Система муниципального управления г. Тампере

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Основная задача исследования – определить и изучить принцип, по которому устроена система местных органов власти в соседней с Россией Финляндии. Также, представляется необходимым выявить возможные схожие моменты в системе местного самоуправления двух стран и наиболее существенные их различия.

Содержание

Введение 3
Глава I: История местного самоуправления Финляндии 5
Глава II: Муниципальное управление г. Тампере 16
Заключение 25
Список источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      Существенные  различия между системами местного самоуправления России и Финляндии  прослеживались ещё до реформы 2009-2010г.

      Как было сказано ранее, до 2010г. в стране насчитывалось 12 губерний, во главе правления каждой из которых стоял назначенный губернатор. Да, губернатора назначал президент. Но и полномочия у губернатора в Финляндии были не те, что в нынешней России. Губернское правление – это учреждение, относящееся к министерству внутренних дел. Его задача уже тогда заключалась в развитии всей губернии. В губернском правлении имелся общий отдел, отдел по делам социального обеспечения и здравоохранения, отдел по делам школ, губернская контора, а также губернский суд, который рассматривал, в частности, административные вопросы. Высшим органом управления уезда являлась уездная управа.

      Финны не избирали и не избирают главу администрации. Муниципальное управление возглавляет профессиональный муниципальный менеджер, который назначается советом и ответственен перед ним. Менеджер, как и все специалисты, работающие в муниципальном управлении, сохраняет свой пост после выборов и не зависит от их результата. Тем самым обеспечивается устойчивость в деятельности муниципалитета. Финны предпочитают профессионализм и компетентность популистским резким изменениям. Большинство муниципальных менеджеров имеет ту или иную университетскую степень, а примерно половина из них изучала местное самоуправление в Университете г.Тампере. Теоретически собрание может уволить менеджера по юридическим основаниям, однако на практике это происходит достаточно редко.

      Сегодня структура государственного управления  Финляндии  включает в себя три уровня:

    1. Центральное  государственное управление

    2. Промежуточное  региональное управление

    3. Муниципальное  местное самоуправление

            Внутри каждого  уровня можно выделить ряд подсистем  управления.

      Как видно, система власти в Финляндии представлена тремя уровнями: центральным, региональным (промежуточным) и местным. Однако, иногда она описывается как состоящая только из двух звеньев — центральной и местной администрации. На региональном уровне власти нет прямых выборов, не взимаются никакие налоги и существуют, наряду с некоторыми государственными органами, институты кооперации местных властей.  
 

      Система формирования Регионального Совета довольно сложная. Например, в регионе  Южное Сааво 17 городских и 14 сельских муниципалитетов. От каждого города или сельского муниципалитета в Совет должен быть делегирован как минимум один представитель. (Максимальное число представителей от каждого муниципалитета зависит от количества проживающих там людей.) При этом 40% членов Совета должны быть женщины. Места в Совете распределяются пропорционально между политическими партиями, в зависимости от результатов, которые они показали на муниципальных выборов. Персонально членов Совета избирают на собрании представителей всех муниципалитетов региона. На первом заседании Регионального Совета «нового созыва» будет избран председатель и два его заместителя, а также Правительство региона в составе 13 человек. Из 13 членов Правительства 5 -будут представителями крупнейшей в стране Партии центра. Остальные места будут пропорционально распределены между другими партиями. Также по партийному принципу будут распределены и места председателя, а также двух его заместителей.

      Что касается бюджета, как уже ранее  упоминалось, ситуация в Финляндии  кардинально отличается от России. Очень сложно назвать это "бюджетом" в привычном смысле слово, потому что бюджет формируется за счет налогов. В Финляндии же на уровне регионов нет поступлений налогов. Налоги собираются в бюджет страны и в бюджеты муниципалитетов. На уровне региона на текущую деятельность Регионального совета средства выделяют муниципалитеты - каждый из них вносит ежегодный взнос, пропорционально численности населения.

      Кроме того, ежегодно, на различные программы развития каждый регион получает порядка 25 миллионов евро из госбюджета Финляндии и бюджета Евросоюза. Но это - не собственные деньги регионов. Региональный совет как раз и занимаемся их распределением, решает, на какие проекты развития территории их направить. Что касается средств на обеспечение работы самого Регионального Совета и Правительства, то они невелики: всего 2 миллиона евро в год.

