Система государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

курсовая ГМУ! ГОТОВО.docx

— 230.46 Кб (Скачать)

     Полная  занятость — цель, к которой  необходимо стремиться. Она достигается  тогда, когда имеется соответствующий  уровень развития производительных сил и спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.

     Эффективная занятость – важнейшее условие  социально-экономического благополучия стран, цель функционирования рынка  труда, индикатор адаптивной способности  рынка труда и населения к  экономической трансформации.

     Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный  доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального  уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Таким образом, эффективную занятость можно охарактеризовать с двух точек зрения:

     - с экономической, как наиболее  рациональное использование человеческого  ресурса;

     - с социальной, как наиболее полное  соответствие интересам человека  труда.

     Вопросы трудоустройства безработных, профессиональной подготовки и переподготовки рассматриваются  преимущественно как социально-экономические.

     Эффективная занятость проявляется как на развитии экономики общества в целом, так и на жизнедеятельности отдельного человека и его семьи, разграничив  их с позиции макроуровня и  микроуровня, включая личность человека с его потребностями, интересами, способностями и возможностями.

     На  макроуровне:

     - повышение валового национального  продукта;

     - сокращение мобильности рабочей  силы;

     - уменьшение объемов скрытой безработицы;

     - рост престижа квалифицированного  труда. 

     На  микроуровне:

     - рост материального достатка  семей безработных; 

     - понижение девиантного поведения,  депрессивных состояний, чувства  неуверенности в будущем; сохранение  квалификации.

     Целесообразно рассмотреть и мобильность занятого населения как одно из важнейших  условий эффективного использования  занятого населения. В современную  эпоху мобильность населения  приобретает особо важное значение. И здесь речь должна идти не только о горизонтальной мобильности, имея в виду перемещение население  по территории страны. Сегодня гораздо  большее значение приобретает вертикальная мобильность, то есть повышение квалификации, профессиональный и служебный рост и так далее. Мобильность сегодня  не только выступает инструментом необходимого производству распределения и перераспределения  работников экономики по видам деятельности, но и выполняет определенные селективные  функции, способствующие развитию экономики  знаний.

     Приобретение  профессионально-квалификационных характеристик  и их повышение представляет собой  эффективный способ повышения производительности труда, но требующих значительных затрат времени и средств. В долгосрочной перспективе социально-экономического развития региона образовательная  программа выполняет не только социальную задачу повышения культурно-образовательного уровня народа, но и экономическую  – создание предпосылок роста  производительности труда и снижения дефицита рабочей силы.

     При создании совершенной программы  обучения и переобучения, повышения  квалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, из системы  управления, из вооруженных сил.

     Такой проект помог бы расширить возможности  трудоустройства, повысить мобильность  и производительность трудовых ресурсов, для чего необходимо организовать более  широкое привлечение предприятий (при финансовой поддержке муниципального образования) к обучению и переобучению.

     Чтобы такая программа осуществилась (хотя бы в значительной ее части), необходима очень четкая и слаженная работа службы занятости и муниципального образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основании исследования, можно сделать  следующие выводы. Рассмотрев основные теоретико-методологические подходы  к проблеме занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической  парадигмы, можно сделать следующий  вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда факт безработицы  рассматривался как «неизбежная  безработица» и «вынужденное» явление, то есть обусловленное внешними общественными  причинами. В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица  рассматривается как «добровольное» и «естественное» явление, то есть здесь  подчеркиваются причины личностного  начала. Обобщая отмеченные подходы  можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности.

     Ни  один из рассматриваемых подходов в  отдельности не характеризует в  полном объеме ни явление безработицы, ни явление занятости, да и все  они вместе взятые не охватывают всех проблем рынка труда и рабочей  силы. Новые подходы и идеи теперь уже рассматриваются в рамках социальной (социально-экономической) парадигмы, которая не столько отрицает экономический подход, сколько развивает  его.

     Для достижения более полной и эффективной  занятости населения как в  стране в целом, так и в отдельных  регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций  между ними. Основными направлениями  деятельности служб занятости населения  являются: подбор подходящей работы с  помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов  занятости в первые 10 дней с момента  обращения в службу занятости  до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование  информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации  в целях оказания им содействия в  трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости  инвалидов, молодежи и женщин, организация  общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для  инвалидов и молодежи.

     Правовую  основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости составляют нормативные  и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить  на три группы.

     К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями.

     Вторую  группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления

     Третью  группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц.

     Взаимодействие  между уровнями управления и сфере  занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими  источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований  к категории «кризисных» по состоянию  рынка труда.

     Служба  занятости, действуя в установленных  законом рамках, осуществляет комплексное  регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой  на территории РФ. Территориальные  органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления Органы занятости совместно с  органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают  и осуществляют государственную  политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

     Целью деятельности территориальной службы занятости населения является обеспечение  реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона. Исходя из цели, задачи службы занятости населения  включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке  труда гражданам, ищущим работу, а  также оказание ряда других услуг, включая  осуществление социальных выплат безработным  гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению  служб занятости населения, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и  членам их семей, находящимся на их содержании.

     Сфера занятости является одной из главных  сфер жизнедеятельности человека, важнейшим  сегментом социально-экономического развития общества. В ней формируется  большая часть доходов населения, закладываются основы материального  благосостояния семей, реализуются  важнейшие потребности и интересы индивидов, социальных групп, общностей.

     В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все  больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании  занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы  содействия занятости населения. В  рамках реализации этих программ разрабатываются  подпрограммы активных и пассивных  мер помощи безработным, определению  профиля подготовки кадров в учреждениях  профессионального образования  и прочие

     Проведенный анализ показывает, что в городе Лесосибирске с каждым годом увеличивается  количество граждан, обращающихся за содействием  в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости  населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы  снизился от численности экономически активного населения.

     Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики  рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют  навыков самообразования и нередко  находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.

     Несмотря  на различные модификации структур служб занятости в различных  странах, все они в той или  иной степени исповедуют принцип  «вертикали», укладывая все «модификации»  в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу  занятости и рынок труда оказывают  три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий  и организаций), государственная  служба занятости (прежде всего ее местные  органы), и государство (прежде всего  через законодательную, а также  исполнительную власть).

     Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в  том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится  под сильным влиянием и контролем  государства, и, в третьих, ей все  чаще приходится конкурировать и  координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки  вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

     Опыт, накопленный зарубежной службой  занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается  сегодня служба занятости Российской Федерации.

     Важное  значение имеет уровень образования  и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют  среднее специальное или начальное  профессиональное образование, что  соответствует среднему уровню образования  безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных  рабочих кадров на российском рынке  труда.

     Полученные  расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения  лиц с высшим и средним специальным  образованием.

     Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы  повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи  с ухудшением состояния экономики  страны отчетливо выявляется тенденция  сворачивания предприятиями системы  профессионального обучения, упразднения  образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к  резкому сокращению численности  обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления