Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

В 476 г. пала Западная Римская империя. Это было катастрофой для античности и на-чалом государств средневековья. И хотя в действительности отмирание античного мира про-должалось потом еще не одно десятилетие, варвары принесли с собой совершенно новый тип государств, выдвинувший на первый план принцип личных, вассальных связей взамен римского принципа над общественного государства.
Появились так называемые варварские королевства: Вестготское королевство на юге Франции и на Пиренеях, Королевство вандалов в Африке, Англосаксонские королевства в Британии, Франкское королевство в Галин, Остготское королевство, а затем Королевство лангобардов в Италии и другие.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3
1.Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века. . . . . ... 4
2.Католическая церковь и средневековое государство в Европе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.История канонического права в Западной Европе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

История государства и права зарубежных стран.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Ян Гус был арестован за выступления, имевшие целью реформацию церкви и религии на демократических  началах. Его поместили в камере, находившейся рядом с клоакой. Над  ним издевались при допросах. Приговор был написан еще до окончания следствия. Много раз Гусу обещали помилование за одно только слово отречения, но безуспешно. Человек необыкновенного мужества и верности убеждениям, он, уже стоя на костре, отказался от помилования на этих условиях. Его раздели, привязали цепями и веревками к столбу. На голову нацепили бумажный колпак. Вокруг были два воза дров и солома. Когда пламя вспыхнуло, он стал читать молитвы. Земля и зола под костром были выкопаны и брошены в Рейн. Преследуя других за отступление от догм христианства, сама церковь погрязла в разврате, особенно ее прелапл, включая самих пап. Паразитизм и невежество духовенства сделались предметом общего осмеяния. Так называемое безбрачие служило только прикрытием безответственности духовенства за последствия связей с женщинами. Самые "священные" догматы стало возможным обойти за деньги. Деньги же приносили "отпущение грехов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История канонического права в Западной Европе.

 

