Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

В 476 г. пала Западная Римская империя. Это было катастрофой для античности и на-чалом государств средневековья. И хотя в действительности отмирание античного мира про-должалось потом еще не одно десятилетие, варвары принесли с собой совершенно новый тип государств, выдвинувший на первый план принцип личных, вассальных связей взамен римского принципа над общественного государства.
Появились так называемые варварские королевства: Вестготское королевство на юге Франции и на Пиренеях, Королевство вандалов в Африке, Англосаксонские королевства в Британии, Франкское королевство в Галин, Остготское королевство, а затем Королевство лангобардов в Италии и другие.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3
1.Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века. . . . . ... 4
2.Католическая церковь и средневековое государство в Европе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.История канонического права в Западной Европе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

История государства и права зарубежных стран.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал РУДН в г. Перми

 

 

 

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

 

 

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Бурдин Алексей Валерьевич

  Курс I, группа ПЮ-10-3п

№3732100075 студенческого билета

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ

2011 год 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3

1.Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века. . . . . ... 4

2.Католическая церковь и средневековое государство в Европе  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3.История канонического права в Западной Европе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 476 г. пала Западная Римская империя. Это было катастрофой для античности и началом государств средневековья. И хотя в действительности отмирание античного мира продолжалось потом еще не одно десятилетие, варвары принесли с собой совершенно новый тип государств, выдвинувший на первый план принцип личных, вассальных связей взамен римского принципа над общественного государства.

Появились так называемые варварские королевства: Вестготское королевство  на юге Франции и на Пиренеях, Королевство вандалов в Африке, Англосаксонские  королевства в Британии, Франкское  королевство в Галин, Остготское королевство, а затем Королевство  лангобардов в Италии и другие.

В VIII в. в Западной Европе возникает идея о возрождении империи, которая находит защитника и проводника в жизнь в лице Карла Великого, франкского короля. В своем стремлении стать наследником Рима этот король сильно расширил границы своего государства, подчинив себе земли Германии и Италии, и короновался императорской короной в Риме в 800 г. После его смерти в 814 г., однако, империя франков угасла, разделившись на три части: на Западно-Франкское королевство во Франции, Восточно-Франкское — в Германии и королевство в Италии. Короли Восточно-Франкского королевства возобновили в  
Х-ХIII вв.

В течение XIII—XV вв. постепенно складываются и упрочиваются королевства Англия, Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Кастилия, Арагон, Португалия. В период раздробленности Европы многие вассалы короля обладали очень высокой степенью политической и экономической самостоятельности, зачастую намного превосходя могуществом своего повелителя. Поэтому-то королевская власть, стремясь подчинить себе своих вассалов не только формально, но и на деле, искала себе не менее сильных и богатых союзников. Ими стали города, которые, в свою очередь, нуждались в устойчивой и способной защитить их интересы королевской власти. Король жаловал городам свободы и привилегии в торговых и ремесленных делах; города представляли королю крупные денежные суммы и поддерживали его. 
Это положение нашло отражение и в политической, государственной системе: сложился новый тип монархии, получившей название сословно-представительной. Дело в том, что в это время в разных странах по-разному возникают сословно-представительные учреждения.

 

 

 

 

 

  1. Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века

 

В Англии — Историки воспринимают Великую хартию первым документом конституционного назначения в Англии наряду с Петицией о правах 1628 г., Хабеас корпус актом 1679 г. и др.Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом. Однако историческое значение Хартии может быть оценено лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце XII – начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия является противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции. Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.

Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря  возникновению парламента – представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в содружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов. Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, – это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

Следующей стадией организации  сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться, помимо баронов, также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. parlement – собрание для обсуждения от parler – говорить).

В 1258 году на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев  свободного населения королевской  политикой, заставили короля принять  так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет  магнатов, состоящий из 27 членов. Таким  образом, это была новая попытка  установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.

Раскол в стане оппозиции  дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального  государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне  его определило особенности, как  структуры, так и компетенции  английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились  на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 года установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

Первое время возможности  парламента влиять на политику королевской  власти были незначительны. Его функции  сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в  парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности  налогов». В нем говорилось, что  обложение налогами, пособиями и  поборами не будут иметь места  без общего согласия духовенства  и светских магнатов, рыцарей, горожан  и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались  оговорки, допускавшие возможность  взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент  средневековой Англии приобрел три  важнейших полномочия: право на участие  в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения  в пользу королевской казны и  право осуществлять контроль над  высшими должностными лицами и выступать  в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Право законодательной  инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских  петиций королю. Чаще всего они  содержали просьбу о запрете  нарушения старых законов или  об издании новых. Король мог удовлетворить  просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат  парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин  перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право  парламента прямо объявлять преступными  те или иные злоупотребления. При  этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного  органа – Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках  которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. В дальнейшем большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

Во Франции в конце XII – первой половине XIII в. собраний было свыше 20. Во второй половине XIII в. эти ассамблеи спонтанно перерастают во Всеобщий совет, который время от времени созывает король.

В 1302 г. французский король созвал сословия, чтобы те поддержали его  в борьбе с римским папой, в 1308 г. – чтобы санкционировать ликвидацию богатого и независимого рыцарско-духовного ордена Тамплиеров. Эти ассамблеи созывались королем уже не как сеньором, а как главой Франции – с 1302 г. ведет начало сословное представительство в королевстве. С середины XIV в. за ним закрепляется название Генеральных штатов (сословий), хотя оно изначально не смело столь самостоятельного статуса, как парламент в Англии.

Генеральные штаты исторически  выросли из феодальных советов эпохи  ленной монархии. Согласно феодальному обычаю, участие в совете вассалов было неотъемлемой обязанностью вассалитета.

В XIV – XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данный ими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то – по отдельности. Программа  сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.

Информация о работе Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века