Система местного самоуправления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. 5
Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности 5
Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации. 9
ГЛАВА 2. Основы деятельности местного самоуправления. 12
2.1 Основные Конституционные положения 14
Глава 3. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти 16
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка 16
3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления. 20
Заключение 22
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ дениса.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

Во-первых, они  органически сочетают в себе возможности  правоохранительных органов и общественных формирований в организации профилактики правонарушений.

Во-вторых, они  включают в себя наиболее важные мероприятия  органов внутренних дел, предусмотренные  их перспективными и текущими планами. Это повышает действенность проводимых профилактических мероприятий, обеспечивает их реальность и целенаправленность.

Взаимодействие  органов внутренних дел с государственными и местными органами, общественными  организациями должно осуществляться по вопросам как общей, так и индивидуальной профилактики.

Каждое из этих направлений может быть разбито  на две группы. Первая группа-это  вопросы :

- предупреждения  правонарушений со стороны отдельных  категорий граждан;

- несовершеннолетних  и молодежи;

- ранее судимых,  склонных к совершению правонарушений  и других лиц, от которых  можно ожидать противоправных  поступков;

- трудоспособных  лиц, но не работающих и не  учащихся, ведущих антиобщественный  образ жизни, занимающихся бродяжничеством  попрошайничеством.

Вторая группа-это  вопросы предупреждения отдельных  категорий правонарушений:

-преступлений  против личности(убийств, тяжких  телесных повреждений, изнасилований  и др.) особенно совершаемых по  бытовым мотивам;

- имущественных  преступлений(краж государственного  и общественного имущества и  частной собственности граждан);

- преступлений  против общественного порядка  и общественной безопасности;

- организованной  преступности и коррупции.

Третья группа – это вопросы профилактики антисоциальных явлений, способствующих совершению правонарушений, алкоголизма, наркомании.

Все три группы вопросов тесно переплетаются друг с другом, взаимозависимы и взаимообусловлены  и органов внутренних дел в  решении вопросов профилактики правонарушений осуществляется в разных формах Чаще всего применяются: разработка планов социального развития, комплексных  планов профилактики правонарушений в  административном и муниципальных  округах, которые являются основой  организации взаимодействия на территории муниципалитета; взаимная информация об оперативной обстановке в административном и муниципальных округах, о правонарушениях, совершаемых на их территории; проведение собраний, совещаний и семинаров, пресс-конференций руководителей  ОВД, общественных организаций и  местных органов власти по вопросам укрепления правопорядка и законности, выработка конкретных мер по профилактике правонарушений; проведение социологических (криминологических) исследований по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью  и выработка на их основе рекомендаций и предложений; проведение теоретических  и научно-практических конференций, семинаров по обсуждению проблемных вопросов борьбы с преступностью  и правовой пропаганде среди населения, по обмену опытом в этой деятельности; проведение операции, рейдов, осмотров и обследований объектов в целях  профилактики нарушений общественного  порядка; сознание и оказание практической помощи общественным формированиям, осуществляющим охрану общественного порядка на добровольной и профессиональной основе; контроль за реализацией комплексных  мер профилактики правонарушений подчиненными учреждениями, предприятиями и организациями.

Наряду с ними применяются специфические формы  взаимодействия органов внутренних дел с органами прокуратуры, юстиции, службы безопасности при решении  вопросов профилактики правонарушений. Эффективной формой такого взаимодействия является совместное изучение и обобщение  судебной, следственной и прокурорской практики, что позволяет вскрывать  причины и условия, способствующие совершению преступлений, намечать соответствующие  мероприятия по их устранению или  нейтрализации, повышению социальной эффективности мероприятий по борьбе с преступностью. Одной из форм взаимодействия может являться совместная организация  работы межведомственных учебно-методических семинаров работников суда, прокуратуры, органов внутренних дел и местного самоуправления. Взаимодействие государственных  органов и общественных организаций  в профилактике правонарушений реализуется  в процессе особого вида управленческой деятельности-организации взаимодействия. В организации взаимодействия большая роль принадлежит руководству органов внутренних дел, которое обладает большим объемом информации о состоянии правопорядка на подведомственной территории, имеет в подчинении специализированные силы и средства для проведения профилактических мероприятий, соответствующий аппарат для организационного обеспечения этих мероприятий.

Координирующая  деятельность руководства органов  внутренних дел при этом осуществляется:

- путем организации  взаимодействия ОВД с иными  государственными органами и  общественными организациями при  решении проблем борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка;

- путем представительства  ОВД в других ведомствах и  организациях по вопросам профилактики  правонарушений, внесения постановочных  вопросов и предложений в государственные  органы по совершенствованию  профилактической работы в целом;

- путем направления  деятельности подчиненных подразделений  и сотрудников на установление  тесного сотрудничества с государственными  органами и общественными организациями  в решении вопросов профилактики  правонарушений.

Использование местными органами власти и ОВД средств  массовой информации в этих целях  является одним из направлений взаимодействия, предопределяющих эффектность его  реализации.

