Система органов государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
2. Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой статус представительных и исполнительных органов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации;
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.......................................................................4
1.1 Правовая сущность органов государственной власти……………………...............4
1.2 Виды органов государственной власти……………………………………...............7
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ………………………………………………………………….....................................9
2.1 Законодательная власть в РФ………………………………………………...............9
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……………...............20
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть………………………………………………………………..31
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42

Работа содержит 1 файл

курсовик по конституционному праву России.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

6) По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

7) По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

   ВЛАСТИ  В РФ

 

2.1 Законодательная власть в РФ

 

В общей структуре государственной  власти ведущая роль принадлежит  законодательной власти. Согласно Д. Локку, «законодательная власть по необходимости  должна быть верховной и все остальные  власти в лице каких-либо членов или  частей общества проистекают из нее  и подчинены ей»3

Органы законодательной  власти обладают верховенством, поскольку  именно законодательная власть устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение  законодательных органов в механизме  государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими  законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в  них. Исполнительная и судебная ветви  власти хотя и имеют свою сферу  деятельности, но действуют от имени  и во исполнение закона.

Органы законодательной  власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республик в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные  органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов.

В Российской Федерации высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации (статья 94 Конституции РФ), состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статья 95 Конституции РФ). Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен Федеральным  Собранием.

Двухпалатная структура  парламента наиболее распространена в мире, так как позволяет обеспечить, наряду с общим представительством интересов всего народа (всех граждан, всех наций), также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль. Кроме того, эта система дает возможность оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

За эти преимущества приходится в буквальном смысле платить –  на содержание большого по численности  членов парламента и сотрудников  его аппарата расходуются немалые средства из бюджета РФ.

Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и  нижней, однако сложившееся в мировой  практике различие между верхними и  нижними палатами парламентов наблюдается  и в Федеральном Собрании. Это  дает основание характеризовать  Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

 

Совет Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации устанавливается ч.2 статьи 96 Конституции РФ и Федеральным  законом от 5 августа 2000 года №113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с законом Совет Федераций формируется из представителей субъектов по одному от законодательной и исполнительной власти.

Представители субъектов  федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной  власти субъектов РФ (представитель  от законодательного органа) и назначаются  высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).

Порядок деятельности верхней  палаты, ее органов и должностных  лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом  Совета Федерации.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и  его заместителей. Они не могут  быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

К ведению Совета Федерации  относятся:

а) утверждение изменения  границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации;

д)  назначение выборов  Президента Российской Федерации;

е)  отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность  судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з)  назначение на должность  и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность  и освобождение от должности заместителя  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов4.

 

Государственная Дума.

Согласно Конституции  Российской Федерации, государственная  Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Руководит деятельностью  Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские  объединения (партийные фракции, депутатские  группы), а также сами депутаты. Кандидатуры  обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.

К ведению Государственной  Думы относятся:

а)  дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б)  решение вопроса  о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов;

д) назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности5.

В соответствии со ст.105 Конституции  Государственной Думой принимаются  федеральные законы.

Порядок действия Госдумы  определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой  парламента, депутаты образуют депутатские  объединения - фракции и депутатские  группы.

Нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент  назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума  собралась не позднее чем через  четыре месяца с момента роспуска (ст. 111 и 117 Конституции РФ).

 

2.2 Исполнительная  власть в РФ

 

Исполнительная власть в  системе разделения властей осуществляет исполнение, а также претворяет в жизнь законодательные и иные акты государственных органов. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительная власть реализуется в деятельности особых органов – органов исполнительной власти, связанных между собой по вертикали и по горизонтали. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих.

 

Правительство РФ.

Высшим федеральным органом  исполнительной власти РФ, согласно ст.110 Конституции РФ, является Правительство  РФ.

Положение и полномочия Правительства  РФ закреплены в Конституции РФ (ст.110-117) и в Федеральном конституционном  законе от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О правительстве Российской Федерации».

Согласно ст.13 №2-ФКЗ Правительство  Российской Федерации в пределах своих полномочий:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации - орган коллегиальный. В его состав входят Председатель Правительства, заместители  Председателя Правительства и федеральные  министры. Возглавляет Правительство  РФ – Председатель Правительства, который  организует его работу. Заседания  Правительства проводятся систематически, не реже 1 раза в месяц, и исключительно  на них принимаются решения по важнейшим вопросам экономического развития страны. Заместители председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях правительства. Председатель Правительства назначается  Президентом РФ с согласия Государственной  Думы (ст.111 Конституции РФ). Заместители  Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

 

Федеральные органы исполнительной власти.

К органам исполнительной власти Российской Федерации, помимо Правительства  РФ, относятся - министерства, службы, агентства, а также государственные комитеты и ведомства при Правительстве  РФ.

Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные  органы исполнительной власти - это  самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий  функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

В соответствии с Указом Президента РФ №314 от 09.03.2004 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности»6. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Традиционно министерство является органом отраслевого управления, хотя, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие органы, объекты управления в определенной сфере функционального характера.

«Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной  границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа» 7.

«Федеральное агентство  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной  сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функций  по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа»8.

Структура – перечень конкретных федеральных органов исполнительной власти предлагается Правительством РФ и утверждается указами Президента.

В эту структуру входят следующие органы.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  Российской Федерации, федеральные  службы и федеральные агентства,  подведомственные этим федеральным  министерствам:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации

Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации