Система муниципального управления г. Тампере

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Основная задача исследования – определить и изучить принцип, по которому устроена система местных органов власти в соседней с Россией Финляндии. Также, представляется необходимым выявить возможные схожие моменты в системе местного самоуправления двух стран и наиболее существенные их различия.

Содержание

Введение 3
Глава I: История местного самоуправления Финляндии 5
Глава II: Муниципальное управление г. Тампере 16
Заключение 25
Список источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Институт  международных образовательных  программ

Кафедра «Международные отношения» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

Система муниципального управления г. Тампере

по дисциплине «Муниципальное управление в странах Северной Европы» 
 
 
 
 

Выполнила

студентка гр.4143/1  В.В. Пупкин 
 

Руководитель                                                  доц. Е.Л.Болдырева  
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Содержание 

Введение                                                                                                                 3

Глава I: История местного самоуправления Финляндии                                  5

Глава II: Муниципальное управление г. Тампере                                             16                                    

Заключение                                                                                                            25

Список  источников и литературы                                                                    26 
 
 

 

      Введение 

      Муниципальное управление — составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

      Внутри  муниципального управления, также как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

      Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

      В наши дни, система и принцип работы органов муниципального управления разных стран Мира могут существенно различаться.

      Финляндия (наряду с Данией) — самое децентрализованное государство в мире. В этих двух странах полномочия местных властей и доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны больше, чем где-либо еще. К тому же они входят в пятерку наименее коррумпированных стран мира. Благосостояние людей здесь во многом основывается на мощном местном самоуправлении.

      Тема данной курсовой работы – «Система муниципального управления Финляндии на примере г. Тампере». Основная задача исследования – определить и изучить принцип, по которому устроена система местных органов власти в соседней с Россией Финляндии. Также, представляется необходимым выявить возможные схожие моменты в системе местного самоуправления двух стран и наиболее существенные их различия.

      Структура курсовой работы включает в себя две главы, в каждой из которых рассказывается соответственно об Истории местного самоуправления Финляндии и о системе муниципального самоуправления г.Тампере в настоящее время.

 

Глава I: История местного самоуправления Финляндии 

      Если  взглянуть более пристально на основные моменты истории Финляндии, то местное самоуправление в этой стране впервые возникло в период с 1865 г. до 1873 г. в нескольких городах, еще в составе России. Местное самоуправление в Финляндии было сформировано в условиях кризиса экономики и государства, вызванного поражением в Крымской войне. В начале XX в. местному самоуправлению в Финляндии были предоставлены достаточно широкие полномочия во многом благодаря кризису в стране, вызванному только что завершившейся гражданской войной. Начиная с того периода эти задачи развивались, начали разрабатываться соответствующие положения для создания так называемых муниципальных советов и создания местных органов самоуправления, которым было дано право заниматься налогообложением.

      До  этого же момента, собственного самоуправления в Финляндии по сути не было. В составе Шведского королевства Финляндия до 1634 года разделялась на ландскапы, ныне известные как исторические провинции Финляндии (фин. historiallinen maakunta) или исторические провинции Швеции (швед. historiska landskap).

      В 1634 по инициативе графа Акселя Оксеншерна было введено деление страны на лены с целью модернизации системы управления. Деление на лены заменило собой разделение на провинции.

      Финляднию составляли четыре лена:

  • Або и Бьёрнеборг (швед. Åbo och Björneborgs)
  • Нюланд и Тавастехус (швед. Nylands och Tavastehus)
  • Выборг и Нюслот (швед. Viborgs och Nyslotts)
  • Эстерботтен (швед. Österbottens)

      Вне этой группы находился Кексгольмский лен, относившийся к Ингерманландии.

      После Северной войны по Ништадтскому мирному договору 1721 года территории на юго-востоке отошли к России. Новая граница разделила два лена: Выборг и Нюслот и Кексгольмский. На оставшейся за Швецией территории ленов был образован лен Саволакс и Кюмменегорд (швед. Savolax och Kymmenegårds län).

      В 1743 году России была уступлена юго-восточная часть лена Саволакс и Кюмменегорд (Старая Финляндия).