      В Финляндии система бюджетных  отношений отличается от России и  других стран Европы. Большая зона ответственности вынесена на уровень муниципалитетов: местная власть отвечает за здравоохранение, социальную защиту населения, образование, ЖКХ. То есть, можно сказать, что Региональный Совет и Региональное Правительство фактически отвечают, в основном, только за получение и распределение средств на развитие от государства и от Евросоюза. Региональный Совет ответственен за составление различных планов: как наилучшим образом использовать эти средства на развитие региона. Работа ведётся, однако, всегда в тесном взаимодействии с органами государственной власти Финляндии.

      Государственные субсидии предоставляются коммунам частично для того, чтобы обеспечить оказание обязательных услуг, но в основном — чтобы выравнять доходы богатых и бедных муниципалитетов. Несколько наиболее развитых муниципалитетов субсидии не получают. В то же время в отдаленных районах севера и востока страны, где расстояния и издержки высоки и где существенен уровень безработицы, объем субсидий может превышать 50 % доходов местных бюджетов. Объем субсидий рассчитывается на основе математической формулы и не зависит от политического решения или субъективного мнения какого-либо представителя государства.

      Существует  также небольшая специальная  государственная поддержка для  муниципалитетов, попавших в затруднительное  финансовое положение. Министерство финансов Финляндии ежегодно предоставляет временную финансовую помощь 20–30 беднейшим муниципалитетам. К сожалению, количество бедных муниципалитетов в последнее время возросло, притом что ресурсы государства для предоставления им поддержки, не увеличиваются.

      До  конца 2009 года в Финляндии было пять провинций под управлением губернаторов, назначаемых президентом, но начиная с 2010 года в стране нет ни провинций, ни губернаторов. Государственные министерства имеют сети региональных офисов. Региональное развитие и региональное здравоохранение — это общие задачи местных властей региона, финансируемые из местных бюджетов.

      Система местного самоуправления Финляндии  состоит из единственного уровня. В 2009 году в стране насчитывалось 348 муниципальных образований (коммун). Столица — Хельсинки с населением 583 тыс. человек представляет собой одну коммуну. Самый маленький муниципалитет — остров Соттунга в Балтийском море — насчитывает всего 120 жителей. Муниципальные образования страны сильно отличаются друг от друга, однако формально имеют равные полномочия. В среднем муниципальное образование имеет 15 200 жителей и площадь 873 кв. км, но при этом примерно половина коммун насчитывает менее 6 тыс. жителей. Как именно должно называться муниципальное образование — городом или сельским муниципалитетом — решает муниципальный совет. Сельский муниципалитет, как правило, состоит из нескольких поселков или деревень, не имеющих собственной администрации. Формально между городами и сельскими муниципалитетами нет разницы. В Финляндии нет аналогов российским субъектам Федерации или районам, а размер финского сельского муниципалитета больше, чем российского сельского поселения.

      Говоря  о муниципальном самоуправлении, стоит обратить внимание и на должность  мэра города. В Финляндии мэр - фигура назначаемая. Его не избирают, а приглашают на работу по контракту. При этом уволить мэра – не просто. Это - довольно сложная процедура, т.к. в трудовом соглашении всегда четко прописаны случаи, при которых мэр может быть уволен. И он должен допустить действительно серьезные ошибки, чтобы был поставлен вопрос о его увольнении. Более того, смена большинства той или иной партии в Городском Совете отнюдь не означает смену мэра. Даже если, к примеру, у самого мэра есть политическая принадлежность, допустим, он - социал-демократ, а на выборах в городской Совет победила другая партия - это не означает, того, что социал-демократ не может больше оставаться мэром. Однако, как правило, председатель Правления Городского Совета - принадлежит к другой партии, нежели мэр. Это своего рода негласное соглашение между политическими силами: чтобы мэр и председатель Правления городского Совета были от разных партий.

      Важно понимать разницу между городской мэрией и Правлением городского Совета. Правление городского Совета - это часть представительной власти: 11 его членов - избираются из числа депутатов Городского Совета.

     Местное управление в целом в Финляндии основывается на принципе самоуправления населения, проживающего на территории муниципалитета. Это самоуправление гарантируется Конституцией Финляндии и более подробно излагается в Законе о местном самоуправлении.

     Фундаментом для эффективной деятельности местного самоуправления в Финляндии является право  муниципалитетов устанавливать  свои собственные налоги (изменять ставку налога можно лишь раз в год при принятии бюджета). Самостоятельные доходы предоставляют свободу действий  и ресурсы для демократического самоуправления в муниципалитетах.