Опыт организации  деятельности органов местного самоуправления по профилактике правонарушений заслуживает  обобщения и распространения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Актуальные проблемы  местного самоуправления

Соотношения государственной  власти и местного самоуправления не постоянно. Оно меняется в зависимости  от многих факторов политического, экономического и социального свойства. Для современной  России присутствие государственной  власти в сфере местного самоуправления обусловлено необходимостью вывода муниципалитетов из кризиса. Самоорганизация  местного самоуправления, на которую, в сущности, рассчитаны Конституция  РФ и федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, не удалась. Модель местного самоуправления, организационно отдельного от государственной власти, себя не оправдала. Основной смысл обновления этой модели заключается в управлении положения и роли важнейшего демократического института в системе публичной  власти.

Новый Феодальный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает  рели, суть которых – в непреодоленных традициях централизованного государства, патерналистских устремлениях значительной части общества, невысоком уровне политической культуры этой части общества, тяготения его к сильной личной власти верховного правителя, единственно  способного справиться с экономическими и социальными проблемами, вызванными процессами общественного переустройства. Государственная власть в лице законодателя централизует не федеральном уровне правовое регулирование вопросов местного самоуправления. На единую законодательную  основу переводится решение многих вопросов организации местного самоуправления, его компетенционного статуса и  территориального устройства. С одной  стороны, это ограничивает возможности  в данной области субъектов Федерации, но с другой – предоставляет дополнительные федеральные гарантии муниципальной  власти, соответствующие данным условиям развития общества и государства.

Одно из главных  направлений новаций, предлагаемых федеральным законом, – встраивание  местного самоуправления в систему  органов государственной власти. Речь

Идет не о  поглощении муниципалитетов государством, а о разрушении формальных перегородок  между обеими системами органов, мешающими наладить их взаимодействия и взаимную ответственность.

Федеральный закон  определяет принципиальную возможность  органов государственной власти осуществлять в установленных пределах и в особых случаях полномочия органов местного самоуправления и  закрепляет жесткие условия осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий. Это, безусловно, означает новый шаг в укреплении «вертикальной власти».

Оставаясь, как  и прежде, в общей системе публичной  власти, органы местного самоуправления продолжают действовать в русле  политики государства в различных сферах. Вместе с тем закон преобразует ряд полномочий органов местного самоуправления в государственные полномочия, хотя и оставляет их в сфере деятельности органом местного самоуправления. В этой связи, продолжая осуществлять полномочия, ставшие государственными, органы местного самоуправления попадают под строгий государственный контроль. С одной стороны, это ограничивает их устремление в решении ряда вопросов, с другой – гарантирует финансовое обеспечение данных полномочий и устраняет существовавшую до сих пор безответственность при их реализации.

Обновленная модель местного самоуправления, установленная  Федеральным законом, совпадает  с конституционной моделью лишь частично. В этой связи возникает  проблема соответствия ряда положений  закона конституционным предписаниям. Правовая логика требует в ближайшей  перспективе либо внесения некоторых  изменений в новый Закон с  тем, чтобы перевести его соответствие с конституционными нормами, либо уточнения  некоторых норм Конституции с  учетом реальных социально-политических условий. Конечно, кроме логики юридической  есть логика политическая. Можно прогнозировать, что в интересах социальной стабильности Конституция будет подвержена «преобразованию  без вторжения в ее текст». Это  приведет к тому, что формулы. Конституции  будет истолкованы том смысле, который сейчас заложен в нормах нового Федерального закона, как акта, отвечающего требованиям времени, жизненным нуждам государства и  общества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Заключение

В настоящее  время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления. На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции  в России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной  экономической ситуацией, не устоявшейся  системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских  традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие –  отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения. Современная модель организации  местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

           Модель современной организации  местного самоуправления имеет  следующие организационные формы  для ее осуществления:

1. Путем референдума,  выборов и др. форм прямого  волеизъявления граждан;

2. Через выборные  и др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное  общественное самоуправление;

4. Через созданные  союзы и ассоциации органов  местного самоуправления и органы  территориального общественного  самоуправления.

Новая современная  модель при всем многообразии территориальных  и организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Принципиальным отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип  предопределяет отношения между  муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных  образований между собой. Органам  местного самоуправления предоставляется  экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с предметом ведения  этих органов. Уставами муниципальных  образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих  функций:

- решением вопросов  административно-территориального  деления;

- полномочий  в области экономики и финансов;

- решение вопросов  социального развития территории;

- развитие культуры  и искусства.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки  инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет  обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие  в самоуправлении, совершенствовании  форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой  является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим  государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.         Современная модель организации  местного самоуправления, в отличии  от централизованной системы управления способствует приближению власти к  народу, созданию гибкого механизма  с меньшей бюрократией. Она позволяет  демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью. В силу сложившегося в современной России типа органов  местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами  прямого волеизъявления граждан. Современная  модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание  институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе. Становление  местного самоуправления в современной  России является длительным и сложным  процессом, который требует учета  многих социальных, политических, экономических  условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета  российских граждан. Этим объясняется  задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.      Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности. Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел. Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач. Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

Информация о работе Система местного самоуправления в современной России