В отличие от римского права, о возрождении  которого в средние века можно  говорить, по крайней мере для Италии, каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления. Со временем возникло большое число постановлений крупных церковных единств, подобных папским декреталиям, которые считались имеющими юридическую силу. Клир был грамотным: возникло не устно передаваемое традиционное право, а письменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в большой степени зависел от того, как оно излагалось в документах. По причине высокой аргументационной ценности, которая в позднеантичном праве приписывалась документам (эта оценка и сегодня силой традиции сохраняется в европейской нотариальной службе) и всеобщей неграмотности церковь получила оружие, которым легко могла злоупотреблять. Это проявилось в фальсификациях, в частности, в фальсификаторской школе в Реймсе, где в борьбе за епископское место создавались решения церковных соборов и Папы, названные псевдоисидорийскими декреталиями. Свое название они получили по имени Исидора Сивильского, который ранее по ошибке считался автором более древней компиляции Hispana, названной поэтому Исидорианой. Фальсификаторы исказили извлечения из Hispana и добавили несколько вольно сочиненных документов, датируемых с 314 по 713 г., в том числе так называемую Дарственную Константина, согласно которой император Константин Великий, когда переносил резиденцию в Константинополь, передал папе Сильвестру I не только церковное господство над всей Римской империей, но и мирскую власть над ее западной частью. Средневековая вера в авторитеты и почтение людей того времени к документам были так велики, что этот документ стал важным основанием папской мирской власти и быстродействующим оружием в столкновениях между папской и императорской властью в период Позднего средневековья. Когда в XII в. составлялись авторитетные сборники ранних канонических законов, в них были некритически включены извлечения из псевдоисидорийских декреталий, в том числе и из Дарственной Константина. Прежде всего каноническое право, которое в своей основе было правом управления, привело к тому, что церковная собственность стала несравненно лучше администрированной и в связи с этим более экономически полезной, чем соответствующие ресурсы мирских власть имущих. Кроме того, церковь получила большое богатство благодаря добровольным пожертвованиям путем развития институтов завещания и дарения в соответствии со своими возможностями оказывать религиозное давление. При этом использовалась искусно выработанная юридическая техника, которая в большой степени развивала право завещания. Эта техника была направлена на то, чтобы преобразовать римское право завещания в соответствии с церковными интересами. Поэтому были ослаблены строгие формальные требования, которые предъявлялись в римском праве: чтобы завещание имело силу, оно должно было быть составленным только в присутствии приходского священника, нотариуса или двух свидетелей. В новых условиях только подписанное завещателем завещание имело силу даже без соблюдения формальных требований. Особое значение приобрело преобразование церковью установленного Юстинианом соотношения законной доли прямых наследников к законной доле братьев и сестер отца (1/2 к 1/4) с выделением законной доли Христа, т. е. самой церкви. Христос, таким образом, должен был указываться как наследник в каждом завещании. Этот принцип восходит к отцу церкви Августину, учившему, что Христос должен по каждому завещанию получать свою долю в размере доли детей. В Декрете Грациана, который передает проповедь Августина, это звучит так: "тот, кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто двух, - как третьего; тот, у кого 10 сыновей, - как одиннадцатого". Эти правила встречаются во многих западноевропейских правовых источниках. То, что они обеспечивали выгоду церкви, - самоочевидно. Во многих источниках, однако, встречаются свидетельства тому, насколько сильным может быть противоречие между мирскими интересами и церковными требованиями. Церковь нередко свободно использовала свою религиозную силу, чтобы выжать дары и завещание. Яркий пример - немного тенденциозный правовой источник эпохи Карла Великого, который содержит жалобы на то, что угрозами вечного Суда и обещаниями блаженства церковь отбирает собственность у больных и бедных и лишает наследства их законных наследников, так что они из-за бедности становятся преступниками. Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества, в которой бы семья, а не рол стала первичной социальной группой. Это было абсолютно необходимо, если церковь хотела иметь возможность создавать Царство Божие на земле, в котором бы все люди считали себя братьями и сестрами под властью Отца Небесного. В родовом обществе для такого отношения к ближним не было социально-психологической основы. В качестве первого звена в этой политике пришлось ввести правила целибата для духовенства. Это выводило духовенство из сферы общих родовых и в целом мирских интересов и превращало его в послушный и находящийся под железным правовым контролем инструмент в высочайшей руке церковного руководства. Другим звеном в этой социальной структурной политике были суровые меры наказания, которыми карались сексуальные отношения вне брака. Церковь создала здесь - с отсылкой на мазохистское уголовное право - систему нарушения нравственности, которая более 500 лет играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей. С этой же целью церковь осуществляла широкий контроль над брачным правом. Еще одной мерой насилия стало вмешательство в светское правосудие, осуществлявшееся церковью со ссылкой на морально-теологические принципы: соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте (рента была также запрещена каноническим правом) и т. д. слушались церковным судом, даже если стороны или привлеченные к ответственности не принадлежали духовенству, и дело, таким образом, было целиком подсудно церкви. Характерный для канонических процессов до мелочей регламентированный порядок инстанций и высокоразвитая процессуальная техника уже в ХШ в. обеспечивали большую правовую защищенность, чем светские суды. Канонический гражданский процесс признавал только письменный документ как исходный пункт для открытия дела: "того, чего нет в документах, не существует вообще". Право сторон быть представленными на церковном суде доверенными лицами обусловило высокую оценку канонического права со стороны торговцев, которые часто не имели возможности лично явиться в суд. Кроме того, канонические процессы оказались дешевле, так как судебные издержки покрывала, как правило, проигравшая сторона. В области уголовного права знаменитый папа Иннокентий III (1198-1216 гг.) ввел на IV Латеранском соборе (1215 г.) инквизицию основным принципом процессуальной техники. Это означало, что суд по обязанности с помощью предъявленных доказательств должен был устанавливать истину. Одним из таких решений суда был Интердикт мог быть направлен против отдельного человека, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, Последнее было особенно тяжелым лишением для наказанного. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлученный оказывался за пределами церковной Испытания, применявшиеся для определения виновности или невиновности в судебном процессе раннего Средневековья ("суд божий"). К ордалиям относились испытания (огнем, водой, железом), судебные поединки и т. д. (прим. ред.). общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим успехом использовала в своих «конфликтах со светской властью. Канонический процесс получил очень быстрое и широкое распространение в средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность посадить в суде своего противника и подвергнуть виновного государственному наказанию. Во времена папы Иннокентия V (1243-1254 гг.) инквизиция расширилась. Благодаря в целом высокому техническому уровню канонического права и интеллектуальному уровню церковной среды, а также возможностям церквей как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права. В качестве примера можно назвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое в обычной обвинительной форме и в (форме процесса инквизиции произвело революцию, в то время когда мирской правопорядок в большинстве европейский стран был очень примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зрения уголовного права. При этом церковь в определенной мере опиралась на образцы римского права. На долговое право и на торговой право в целом церковь влияла прежде всего через свое учение о справедливой цене. В его основе стояло неучастие церкви в процессе развития рыночных отношений в средние века. Ищущий мирского богатства подвергал душу опасности. Церковная собственность в городах вообще не включалась в торговую жизнь, и буржуазия часто жаловалась на то, что "мертвая рука церкви" парализовала торговлю. Церковь пыталась идеологическими средствами склонить торговую жизнь к справедливому соглашению через запрет прибыли, основанный на Библейской заповеди, и требование о равенстве «сторон соглашения». Каноническое право таким образом принимало основанное на принципе эквивалентности естественного права учение о законе и правосудии, которое уходит корнями в египетское право и играло большую роль в античной торговой жизни и договорных отношениях, а в римской праве привело к образованию судов чести. О влиянии канонического права на практическую правовую жизнь можно сказать, что оно шло "вширь" и "вглубь". Не в меньшей степени это касается Скандинавских стран. Основная причина распространения и влияния канонического права состояла в том, что духовенство, которое было везде и контролировало всех через заботу о душе, исповедь и представление о покаянии, являли собой однородную идеологическую силу, частично интегрированную в сложно дифференцированную систему службы и управления. В Швеции афористично говорят, что церковь образовалась раньше государства. Для Западной Европы в целом справедливо, что светский правопорядок, органы управления и правосудия государственной власти еще в период Позднего средневековья сильно уступали в действенности церковным порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В середине века в странах Западной Европы сложилась  и приобрела общесоциальную ценность  национальная государственность, которая  при всех её различиях в разных странах стала стержнем единой европейской  культуры и цивилизации. В большей мере проблемы государства и права обсуждались в процессе и результате борьбы за власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.

