Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 04:07, контрольная работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) сегодня становится мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики. Но сфера ЖКХ – это не-производственный сектор экономики, где в рыночных условиях хозяйствования сложно достичь баланса между экономической целесообразностью и социальной необходимостью, и особенно остро вступают в противоречие рыночные и административные подходы.
Для повышения эффективности работы этого сектора требуется реализация огромно-го комплекса задач технического, экономического и социального характера. Опыт организа-ции жилищно-коммунального обслуживания потребителей показывает, что осуществление любой программы реформирования и модернизации этой отрасли может быть успешным только при условии, что этому процессу будет предшествовать введение в практику новых эффективных организационных структур.

Содержание

Введение …..……………………………………………………………………………………...3
1 Состояние и анализ жилищно-коммунального
хозяйства в современной России……………………………………………………...…..…...4
Заключение ……………..…………………………………………………………..…....…..…14
Список использованных источников…………………………………..…………………......

Работа содержит 1 файл

контр. ЖКХ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Таблица 1- Количество строений в российской Федерации

 

Млн. едениц

%

До 1920г.

1,1

5,8

С 1921-1945гг.

2,1

11,0

1946-1970гг.

8,6

45,3

1971-1995гг.

6,1

32,1

После 1995г.

1,1

5,8


 

Таблица 2 -Распределение жилых зданий по проценту износа

 

Млн. едениц

%

0 до 30%

7,3

38,4

31 до 65 %

10,6

55,8

65%

1,1

5,8


 

 

Таблица 3 - Благоустройство жилых домов основными видами благоустройства

Наименование

Российская Федерация

водопровод

74,2

канализация

70,0

центральное отопление

75,0

ванна

64,4

горячее водоснабжение

61,0

газ

70,2

напольные электроплиты

16,5


 

Существенны различия в благоустройстве жилья по регионам. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в Мурманской, Тульской, Нижегородской, Челябинской областях важнейшие показатели обеспечения коммунальными удобствами - свыше 90% (кроме телефона). В то же время в Новгородской, Пензенской, Ульяновской областях, Адыгее, Северной Осетии - Алании, они в среднем почти вдвое ниже. А в таких регионах, как Калмыкия, Дагестан, Тыва, Республика Алтай подавляющая часть жилья лишена удобств. В целом в России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 млн. человек [7] .

Анализ  основных  показателей,  характеризующих  состояние  жилищ, показывает, что наш быт ухудшается, жилищный фонд стареет, техническая оснащенность, как в сфере строительства, так и эксплуатации жилья снижается. Объемы капитального ремонта жилищного фонда в России с 1990 по настоящее время сократились в пять раз.

Из-за сложившегося экономического положения в стране, дефицита средств в бюджетах всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд с износом более 70 процентов. Если в 1995 году таковой составлял 37,7 млн. кв. метров, то в настоящее время он насчитывает 88,7 млн кв. метров или 3,1%о от всего жилищного фонда, в котором проживает около 5,0 млн человек (3,4% населения страны).

 В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования современной системы жизнеобеспечения территорий, большинство предприятий ЖКХ занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории.

Монополизм в системе ЖКХ снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качества, ведет к формированию монопольных цен. Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли, недостатком мощностей, отсутствием необходимых' средств на развитие и текущее содержание, доминирование естественных Монополий и т. д.

Их основой является неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм установления тарифов, система платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ. Упадок отрасли спровоцирован нехваткой средств, неэффективной ее организацией и устаревшей структурой, нарастающим износом основных фондов (ОФ).

Платежи населения покрывают более половины расходов по содержанию ЖКХ, однако отрасль продолжает оставаться одним из самых крупных потребителей бюджетных средств, в основном, бюджетов местных органов государственной власти. На датирование жилищно-коммунальной сферы они расходуют в среднем около 20-30%, а в отдельных городах и муниципальных образованьях - 50-70%. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса.

Ситуация с задолженностью в последние годы постоянно ухудшается. Разность дебиторской и кредиторской задолженности увеличилась более чем вдвое (с 37 млрд руб. на осень 2003 г. до 80 млрд руб. на середину 2005 г.), что свидетельствует об углублении финансового кризиса ЖКХ.

По-прежнему долги поставщикам ресурсов и в бюджеты всех уровней в 1,5 раза превышают долги потребителей и заказчиков услуг предприятий ЖКХ. В общей сумме объема дебиторской задолженности 22,1% составляют неплатежи населениям, что превышает допустимый уровень задолженности на 10%.

