Система поддержки семей с детьми как приоритетное направление социальной политики муниципального образования «Город Киров»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы – система поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом исследования является организация социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании г. Киров (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова).
Целью исследования является анализ организации социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании «Город Киров».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы социальной политики поддержки семей с детьми……………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность социальной политики муниципального образования……….....…………………………………………………..5
1.2. Основные направления, принципы и механизмы обеспечения семейной политики ……………………...……………………………10
1.3. Характеристика социально-экономического положения семей с детьми……..……………..……………………………………………..14
2. Анализ особенностей организации социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании «Город Киров» (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова)…...…………………………19
2.1. Организация социальной поддержки семей с детьми в муникипальном образавании «Город Киров»……………………….19
2.2. Характеристика деятельности Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова………………………………………………………...22
2.3. Приоритетные направления деятельности Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 66.67 Кб (Скачать)

       В ст. 7 Конституции РФ дано  определение России как социального  государства, "политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека", "государственная поддержка семьи" [1].

       Министерство труда и социального развития разработали Президентскую программу "Дети России", в которой есть программы: "Дети Чернобыля", "Одаренные дети", "Дети-инвалиды", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети сироты", "Оздоровление детей и подростков".

       Разработаны концепция социального  обслуживания населения, нормативные  документы по различным типам  учреждений.

     Ученые  и специалисты по-разному оценивают  изменения института семьи в  российском обществе. Анализируя происходящие изменения, ряд исследователей приходит к выводу: семья переживает острый и глубокий кризис.

     Реализация  социальной политики основывается на научном анализе деятельности всей системы оказания поддержки семьям с детьми.

     Научная разработка новых форм социальной поддержки  семей с детьми необходима не только потому, что изменились условия жизни  в стране, но и в связи с появлением глобальных факторов:

     - кризисом института семьи, который  выдвигает перед каждой семейной  парой и обществом в целом  качественно новые сложные проблемы, нуждающиеся в решении; 

     - технологизацией социальной жизни и ростом потребности в социальной защите и услугах профессионалов, имеющих специальные знания и навыки разрешения трудных жизненных ситуаций [15].

     Тотальная бедность остается одним из главных  препятствий к повышению рождаемости, причем самыми незащищенными сегодня  остались не пенсионеры, как раньше, а молодые семьи с детьми.

     В Российской Федерации насчитывается  более 34 млн. семей. Последствия социально-экономического кризиса привели к тому, что  в 2004 г. 50,4% семей с одним ребенком, 62,3% - с двумя детьми и 74,3% - с тремя  и более детьми оказались за чертой бедности.

     Недостаточная обеспеченность семей существенно  сказывается на состоянии здоровья детей. Так, 39,3% детей рождаются с  отклонениями в здоровье, более 70% подростков страдают различными патологиями. Увеличивается  число больных детей в возрасте от 0 до 14 лет с диагнозом, установленным  впервые в жизни. В связи с  коммерциализацией многих учебных, культурно-спортивных и оздоровительных  учреждений бедные семьи не могут  обеспечить своим детям достойное  современное образование и культурное развитие. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3% [14].

     Из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 % имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания.

     Интенсификация  учебного процесса приводит к снижению числа абсолютно здоровых детей  уже в процессе обучения в 1-ом классе:  у 17,3% дошкольников определена  I группа здоровья, тогда как  к концу 1-го класса процент здоровых детей снизился до 4,3%.

     У детей, возраст которых при поступлении  в школу составляет 6,5 лет и  младше, начало обучения ведет к  более резкому снижению адаптационных  возможностей. Среди них за период обучения в младших классах распространенность функциональных нарушений различных  систем организма возросла на 60,9% против 26,6% у детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше.

     Растёт  детское и подростковое употребление алкоголя и табака.

     Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в  дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции [18].

     Также, в России уменьшается количество семей, которые берут сирот на воспитание. За последние четыре года их стало меньше почти на 40 тыс. Так, в 2010 году в семьи российских граждан было передано 72,5 тыс. детей, а в 2007 г. в семьи российских граждан было передано 111,7 тыс. детей.

     На сегодняшний день в российском банке данных зарегистрировано 127,7 тыс. детей-сирот. Однако, за последние четыре года в сфере семейного устройства детей обозначились устойчивые положительные тенденции.

     Таким образом, в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" определены следующие приоритетные направления в области оказания поддержки семье:

  • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
  • обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
    • повышение воспитательного потенциала семьи;
  • создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
  • разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

            Таким образом, проблемы социальной политики муниципальных образований в настоящий момент довольно актуальны, так как большинство социальных услуг, в том числе, поддержки семей с детьми, потребляются на местах.

            Социальная политика, существующая в настоящее время в России, не может полностью обеспечить условия для нормальной жизнедеятельности семей с детьми. Она отстает от стремительно меняющейся реальности. Кроме того, в связи с появлением новых форм собственности социальной инфраструктуры и изменением менталитета значительной части общества появилась возможность кардинально видоизменить структуру поддержки семей с детьми.

