Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в г.Новокузнецке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения.
Задачи работы: изучить теоретические основы деятельности органов местного самоуправления по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения; провести анализ деятельности органов местного самоуправления по содержанию и развитию МУЗ в г.Новокузнецке; разработать мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по управлению и развития МУЗ в г.Новокузнецке.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнительный, формально-логический, исторический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯМУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Теоретическая оценка основных понятий "управление", "деятельность", "организация" 5
1.2 Теоретическая сущность организации деятельности ОМСУ по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения 15
1.3 Современные подходы к организации деятельности ОМСУ по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения 18
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В Г. НОВОКУЗНЕЦКЕ 22
2.1 Описание объекта и предмета исследования 22
2.2 Анализ нормативно-правовой базы организации деятельности ОМСУ г. Новокузнецка по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения 23
2.3 Анализ деятельности органов местного самоуправления г.Новокузнецка в сфере управления муниципальными учреждениями здравоохранения 25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗ Г.НОВОКУЗНЕЦКА 29
3.1 SWOT-анализ системы управления здравоохранением в г.Новокузнецке 29
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения г.Новокузнецка 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ управление деятельностью МДОУ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     - городских округов (ч. 4 ст. 50) могут  находиться все виды имущества,  перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 50.

     Законодатель  особо отметил, что органы местного самоуправления "вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами" (ч. 2 ст. 51), а также "могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий в решении вопросов местного значения" (ч. 4 ст. 51).

     Таким образом, посредством ст. ст. 8 и 51 заложена правовая основа организации межмуниципальных медицинских учреждений и организаций, в том числе расположенных на базе медицинских учреждений муниципальных образований, создана основа легитимной передачи части полномочий и одновременно имущества другому уровню власти или иным юридическим лицам, в том числе с целью предоставления медицинской помощи гражданам на территории данного муниципалитета.

     Законодатель  с целью решения вопросов местного значения, в частности в части  предоставления медицинской помощи гражданам, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделил следующими полномочиями (ч. 1 ст. 17): создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

     В Законе N 131-ФЗ предусмотрена возможность  наделения органов местного самоуправления (муниципальных районов и городских  округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации) отдельными государственными полномочиями Российской Федерации (ч. 2 ст. 19). Процесс наделения муниципалитетов отдельными федеральными полномочиями осуществляется посредством принятия федеральных законов, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

     С целью осуществления координации  и контроля при исполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты (ч. 1 ст. 20).

     Закон установил структуру органов  местного самоуправления (ст. 34): представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями в решении вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34).

     На  наш взгляд, необходимо специально выделить некоторые вопросы, которые  отнесены к исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования (ст. 35):

     - определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

     - определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

     - определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

     - контроль за исполнением органами  местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий в решении вопросов местного значения.

     В процессе реализации органами местного самоуправления полномочий в организации  медицинской помощи возникают вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции представительного органа: организация новых медицинских учреждений на территории; развитие межмуниципальных учреждений здравоохранения, создаваемых по инициативе муниципалитетов с целью рационального решения возложенных полномочий; установление тарифов на платные услуги медицинских учреждений и др.

     Устанавливая  порядок расходования средств из местного бюджета, Закон в ч. 2 ст. 53 определил, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

     Федеральный законодатель, осуществляя реформу  системы власти в Российской Федерации, ввел понятие "заказ" и разрешил его использование в практике муниципального управления. Так, в ст. 54 ("Муниципальный заказ") записано, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч. 1 ст. 54).

     Особенностями муниципального заказа в соответствии с Законом N 131-ФЗ являются следующие:

     - муниципальный заказ оплачивается  за счет средств местного бюджета;

     - размещение муниципального заказа  осуществляется на конкурсной  основе;

     - порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за его  исполнением устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Учитывая  многофакторность Федерального закона N 131-ФЗ, а также понимая сложность  и опасность поспешного введения его в действие, законодатель устанавливает переходный период со дня его официального опубликования до 1 января 2009 г. (ч. 1.1 ст. 83), предусматривая при этом возможность более раннего окончания указанного переходного периода на отдельных территориях.