     Муниципалитеты  предоставляют все основные виды общественных услуг своему населению. Некоторые из этих задач определены законами, а некоторые определяются ими самостоятельно. Государство  может определять задачи муниципалитетам только через законодательство. Основными задачами муниципалитетов являются:

    • образование;
    • здравоохранение;
    • социальное обеспечение;
    • техническая инфраструктура;
    • контроль за сохранением окружающей среды.

      Кроме того, все муниципалитеты Финляндии входят в Ассоциацию местных и региональных властей. Эта организация включает порядка 300 экспертов и играет серьезную роль в обществе. Она активно участвует в подготовке местных нормативно-правовых актов, регулярно участвует в переговорах с правительством, занимается соответствующим обучением и издает специальную литературу, всячески продвигает сотрудничество между государством и муниципалитетами.

      Однако, сегодня, Финляндия (как и большинство стран Мира) сталкивается с различными, в первую очередь, экономическими трудностями, которые оказывают сильное влияние на все сферы политической жизни общества. Так, из-за непростой экономической ситуации в стране, обнаружилась одна интересная тенденция.

      Многие  финские коммуны продумывают  варианты объединения со своими соседями. В 2001 году в Финляндии насчитывался 441 муниципалитет, в 2009 — только 348. К 2015 году их может остаться не более 300. 1 января 2009 года стал днем многих «слияний». Все это результат финансовых вызовов. Существует очевидная потребность снижать издержки и повышать эффективность расходов. Объединение — одно из возможных решений, в последнее время политически и финансово поддерживаемое правительством. Стоит отметить, что все объединения происходят добровольно, хотя закон и обязывает органы местного самоуправления сотрудничать в области высокотехнологичной медпомощи. Правительство предоставляет существенные «свадебные подарки» для объединяющихся. Однако многие по-прежнему предпочитают сотрудничать, сохраняя независимость: преимущества объединения для них не вполне очевидны. Во многих случаях издержки не сокращаются, поскольку гарантия занятости муниципальных работников распространяется на пять лет и результаты объединения можно будет ощутить только в будущем.

      Таким образом, система местного самоуправления Финляндии не подвергалась радикальным реформам с момента получения страной независимости в 1917 году. Однако постепенное ее изменение проходило почти непрерывно, и в итоге она была реформирована довольно серьезно. Сегодня, система местного самоуправления Финляндии состоит из единственного уровня: 20 регионов, объединяющих в себе 432 общины. Финские коммуны предоставляют населению широкий спектр публичных услуг. Во многом именно на мощном местном самоуправлении основывается благосостояние людей в этой стране. 

       

 

       Глава II: Муниципальное управление г.Тампере 

      С 1 января 2010 года губернии как основные административные единицы первого  порядка в Финляндии были ликвидированы, губернские правления упразднены. Было образовано 20 областей, или регионов.

      Одной из вновь образованных на территории бывшей губернии Западная Финляндия  областей стала Пирканмаа (фин. Pirkanmaa / швед. Birkaland). Официальное английское и соответственно русское название – Tampere Rigion/ Регион г.Тампере, по названию центрального и самого крупного города данного региона.

      Данная  область включает в себя 22 муниципалитета, 11 из которых имеют статус города. Список муниципалитетов:

  • Акаа (финн. Akaa)
  • Хямеенкюро (финн. Hämeenkyrö)
  • Икаалинен (финн. Ikaalinen)
  • Юуупайоки (финн. Juupajoki)
  • Кангасала (финн. Kangasala)
  • Кихиё (финн. Kihniö)
  • Лемпяаля (финн. Lempäälä)
  • Мянття-Вилппула (финн. Mänttä-Vilppula)
  • Нокиа (финн. Nokia)
  • Оривеси (финн. Orivesi)
  • Пирккала (финн. Pirkkala)
  • Паркано (финн. Parkano)
  • Пункалайдун (финн. Punkalaidun)
  • Пялкане (финн. Pälkäne)
  • Руовеси (финн. Ruovesi)
  • Састамала (финн. Sastamala)
  • Тампере (финн. Tampere)
  • Урйала (финн. Urjala)
  • Валкеакоски (финн. Valkeakoski)
  • Весилахти (финн. Vesilahti)
  • Виррае (финн. Virrat)
  • Улёйарви (финн. Ylöjärvi)

Информация о работе Система муниципального управления г. Тампере