Система органов государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
2. Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой статус представительных и исполнительных органов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации;
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.......................................................................4
1.1 Правовая сущность органов государственной власти……………………...............4
1.2 Виды органов государственной власти……………………………………...............7
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ………………………………………………………………….....................................9
2.1 Законодательная власть в РФ………………………………………………...............9
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……………...............20
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть………………………………………………………………..31
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42

Работа содержит 1 файл

курсовик по конституционному праву России.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

Высший Арбитражный Суд  имеет право законодательной  инициативы по вопросам его ведения.

В Российской Федерации имеются  федеральные арбитражные суды десяти арбитражных округов, которые проверяют  законность решений нижестоящих  судов, в том числе субъектов  Федерации по первой инстанции, изучают  судебную практику, подготавливают предложения  по совершенствованию законодательства.

Арбитражные суды субъектов  РФ рассматривают в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам РФ, кроме дел, отнесенных к  компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересматривают по вновь открывшимся  обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, изучают судебную практику, анализируют  судебную статистику.

 

2.5 Президентская  власть

 

В ст. 80 Конституции РФ определена основная сущностная характеристика статуса  Президента РФ: он является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государственной  власти. Он не входит напрямую, непосредственно  ни в одну из трех ее ветвей.

Однако данное положение  не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую  над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней  полномочия, функционирует во взаимодействии с другими и обеспечена определенными  рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции  заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному  взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они  реализуются в рамках Конституции  РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

Кроме того, традиционно  в системе органов государственной  власти любого государства должно быть лицо, персонифицированно представляющее государство в отношениях с другими государствами. В мировой практике таким лицом в большинстве стран является президент. Поскольку Президент РФ не входит напрямую ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, встает вопрос о том, как именовать государственную власть, осуществляемую Президентом, и не нарушает ли эта власть традиционной системы трех ветвей власти. Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что, кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти. Есть и местная власть, которая также является публичной властью. Есть и президентская власть.

В Конституции заложена система  гарантий, препятствующих превращению  Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении  периода полномочий Президента шестилетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.11

Невключение Конституцией РФ напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Статус Президента РФ как  главы государства проявляется  во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в  обобщенной форме функции главы  государства сформулированы в ст. 80 Конституции, установившей его дефиницию  как главы государства: Президент  является гарантом Конституции, прав и  свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности  эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право  законодательной инициативы, обращения  с запросом в Конституционный  Суд РФ, роспуска Государственной  Думы, отставки Правительства и многие др.

К важнейшим основам конституционного строя относятся суверенитет  Российской Федерации, ее независимость  и государственная целостность. На главу государства возлагается  принятие мер по охране этих основ  жизнедеятельности государства. Признание  этих свойств государства является основополагающим для Президента в  осуществлении его полномочий в  сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности  государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное  или чрезвычайное положение; как  Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Он несет ответственность  за надлежащий уровень регулирования  отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые  исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Президент как глава государства  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства  Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Представительство государства  в лице Президента в международном  плане проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений  в лице глав государств (подписание договоров, ведение переговоров, встречи  глав государств и т.д.).

Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, необходимых для  реализации его функций как главы  государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной  деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Все полномочия Президента РФ основаны на Конституции, должны осуществляться в рамках Конституции и федеральных  законов, не могут выходить за их пределы.

Полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией и  федеральным законодательством  и иными нормативными правовыми  актами можно обобщить по следующим  сферам. Полномочия, связанные:

1) с формированием и  участием в деятельности федеральных  органов государственной власти;

2) с обеспечением осуществления  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории  Российской Федерации;

3) с руководством внешней  политикой;

4) с руководством в  военной сфере;

5) с иными, возложенными  Конституцией на Президента функциями.

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются  им как непосредственно, так и  в тесном взаимодействии с другими  федеральными органами государственной  власти и различными методами: в  правовых формах посредством издания  указов и распоряжений; определения  приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

             С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

 

Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые  не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и  судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они  являются независимыми органами государственной  власти. К числу таких органов  относятся следующие федеральные  органы государственной власти.

 

Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся  в гл. 7 "Судебная власть". Однако это ее расположение в Конституции  является скорее данью традиционному  подходу, рассматривавшему прокуратуру  в тесной связи с деятельностью  судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением  прав и свобод человека, за исполнением законов - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование и т.д.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011), который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.

 

Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка  РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 19.10.2011). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.

В то же время в Законе указывается, что в пределах своих  полномочий Банк России независим в  своей деятельности. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  деятельность Банка по реализации его  законодательно закрепленных функций  и полномочий. Нормативные акты Банка  России обязательны для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и  физических лиц.

Все эти нормы создают  Банку России уникальный статус. Руководство  Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной  Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

 

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. (ред. от 29.12.2010). В рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов - Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Счетная палата регулярно  представляет Совету Федерации и  Государственной Думе информацию о  ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий. Она взаимодействует  с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом  законодательной или исполнительной власти.

Следует отметить, что пределы  взаимодействия Счетной палаты с  органами исполнительной и судебной власти пока выявлены без достаточной  ясности. Из-за коллизии самих же федеральных  законов полномочия Счетной палаты входят в противоречие с независимым  статусом Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, основывающимся на принципе разделения властей. Финансовый контроль и ревизионные проверки со стороны Счетной палаты не без оснований воспринимаются этими органами как нарушение своей независимости и недопустимый, согласно Конституции РФ, контроль за своей внутренней деятельностью. Вследствие этого возник ряд инцидентов, которые побудили Государственную Думу выступить с протестом против игнорирования Правительством РФ выводов и рекомендаций Счетной палаты по результатам ревизий и проверок. Однако действенного механизма для обеспечения этих выводов и рекомендаций пока нет.

Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации