Специфика регулирования труда муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:12, дипломная работа

Описание работы

Основная цель исследования - анализ проблем правового регулирования трудовых отношений муниципальных служащих, эффективности соответствующих правовых средств, формулирование предложений по их совершенствованию.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать центральные категории законодательства о муниципальной службе.
2. Установить соотношение нормативных правовых актов о труде и законодательства о муниципальной службе.
3. Определить компетенции Российской Федерации и субъектов РФ при регулировании трудовых отношений муниципальных служащих
4. Проанализировать эффективность существующих правовых средств при реализации трудового статуса муниципальных служащих;
5. Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о муниципальной службе, практики его применения.

Работа содержит 1 файл

диплом готов.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

По общему правилу преимущественное право на продвижение по муниципальной службе имеют муниципальные служащие, состоящие в кадровом резерве.

Наличие у муниципального служащего не снятого в установленном порядке дисциплинарного взыскания может являться препятствием для рассмотрения вопроса о продвижении его по муниципальной службе.

Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем замещения более высокой муниципальной должности муниципальной службы на конкурсной основе или в порядке назначения на должность.

Каждый этап продвижения по муниципальной службе отражается в личном деле, трудовой книжке муниципального служащего.

Продвижение по службе, включая переход на государственную службу, может также использоваться в качестве поощрительной меры для стимулирования труда муниципального служащего.

В целях контроля за служебно-профессиональным продвижением муниципальных служащих отделами кадров структурных подразделений муниципального образования ведется отчет о составе и сменяемости муниципальных служащих муниципальной службы соответствующего структурного подразделения.

Кадровой службой органа местного самоуправления ежегодно составляется сводный (по общей численности) отчет о составе и сменяемости муниципальных служащих муниципальной службы.

Планировать собственную карьеру должен и сам муниципальный служащий. Для этого ему необходимо оценить свой собственный потенциал, выработать индивидуальный план служебного роста, изучить способы продвижения по служебной лестнице (конкурсы, переподготовка и повышение квалификации), согласовать свое желание занять более высокую должность с кадровой службой и совместно с ней осуществить необходимые шаги.

В процессе прохождения службы муниципальный служащий может быть переведен на иную муниципальную должность муниципальной службы либо государственную должность государственной службы. При этом процесс перевода муниципальных служащих регламентируется федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, актами органов местного самоуправления.

Муниципальный служащий может быть переведен на другую муниципальную должность муниципальной службы, если он соответствует квалификационным требованиям, установленным по соответствующей должности.

Перевод муниципального служащего на другую работу допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Таким исключением для муниципальной службы является временный перевод муниципального служащего на другую работу в случае служебной необходимости в соответствии с трудовым законодательством РФ (ст. 74 Трудового кодекса РФ).

Администрация муниципального образования имеет право переводить муниципальных работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором муниципальную работу в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника. В случае временного замещения отсутствующего работника перевод работника на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

В случае перевода муниципального работника допускается изменение существенных условий его труда при продолжении работы по той же квалификации или должности.

Об изменении существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменении разрядов и других - муниципальный служащий должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца до введения изменений.

Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а муниципальный служащий не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или ниже оплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение в пределах квалификации или должности, в другое структурное подразделение этого же органа в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора.

По общему правилу перевод муниципального служащего осуществляется при наличии вакансий на муниципальную должность, соответствующую уровню его профессиональной подготовки.

Муниципальный служащий при переводе на муниципальную должность другой группы либо иного профиля муниципальных должностей представляет документы, подтверждающие его квалификацию или сдает квалификационный экзамен по муниципальной должности. При переводе на другие должности учитывается дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих.

В случае признания аттестационной комиссией не соответствующим замещаемой муниципальной должности или в случае неудовлетворительного испытания муниципальный служащий может быть переведен с его согласия на другую муниципальную должность муниципальной службы, соответствующую уровню его квалификации.

Порядок сохранения квалификационных разрядов при переводе муниципальных служащих на иные муниципальные должности устанавливается законами субъекта РФ (в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" 2007 г.). Как правило, при переводе муниципального служащего на другую муниципальную должность за ним сохраняется прежний квалификационный разряд.

Однако законодательством субъекта РФ может предусматриваться возможность, когда при переводе муниципального служащего на нижестоящую должность по результатам аттестации и по решению руководителя органа местного самоуправления ему может быть присвоен более низкий квалификационный разряд, соответствующий группе должностей, к которым относится замещаемая после перевода должность. Такая норма содержится, например, в Положении об аттестации муниципальных служащих Челябинской области.

