М.: юриспруденция, 2000.
  35. Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации / Под ред. В.В. Бакушева. Часть. 1. М., 2007.
  36. Раевский, С. Управление стабилизации и развитием экономики 
    региона. Дальнаука, 2000 -213 с.
  37. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001.
  38. Фисенко, А.И. Бюджетный маркетинг: теория, методология, практика. Владивосток: Изд-во ДВГУ. 2003.
  39. Шугрина Е.С. Муниципальное право, М.: дело, 1999.

Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления