Система поддержки семей с детьми как приоритетное направление социальной политики муниципального образования «Город Киров»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы – система поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом исследования является организация социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании г. Киров (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова).
Целью исследования является анализ организации социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании «Город Киров».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы социальной политики поддержки семей с детьми……………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность социальной политики муниципального образования……….....…………………………………………………..5
1.2. Основные направления, принципы и механизмы обеспечения семейной политики ……………………...……………………………10
1.3. Характеристика социально-экономического положения семей с детьми……..……………..……………………………………………..14
2. Анализ особенностей организации социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании «Город Киров» (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова)…...…………………………19
2.1. Организация социальной поддержки семей с детьми в муникипальном образавании «Город Киров»……………………….19
2.2. Характеристика деятельности Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова………………………………………………………...22
2.3. Приоритетные направления деятельности Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 66.67 Кб (Скачать)

     Финансовой  основой социальной политики муниципального образования являются местные финансы, с помощью которых органы местного самоуправления осуществляют управление муниципалитетами и регулируют решение  вопросов местного значения. Так как  в основном социальные услуги потребляются на местах, то в ведении органов  местного самоуправления находится  большинство вопросов социального  характера. Наличие достаточной  финансовой базы является неотъемлемым условием успешной реализации социальной политики муниципального образования, если же материально-финансовая база является недостаточной либо нестабильной, то ставится под угрозу социальная стабильность муниципального образования.

     Сегодня доходы муниципальных бюджетов формируются из трех основных источников:

     - собственных средств муниципального  образования, в составе которых  различаются налоговые и неналоговые  доходы, формируемые за счет деятельности  органов местного самоуправления, предприятий и организаций, находящихся  в муниципальной собственности;

     - государственных средств, передаваемых  федеральными и региональными  органами государственной власти  органам местного самоуправления  в виде финансовых ресурсов  и доходных источников, а также  прав, установленных законодательством;

     - заемных средств.

     Муниципальные бюджеты недостаточно обеспечены доходами, что ведет к недофинансированию социальной сферы. В консолидированных бюджетных доходах страны доходы муниципального управления составляют не более 20%, а в консолидированных расходах – 30%. Муниципалитеты несут на себе бремя значительной части расходов на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальную политику. Муниципальные бюджеты остаются дефицитными при этом на 30% в среднем. При этом меньше трети их доходов составляют местные поступления, остальные 70% поступают из бюджетов субъектов Федерации [9].

     Муниципальная социальная политика должна быть направлена на:

     - выравнивание территориальных условий  по различным показателям социального  развития, таким как уровень занятости  населения, уровень безработицы,  минимальный размер оплаты труда, продолжительность жизни;

     - обеспечение населения различных  муниципальных образований равными  возможностями использования социальной  инфраструктуры;

     - уравнивание социальных условий  проживания населения независимо  от региона проживания и муниципального  образования.

     В результате разграничения доходных и расходных полномочий между  властями различных уровней и  передачи значительного числа социальных обязательств на местный уровень  без передачи также и финансовой основы их обеспечения, местные власти зачастую не имеют финансовой возможности  проводить свою социальную политику, являясь, по сути, транзитным звеном в  распределении средств вышестоящих  бюджетов по отраслям социальной сферы.

     Для решения данной проблемы необходимо не только четко разграничить доходные и расходные обязательства различных  уровней власти, но и на долгосрочной основе закрепить источники образования  доходов местных бюджетов. В настоящий момент основным каналом финансирования отраслей социальной сферы муниципальных образований являются федеральные целевые программы. Преимущества финансирования социальной сферы в рамках федеральных целевых программ является целевой характер и адресность, однако это не позволяет проводить муниципалитетам собственную социальную политику.

     Доля  собственных ресурсов в финансовом обеспечении деятельности организаций  и учреждений социальной сферы в  настоящее время невелика, поэтому  для реализации социальной политики муниципального образования, эффективного решения ее задач необходимо укреплять собственные источники доходов бюджетов [13].