     Итак, Федеральный закон N 131-ФЗ предложил муниципальной власти инструменты для реализации полномочий, возложенных на местное самоуправление. На сегодняшний день Законом определены правовые и финансовые механизмы для реализации органами власти местного самоуправления возложенных полномочий по организации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной медицинской помощи), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

     Закрепленные  за муниципальным уровнем власти Законом N 131-ФЗ полномочия в сфере здравоохранения были детализированы в Основах законодательства здравоохранения Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы) в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).

     Статьи 8 и 13 описывают муниципальную систему здравоохранения.

     Так, в ст. 8 Основ к ведению органов  местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

     - контроль за соблюдением законодательства  в области охраны здоровья  граждан;

     - защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

     - формирование органов управления  муниципальной системы здравоохранения;

     - развитие учреждений муниципальной  системы здравоохранения, определение  характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения;

     - организация первичной медико-санитарной  помощи в амбулаторно-поликлинических,  стационарно-поликлинических и больничных  учреждениях, включая обеспечение  указанных медицинских организаций  лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами;

     - медицинская помощь женщинам  в период беременности, во время  и после родов;

     - скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной);

     - контроль за соблюдением стандартов  медицинской помощи;

     - обеспечение граждан лекарственными  средствами и изделиями медицинского  назначения на подведомственной  территории;

     - охрана окружающей природной  среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - информирование населения, в том  числе через средства массовой  информации, о распространенности  социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих  опасность для окружающих;

     - санитарно-гигиеническое образование  населения.

     Таким образом, муниципальная система здравоохранения - это совокупность медицинских учреждений независимо от форм собственности, управление которыми осуществляется муниципальными органами власти. Ведущими медицинскими учреждениями муниципального уровня являются многопрофильные консультативно-лечебно-диагностические комплексы, в состав которых входят многопрофильные консультативно-диагностические поликлиники, лабораторно - диагностические службы, сеть фармацевтических учреждений. Именно в муниципальной системе здравоохранения оказывается населению основной объем первичной медицинской помощи и осуществляется финансовое обеспечение здравоохранения.

     Управление  муниципальной системой здравоохранения осуществляется на основе государственных стандартов качества медицинской помощи и контроля за их соблюдением, лицензирования и аккредитации всех видов медицинской деятельности.

     1.2 Теоретическая сущность организации деятельности ОМСУ по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения

 

     Проводя анализ полномочий органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан, указанных в Основах, рассмотрим их в свете Закона № 131-ФЗ.

     1. "Контроль за соблюдением законодательства  в области охраны здоровья граждан". Данная функция не подверглась изменению в Законе N 122-ФЗ и сохранилась, как в первоначальной редакции Основ, однако при сопоставлении ее с аналогичными полномочиями субъекта Федерации ("принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением" - п. 1 ст. 6) она представляется более широкой. При закреплении полномочий за муниципальной властью по "контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи" обращают на себя внимание более широкие права муниципального уровня по сравнению с правами субъекта Федерации ("участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации" - п. 4.1 ст. 6 Основ в редакции Закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ). По всей видимости, данные логические противоречия в ближайшее время законодателем будут устранены.

     2. "Организация первичной медико-санитарной  помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях...". Законом N 131-ФЗ заложен ряд механизмов для реализации указанных полномочий: содержание на балансе муниципалитета медицинских учреждений, формирование муниципального заказа и размещение его на конкурсной основе, организация медицинских учреждений совместно с другими муниципальными образованиями. Выбор того или иного пути, а также их сочетание зависят от местных условий развития территории.

     3. "Медицинская помощь женщинам  в период беременности, во время и после родов". Появление специального указания на возможность предоставления данного вида медицинской помощи в муниципальных образованиях продиктовано тем, что предоставляется она в большом числе муниципальных образований в специализированных медицинских учреждениях, что согласно п. 5 ст. 6 Основ должно осуществляться на базе специализированных медицинских учреждений субъекта Федерации. Поэтому для сохранения сложившейся практики оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов как на уровне субъекта Федерации, так и в муниципальных образованиях законодатель отдельно указал на возможность предоставления данного вида помощи в медицинских учреждениях муниципалитета. Однако, как нам представляется, корректная формулировка фразы должна быть следующей: "Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе в специализированных медицинских учреждениях".

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в г.Новокузнецке