К середине января 2005 г. долги предприятий ЖКХ составили около 600 млрд.руб. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет более 250 млн. руб., а кредиторская - более 300 млрд. руб.

Примерно половину этой суммы задолжали население и предприятия, а за остальной долг так или иначе отвечает государство: около 150 млрд. руб. составляет долг бюджетных организаций - школ, больниц и так далее, а остальной долг образовался в результате хронического недофинансирования из бюджета льгот, которые предоставляют гражданам коммунальные службы .

При этом уровень оплаты жилищно-коммунальных - услуг населением возрос с 58% в 2001 г. до 100%) в, 2008 г. Выросла и задолженность перед работниками жилищно-коммунального комплекса. При этом доля семей, получающих жилищные субсидии, выросла с 7% в 2001 г. до 13,5% в 2004 г., т. е. для подавляющего числа территорий ситуация не стала критической.

В 2005 г. доля семей, получающих субсидии увеличилась до 17,2%. При планомерном росте тарифов и при исполнении предприятиями ЖКХ своих обязанностей население не только не прекращает платить за ЖКУ, а делает это более дисциплинированно. Тем не менее, даже в благополучном 2006 г. предприятия ЖКХ недополучили 7% платежей, а недофинансирование отрасли составило 60 млрд. руб [8].

За год с конца июня 2002 г. по конец июня 2003 г. тарифы ЖКХ повысились в среднем по России на 43,6%, что существенно превышает рост стоимости любых других видов услуг, предоставляемых населению. Та же картина наблюдалась в 2004-2006 г.: тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России повысились на 23,2% [9].

Больше всего в группе жилищно-коммунальных услуг выросла стоимость проживания в гостинице, а также плата за отопление. Учитывая, что доля оплаты населением стоимости услуг также росла (примерно с 40% до 60%, остальное дотируется государством через предприятия ЖКХ), население в среднем стало платить на 350% больше 2. В 2009 году на техническое обслуживание дома оплата повысилась на 24%, коммунальные услуги на 18 %. Тем не менее, после многолетних попыток преобразований действительная экономическая эффективность отрасли составляет не более 4%.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль, а вернее, совокупность подотраслей, обеспечивающая жизнь и работу населения страны в нормальных условиях. ЖКХ в течение длительного периода развивали и субсидировали исходя из остаточного принципа в экономике.

Деформированная система финансирования отрасли в значительной степени обусловила:

  • низкий уровень обеспеченности услугами ЖКХ;
  • нарастающий износ основных фондов;
  • увеличение аварийности;
  • ухудшение экологической обстановки и т. д.

Малоэффективность и затратность ЖКХ заключается, на наш взгляд, в следующем:

  • высокозатратность производства;
  • непродуктивность технологии;
  • монопольное предоставление услуг.

Централизованная плановая система в Советское время определялась оптимизацией управленческого процесса и относительно сбалансированной системой материально-технического снабжения. В условиях формирования рынка произошло разрушение единой централизованной системы, субъектом распределительных отношений становится муниципальный уровень, на котором пока не сложился механизм финансовой сбалансированности между стоимостью услуг и их оплатой, который стал первопричиной кризиса в ЖКХ [10].

Кроме того, проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-производителей услуг стал фактором необоснованного завышения цен и тарифов на них, как и их неудовлетворительного качества, надежности .и экологической безопасности. В этом заключается социально-экономическое противоречие, которое приводит к глубоким социальным конфликтам в форме спонтанных выступлений населения против частых и необоснованных прекращений или нарушений нормальных условий проживания.

Несмотря на принимаемые Правительством меры, реальная социально-экономическая ситуация в стране, по-прежнему осложняет состояние и функционирование жилищной сферы. В 1991 году был разработан Закон «О приватизации существующего квартирного фонда».

Целью принятия этого закона была передача государственного жилищного фонда в личную собственность граждан с последующим отнесением всех расходов по его эксплуатации и ремонту непосредственно на счет населения и создание предпосылки для последующих преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Условия приватизации были довольно заманчивыми. Жильцы получали в собственность жилье, которое они занимали.

А в декабре 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял решение о проведении бесплатной приватизации жилья на всей территории Российской Федерации.