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы личное дело муниципального служащего передается по новому месту муниципальной службы, а в трудовую книжку вносятся соответствующие записи.

Муниципальному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, законодательством субъекта РФ, федеральным законодательством возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с переводом на должность муниципальной службы в другой муниципальный орган, направлением на муниципальную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

При ликвидации органа местного самоуправления или сокращении его штата муниципальному служащему гарантируется перевод без участия в конкурсе на другую вакантную должность в данном органе местного самоуправления в соответствии с его квалификацией.

Увольнение муниципального служащего в связи с переводом, с его согласия, в другой орган местного самоуправления не является основанием для прекращения муниципальной службы.

При переводе муниципального служащего на государственную должность государственной службы за ним сохраняется квалификационный разряд согласно соотношению должностей. В таком же порядке сохраняется квалификационный разряд при поступлении на государственную службу.

Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующие муниципальные органы или в суд для разрешения споров, связанных с переводом на другую должность.

Поощрение муниципального служащего - это особая форма оценки и публичного признания его заслуг в работе, исполнении им обязанностей на соответствующей муниципальной должности, важнейшее средство морального и материального стимулирования его служебной деятельности.

Муниципальные служащие поощряются за:

1) достижения в работе;

2) безупречную и продолжительную службу;

3) образцовое выполнение обязанностей;

4) новаторство в труде;

5) личный вклад в подготовку и проведение различных мероприятий;

6) успешное выполнение заданий особой важности и сложности;

7) заслуги: в социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования; в обеспечении законности и правопорядка; в совершенствовании и развитии деятельности органов местного самоуправления;

8) другие достижения в работе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъекта РФ, актами органов местного самоуправления.

Поощрения могут быть как материального, так и морального характера. К материальным поощрениям можно отнести выдачу премии, награждение ценным подарком. К поощрениям морального характера можно отнести объявление благодарности, присвоение почетного звания. Представитель нанимателя (работодатель) не обязан применять поощрения, это является его правом. Вместе с тем использование поощрений благотворно сказывается на эффективности деятельности муниципальных служащих и всего аппарата.

Сами виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

Указанные муниципальные правовые акты должны соответствовать федеральным законам и законам субъекта РФ. Среди актов федерального законодательства речь идет прежде всего о ТК РФ, в ч. 1 ст. 191 которого предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ТК РФ, ст. 191).

Трудовым законодательством не ограничивается возможный перечень поощрений, муниципальными правовым актами в соответствии с законами субъектов РФ могут быть предусмотрены самые различные виды поощрений для муниципальных служащих.

Традиционно устанавливаются следующие виды поощрений:

- благодарность;

- почетная грамота;

- денежная премия в размере месячного должностного оклада с надбавками за выслугу лет;

- представление к государственным наградам;

- представление к присвоению почетных званий субъекта РФ или Российской Федерации;

- награждение ценным подарком;

- включение в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность;

- представление к внеочередному присвоению квалификационного разряда;

- иные виды поощрений в соответствии с федеральными законами и законами субъекта.

Уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены дополнительные меры поощрения муниципальных служащих с учетом условий и особенностей муниципального образования.

Все поощрения оформляются приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя). В тексте приказа обязательно указывается, за какие конкретно заслуги поощряется муниципальный служащий, указывается конкретный вид поощрения. Приказ (распоряжение) должен быть доведен до сведения коллектива муниципального органа.

Поощрение муниципального служащего основано на принципах:

1) законности;

2) гласности;

3) поощрения исключительно за особые личные заслуги и достижения;

4) стимулирования эффективности и качества работы, повышения престижа труда муниципального служащего.

Кроме того, в отношении муниципальных служащих, успешно и добросовестно выполняющих свои обязанности, могут применяться и другие виды поощрений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ и актами органов местного самоуправления.

Например:

1) награждение почетным знаком муниципального образования. Такое поощрение предусмотрено в некоторых субъектах РФ, в частности Постановлением Оренбургского городского Совета от 22.02.2001 N 52 "О муниципальном знаке отличия "За добросовестную службу". В соответствии с указанным актом при наличии заслуг к награждению знаком:

- III степени - представляются служащие, добросовестно прослужившие не менее 10 календарных лет и награжденные почетной грамотой или благодарственным письмом;

Информация о работе Специфика регулирования труда муниципальных служащих