     Укрепление  бюджетных источников финансирования социальной сферы муниципального образования  позволит реализовать не только задачи федеральной социальной политики, но и решать проблемы социального характера  определенного муниципального образования. 

    1. Основные  направления, принципы и механизмы обеспечения  семейной политики
 

     Семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки. 

     Государственная семейная политика - комплексная система  деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи  на основе правового регулирования  отношений с государством.

       Это целостная система принципов,  оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского  и кадрового характера, направленная  на улучшение условий и качества  жизни семьи.

       Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и муниципальном уровне едины. На федеральном - минимальные социальные льготы и гарантии, а на муниципальном - их дополнения и развитие.

       К основным принципам семейной политики как на федеральном, так и на муниципальном уровне относят:

     Во-первых, автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах.

     Во-вторых, приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития.

     В-третьих, равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости.

     В-четвертых, партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов.

     Далее, доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;

     Кроме того, комплексность, т.е. социальная помощь охватывает все стороны жизнидеятельности семьи, все ее функции.

     Профилактическая направленность и научная обоснованность также являются неотъемлемыми принципами семейной политики. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

     Представленные принципы семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.

     Приоритетными направлениями семейной политики являются:

  • обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;
  • гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;
  • оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;
  • формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;
  • обеспечение материальной и социальной поддержки семей;
  • обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;
  • профилактика социального сиротства;
  • предупреждение насилия в семье и др. [6].

В области  развития социального обслуживания семьи и детей при разработке текущих и долговременных мер семейной политики необходимо:

     - развивать систему учреждений  социального обслуживания семьи  в целях оказания услуг по  уходу за детьми, престарелыми  и больными членами семьи, материальной  и консультативной поддержки  нуждающихся в посторонней помощи  семей, отдельных членов семьи  в кризисных ситуациях;

     - совершенствовать систему специализированных  социальных служб для безнадзорных  и беспризорных детей и подростков  по своевременному выявлению таких детей;

     - содействовать развитию сети  негосударственных учреждений социального  обслуживания семьи и детей;

     - создать систему предупреждения насилия в семье;

     - предусмотреть меры безопасности  для специалистов, работающих с  семьей и обеспечить повышение их заработной платы;

     - создать систему социально-психологических  центров, обеспечивающих качественный  уровень психологической компетентности родителей и молодых семей;

     - содействовать развитию семейного  досуга, туризма, отдыха и оздоровления

     Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают государственную  поддержку семьи, в том числе  осуществляют деятельность в области  образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального  обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации семей определяется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

     На  муниципальном уровне также осуществляются мероприятия по поддержке семьи в Российской Федерации.

      Органы  муниципального управления используют собственные материальные ресурсы и финансовые средства для реализации мероприятий по поддержке семей, участвуют в осуществлении федеральных, региональных, местных целевых программ, направленных на реализацию мер государственной поддержки семьи в Российской Федерации. 

    1. Характеристика  социально-экономического положения семей с детьми
 

     Трансформация российского общества, начавшаяся в  последнее десятилетие XX века, оказала  существенное влияние на его основополагающий социальный институт - семью. Изменения  произошли в большинстве сфер семейной жизни. Современные семьи  существуют в условиях формирования нового типа социально-экономических  отношений. Происходит становление  иной политической системы и интенсивная  социальная реструктуризация российского  общества. Все это обусловливает  эволюцию массового сознания людей, меняются их убеждения, идеалы, стереотипы поведения, в итоге меняется и  социальный облик российской семьи.

     Современная семейная политика начала формироваться  в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость  новых государственных целевых  программ в отношении семьи.

       После выхода Указа Президента  РФ "Об основных направлениях  государственной семейной политики" от 14 мая 1996 г. № 712 семейная  политика получила государственный  статус. В Указе сформированы  цель, принципы, основные направления  и место в социальной политике [3].

     Цель  и главные принципы государственной  социальной политики направлены на приоритет  общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ.

Информация о работе Система поддержки семей с детьми как приоритетное направление социальной политики муниципального образования «Город Киров»