Но после приватизации положение владельца квартиры и съемщика жилья практически не отличается за исключением того, что владелец квартиры получает дополнительное право продать или сдать ее, а также передать по наследству не прописанным в ней родственникам или иным лицам, что сделало приватизацию привлекательной для пожилых людей. Однако в итоге государству не удалось отказаться от финансирования содержания приватизированного жилья из-за возможного осложнения социальной напряженности в стране.

От нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса зависит не только жизнь и здоровье граждан, но и экономическая безопасность страны. Поэтому особого внимания требует подготовка и работа коммунальщиков в зимний период. Тяжелое положение в последние годы складывается с приобретением и завозом топлива, в результате в сильные морозы без тепла остаются десятки тысяч людей. Нарушается теплоснабжение многих жилых домов и социальных объектов России. Износ основных фондов ЖКХ возрастает.

Все это не может не вызывать серьезных опасений за безаварийную работу систем жизнеобеспечения населенных пунктов в отопительные периоды [11].

Анализ предзимней подготовки 2006/2007 гг. показал, что наиболее активно она проходила в Центральном и Приволжском федеральных округах. Вместе с тем в ряде регионов нарушались сроки выполнения плановых заданий по подготовке жилищного фонда (Эвенкийский АО, Республика Ингушетия, Ульяновская область), котельных и теплоэнергетического оборудования (Приморский край, Рязанская и Мурманская области) [12].

Не соблюдались графики ремонта тепловых и водопроводных сетей (Республика Калмыкия, Новгородская и Костромская области, Приморский край).

Таким образом, число аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве за последние годы растет от зимы к зиме. Зима стала серьезной проверкой надежности жилищно-коммунальных служб. ЖКХ и предприятия энергетики ряда субъектов Российской Федерации не могут обеспечить стабильное и надежное функционирование систем жизнеобеспечения населения .

Воздействовать на энергетиков краевая власть не может. У нее нет таких рычагов, поскольку все это хозяйство теперь не государственное, а почти частное, принадлежащее РАО «ЕЭС России».

Изношенность основных фондов в энергетике РФ сейчас такова, что при нынешних темпах их обновления (точнее, притом, что обновление не производится в принципе) уже через пять лет 40% оборудования должно выйти из строя. В лучшем случае Россия превратится из энергоизбыточной страны в энергодефицитную. А при нынешних темпах роста потребления электроэнергии    это    может    произойти    даже   раньше.    Уже   сегодня 20 региональных энергосистем являются убыточными . Износ тепловых сетей достиг 60-70%, а 25-30% - в аварийном состоянии.

Что же мы имеем в коммунально-жилищной сфере в новом тысячелетии?

Во-первых, резкое снижение намеченных объемов жилищного строительства и уменьшения государственных инвестиций на эти цели.

Во-вторых, ликвидация планомерной работы по ремонту и восстановлению жилых домов в соответствии с нормативными сроками их эксплуатации.

В-третьих, существенное снижение объема всех работ по развитию коммунальной инфраструктуры и ее обновлению.

В-четвертых, значительное снижение качества коммунально-бытового обслуживания населения и уровня благоустройства городов и поселков.

В-пятых, социально-экономический кризис.

В-шестых, непомерное повышение квартирной платы и стоимости всех услуг.

Жилищный фонд России приходит в упадок, а коммунальная инфраструктура почти не обновляется. Падение объемов производства услуг вызвано не только финансовой несостоятельностью предприятия (организаций, учреждений), населения и их неспособностью оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ, но и отсутствием механизма, обеспечивающего оперативную связь между требованиями потребителей и принятием адекватных экономических, технических мер и управленческих решений, отсутствием заинтересованности, соблюдение критериев качества функционирования ЖКХ.

Обеспечение  качества жизни является главной задачей,  объективно стоящей перед Правительством России. Планируя повышение качества жизни, целесообразно учитывать наличие жилья и обеспеченность ЖК- услугами.

Гарантия потребления и расширения жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности функционирования инженерных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной энергетики муниципального образования, должно стать наряду с наличием благоустроенного жилья фактором, определяющим уровень качества жизни населения.

При формировании стратегических целей социального развития муниципалитетов и регионов, повышения качества жизни населения в систему показателей необходимо включить показатель обеспечения жильем и жилищно-коммунальными услугами, обеспечивающий «нормальный», «комфортный» уровень условий жизнедеятельности людей. Наличие комфортного жилья - это:

Информация о работе Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной России