Социально-экономическая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 05:28, контрольная работа

Описание работы

В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний.

Содержание

Введение._______________________________________________3
1. Понятие организации, признаки. __________________________4
1.1. Понятие организации.__________________________________4
1.2. Признаки организации._________________________________5
2. Виды организации.______________________________________8
2.1. Основные виды организации. ___________________________8
2.2. Виды социальных систем. _____________________________13
3. Социально-экономические организации. ___________________20
3.1. Классификация организаций. ___________________________20
3.2. Особенности социально-экономических организаций. ______22
3.3 Социально-экономическая система_______________________23
Заключение. _____________________________________________30
Список литературы. ______________________________________32

Работа содержит 1 файл

Системология организации2.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Условное деление организаций на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в сво­ем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к усло­виям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катак­лизмам общественного развития. Это особенно значимо для периодов реформирования новых отношений собственности.

■      По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т.к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать на большое количество людей.

По российскому законодательству в различных отраслях хозяйства на малом предприятии может работать строго определенное число персонала. (таблица №1)

                                  Отрасли

Число работников

Промышленность, строительство и транспорт

До 100

Сельское хозяйство и научная сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Остальные отрасли

50

                                                                                        Таблица №1

 

Почему мы уделяем такое внимание малым предприятиям? Дело в том, что малые предприятия, находясь под покровительством государства, испытывают меньший налоговой пресс, поэтому предприниматели часто сознательно идут на создание именно малого предприятия.

Для средних предприятий численность персонала устанавливается до 300 человек, а для крупных – от 301 и больше.

Подходы к группировке организаций по численности персонала в России и Европейском Союзе расходятся. В Европе малым предприятием считаются организация с числом работающих до 50 человек (независимо от отрасли) и с годовым оборотам до 4 млн. евро, средним –до 250 человек и оборотом до 16 млн. евро, остальные организации относятся к крупным.

Рассмотрим разделение российских организаций по численности персонала и убедимся, что в подавляющем большинстве они относятся к малым (табл. №2).

 

 

Численность персонала, чел.

Количество предприятий, %

Объем продукции, %

Количество занятых, %

До 200

87,1

9,4

14,5

201-500

6,5

10,6

11,9

501 и более

6,4

80,0

73,8

Таблица № 2.

 

■  Самое большое разнообразие существует в деление организаций по сферам деятельности. Можно назвать строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.

■  Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, -включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

■   По отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.

 

2.2 Виды социальных систем.

 

              В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис.1 приведены основные виды  социальных систем по направленности их деятельности.

Рис.1 Виды социальных систем.

              Наиболее распространены социально–экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существует   социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

              Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

              Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным  относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

              В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое

оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

              В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

              Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

              Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

              В линейной схеме нет обратной связи. Она хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

              Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Схема "колесо" хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

              Схема "звезда" дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.

              Базовые схемы дают возможность формировать большое разнообразие производных от них схем отношений. (рис.1 а, б, в).

 

 

 

Рис. 1а. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

 

              Иерархическая схема основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

              Рис. 1б. Штабная схема (линейная связь)

 

              Схема основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров  и т.д.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации.

Рис. 1в. Матричная схема (линейные и функциональные связи).

              В основе матричной схемы лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

              Рис. 2. Смешанная схема отношений в социальной организации.

 

              Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

Информация о работе Социально-экономическая организация