Политико-правовая идеология в период средневековья  была далека от застоя. На первый план выводились проблемы соотношения церкви и государства, что неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела. Применяя к государству и праву тексты священного писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел. Опыт средневекового государственного строительства оказал самое серьезное влияние на становление политических и правовых институтов нового и новейшего времени. Именно в период средневековья квалифицирующим признаком верховной власти стал ее публично-правовой характер; были выработаны основы взаимоотношений различных административно-управленческих институтов местного и регионального масштаба; был решен принципиальной важности вопрос о соотношении государства и церкви.

Западноевропейское  средневековье дало уникальный опыт воплощения в государственной практике представительного принципа реализации власти. В этом смысле сословно-представительные учреждения феодальной эпохи могут рассматриваться в качестве исходной основы для формирования принципов современного парламентаризма. В рамках средневековья стала впервые разрабатываться концепция прав личности, основанная на началах гуманизма и рационализма. Не менее глубокое воздействие на современность оказала средневековая духовная и материальная культура. Традиционные религиозные обряды в своем неизменном виде совершаются в современных храмах, а сами эти храмы, наряду с другими выдающимися памятниками средневекового зодчества, до сих пор определяют архитектурный облик большинства европейских городов. Известные успехи были достигнуты в деле унификации национального права отдельных государств, хотя этот процесс в большинстве европейских стран был завершен уже в следующую эпоху — в новое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. / Под

ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. М., 1999. Т. 1. 480 с. Т.2. 712 с.

2. Всеобщая история государства и права Уч-к в 2-х томах. Том 1 Омельченко О.А. 1998 М.: ТОН – Остожье 512 стр.

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 752 с.

4. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. 5-е изд. - СПб.: ИЦ -  «Гуманитарная Академия», -  2003 – 288с.

5. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. Юрайт-Издат, 2009 – 192с.

 


Информация о работе Сословно-представительные учреждения в Западной Европе в средние века