     В целях обеспечения благоприятных  условий для укрепления семьи  необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы  выплаты пособий гражданам, имеющим  детей, в том числе повышение  размеров пособий и обеспечение  их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

     Поддержка молодых семей на муниципальном уровне предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье. 
 

 

  1. Анализ  особенностей организации социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании «Город Киров» (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Кирова)
 
    1. Организация социальной поддержки  семей с детьми в муникипальном образавании «Город Киров»
 

     В целях организации социальной поддержки семей с детьми в муниципальном образовании г. Киров создана сеть учреждений различного типа: центр социальной помощи семье и детям, ГУСО «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», ГУСО «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», КОГАУСО «Ленинский комплексный центр социального обслуживания населения».

     Центры  являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи различных видов:

      - социально-экономических (оказание  содействия в организации отдыха  и оздоровления, получения мер  социальной поддержки и др.);

      - социально-медицинских (профилактика  вредных привычек, санитарно-просветительская  работа; проведение массажа, занятий  лечебной физкультурой и др.);

      - социально-психологических (консультирование  психолога, психо-диагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в т.ч. по вопросам адаптации детей к школе, общения со сверстниками, детско-родительских отношений, привлечения к участию в клубах общения; экстренная психологическая помощь по телефону и др.);

      - социально-правовых (консультирование  по социально-правовым вопросам, помощь в составлении исков и др.);

      - социально-педагогических (педагогическая  коррекция, оказание помощи родителям  в воспитании детей и преодолении  педагогических ошибок, конфликтных  ситуаций с детьми; организация  совместного досуга детей и  родителей; проведение социально-педагогического  патронажа; деятельность реабилитационных  групп для несовершеннолетних  и др.);

      - социально-бытовых (предоставление  транспорта для перевозки детей,  участвующих в социокультурных мероприятиях и др.).

       Перечисленная социальная помощь  оказывается детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации, бесплатно [17].

     Семьям  с детьми, желающим получить дополнительные социальные услуги (за плату), могут  быть предоставлены следующие услуги: няни на дому, сиделки детям и  подросткам с ограниченными возможностями  на дому, занятия по развитию навыков  компьютерной грамотности детей, подростков и др.

     Работа Центра социальной поддержки семьи и детей г. Кирова проводится с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Так, на учете состоит более 60 тысяч семей -получателей пособий на детей; 3,9 тысяч семей - находящихся в социально опасном положении.

     Тем семьям, чьи дети в возрасте от 1,5 до 3 лет не посещают дошкольные учреждения, с сентября 2011 года выплачивается  социальная ежемесячная выплата, независимо от уровня дохода семьи. В 2010 году пособие  получали только семьи с низким уровнем  дохода.

     Активно идёт работа над устройством детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Всего в городе Кирове в 2009 году насчитается 490 400 чел. населения. Из них взрослого  населения в возрасте от 55 лет  – 154142 чел. На 01.01.2010 проживает более 85 тыс. детского населения (возрасте от 0 до 18 лет), среди которых около 1500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [16].

     На  протяжении последних лет в г. Кирове не сокращается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Таблица 1 - Динамика числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за период 2008-2010 гг.

  2008 2009 2010
Выявлено: сироты, оставшиеся без попечения  в результате лишения родительских прав родителей 315 385 217
Назначена опека (попечительство) 154 115 86
Возвращены родителям - 16 11
 

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод о снижении числа детей-сирот, оставшихся без попечения в результате лишения родительских прав. Количество выявленных уменьшилось из-за демографической ситуации. Но по-прежнему высокий процент случаев лишения родительских прав.

     Особую  группу составляют отказные дети. Самые  распространенные причины отказа от ребенка – тяжелые материальные и бытовые условия.

     В 2011 году выявлено 126 таких детей. На семейные формы устройства передано 124 ребенка (в том числе и из выявленных ранее): 79 детей усыновлено, 57 – передано под опеку, 6 детей  передано в приемные семьи. Растет число  приемных семей. Сегодня их 74, в них  воспитывается 121 ребенок.

     Таким образом, социальное сиротство составило 78% от общего количества выявленных детей.

     По  сравнению с 2008 годом количество семей и детей, получивших социальные услуги, возросло на 12 %, 68,0 тысяч семей  в 2009 году получили 897,1 тысяч услуг. Количество несовершеннолетних, прошедших  социальную реабилитацию в специализированных учреждениях в 2009 году, составляет 2634 чел. В реабилитационных центрах  для детей с ограниченными возможностями прошли реабилитацию 1223 чел. Организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в 2009 году были охвачены 5751 несовершеннолетних. Количество социальных приютов для детей и подростков и стационарных отделений в Центрах, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних  – 10 [16].

Информация о работе Система поддержки семей с детьми как приоритетное направление социальной политики муниципального образования «Город Киров»