      В 1776 году по решению короля Густава III лен Саволакс и Кюмменегорд был разделён на две части, из которых южная стала леном Кюмменегорд с центром в Хейнола, а северный — леном Саволакс и Карелия (швед. Savolax och Karelens län), позднее, с 1831 года, Куопиоская губерния) с центром в Куопио.

      В 1809 году Швеция уступила России Финляндию и часть Вестерботнии до рек Торнео и Муонио (современные общины Торнио, Юлиторнио, Пелло, Колари, Муонио и Энонтекиё). Было создано Великое княжество Финляндское в составе Российской империи. В 1811 году в состав Великого княжества была передана Финляндская (Выборгская) губерния, большинство населения (91%) которой составляли финны.

      Сначала Великое княжество Финляндское  состояло из 12 губерний, разделённых  на уезды. В 1831 году Николаем I была проведена губернская реформа Великого княжества Финляндского, после которой оно разделялось на 8 губерний:

  • Або-Бьёрнеборгская
  • Вазаская
  • Выборгская
  • Куопиоская
  • Нюландская
  • Санкт-Михельская
  • Тавастгуская
  • Улеаборгская

      Все финляндские губернии входили в  состав Финляндского генерал-губернаторства.

      После получения Финляндией независимости  губернии (ляни, ляани, лены; фин. lääni, швед. län) сохранялись как основные территориальные единицы. В 1917 г., практически сразу, после того, как Финляндия стала независимым государством, было принято и новое законодательство о местном самоуправлении. Местные советы тогда избирались на основе прямого тайного голосования с пропорциональным участием, то есть пропорционально населению того или иного административного объединения. Это право было зафиксировано в Конституции Финляндии. После второй мировой войны местное законодательство получило развитие. Был принят закон об основах местного самоуправления. Положения, касающиеся муниципалитетов и коммун, были объединены в один закон. Был создан один закон о муниципалитетах и коммунах Финляндии. Местные органы самоуправления действуют в соответствии с положениями этого документа.

      После того как большая часть Выборгской губернии была присоединена к СССР в результате Зимней и Второй мировой войн в Финляндии на протяжении более чем полувека насчитывалось 12 ляни.

      Система местного самоуправления Финляндии  не подвергалась радикальным реформам с момента получения страной  независимости в 1917 году. Однако постепенное ее изменение проходило почти непрерывно, и в итоге она была реформирована довольно серьезно. В целом период с 1944 по 1990 годы характеризовался ростом количества полномочий и ресурсов муниципалитетов. В 1948 г. законы, касающиеся управления городами и сельскими коммунами, были собраны и изданы в виде одного закона. Затем в 1977 г. был принят новый закон о местном самоуправлении с учетом различий муниципалитетов и коммун по размеру, по количеству населения. Были внесены определенные дополнения в объем задач, которые решают более крупные муниципалитеты и коммуны.

      В изданном в 1987 г. законе о коммунах городские  и сельские коммуны уже не различаются. В 1995 г. принят новый закон о местном  самоуправлении.

      После 1990 года ограниченность ресурсов сделала  необходимым повышение эффективности деятельности муниципалитетов. Основная задача закона 1995 года состояла в том, чтобы предоставить местным властям большую свободу действий: тем самым они смогли бы оптимизировать решения в соответствии с локальными потребностями. В настоящее время система вновь серьезно модифицируется, что делает жизнь муниципалитетов несколько неспокойной.

      В ходе реформы 1997 года было образовано 6 новых, более крупных губерний: Южная Финляндия, Западная Финляндия, Восточная Финляндия, Оулу, Лапландия, а также автономная губерния Аландские острова.

      Период  с 1989 по 1995 гг. оказался очень важным для развития законодательства о местном самоуправлении, вообще по вопросам отношений между органами местного самоуправления и федеральными властями1. Был проведен очень важный эксперимент, целью которого было заставить правительство разрешить местным властям большие полномочия в решении тех дел, которые относятся к их ведению и именно на их территории.

Информация о работе Система муниципального управления г. Тампере