Специфика регулирования труда муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:12, дипломная работа

Описание работы

Основная цель исследования - анализ проблем правового регулирования трудовых отношений муниципальных служащих, эффективности соответствующих правовых средств, формулирование предложений по их совершенствованию.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать центральные категории законодательства о муниципальной службе.
2. Установить соотношение нормативных правовых актов о труде и законодательства о муниципальной службе.
3. Определить компетенции Российской Федерации и субъектов РФ при регулировании трудовых отношений муниципальных служащих
4. Проанализировать эффективность существующих правовых средств при реализации трудового статуса муниципальных служащих;
5. Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о муниципальной службе, практики его применения.

Работа содержит 1 файл

диплом готов.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

- II степени - представляются граждане, добросовестно прослужившие 15 лет и награжденные двумя или более муниципальными и государственными наградами;

- I степени - представляются граждане, добросовестно прослужившие 20 и более лет;

2) присвоение почетных званий муниципального образования, продвижение по службе;

3) предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью до 5 рабочих дней.

При поощрении муниципального служащего допускается объединение нескольких видов поощрений. Размеры единовременных денежных поощрений (стоимость ценных подарков) муниципальному служащему устанавливаются актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Конкретный размер единовременного денежного поощрения, в том числе при объявлении благодарности с выплатой единовременного денежного поощрения муниципальному служащему, а также стоимость ценного подарка могут определяться руководителем органа местного самоуправления исходя из наличия финансовых средств.

Единовременное денежное поощрение муниципальному служащему может выплачиваться в виде премий:

1) за исполнение служебных заданий особой важности и сложности;

2) в связи с юбилейной датой с учетом выслуги лет на муниципальной службе.

Поощрение может быть в связи со следующими событиями:

- общероссийские праздничные и юбилейные даты;

- профессиональные праздники;

- юбилейные даты органов местного самоуправления (10, 20, 30, 40 лет и далее каждые последующие 10 лет);

- юбилейные даты граждан (50, 60 и далее каждые последующие 5 лет), а также 55 лет - в связи с выходом на пенсию.

Решение о применении поощрений к муниципальному служащему принимается руководителем органа местного самоуправления, с учетом реальных достижений муниципального служащего в работе и ранее объявленных ему поощрений.

Все виды поощрений муниципального служащего объявляются в письменном виде постановлением или распоряжением руководителя соответствующего органа местного самоуправления.

По общему правилу поощрения (награды) муниципальному служащему объявляются (вручаются) не позднее одного месяца со дня принятия решения о поощрении.

Поощрения доводятся до сведения коллектива муниципальных служащих структурного подразделения органа местного самоуправления, в котором проходит службу поощряемый, объявляются (вручаются) муниципальному служащему в торжественной обстановке руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления или уполномоченным им лицом.

Расходы, связанные с применением мер поощрения, финансируются за счет средств соответствующего местного бюджета, выделенных на содержание органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, независимо от выплаты муниципальному служащему денежного содержания.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к муниципальному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Сведения о всех поощрениях и награждениях муниципальных служащих вносятся в их личные дела и трудовые книжки.

За выдающиеся заслуги перед государством в исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами. Государственные награды подразделяются на две группы: государственные награды РФ и государственные награды субъектов РФ.

Муниципальный служащий может быть награжден государственными наградами в соответствии с Положением о государственных наградах РФ. Президент РФ издает указы о награждении и вручает государственные награды.

Различают следующие виды государственных наград РФ:

1) звание Героя РФ;

2) орден "За заслуги перед Отечеством";

3) знак отличия "За безупречную службу";

4) другие ордена, медали, знаки отличия РФ;

5) почетные звания РФ.

Награды субъекта РФ подразделяются на следующие виды:

1) медали, знаки отличия субъекта РФ;

2) почетные звания субъекта РФ.

Наиболее распространенными наградами субъекта РФ являются:

1) медаль "За заслуги перед субъектом РФ" - для награждения граждан за особые заслуги в осуществлении государственного строительства и местного самоуправления, высокие достижения в труде, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие и иные заслуги перед населением субъекта РФ;

2) знаки отличия субъекта РФ:

- знак отличия "За трудовые заслуги" - для награждения граждан за трудовые заслуги перед субъектом Российской Федерации;

- знак отличия "За активную общественную деятельность" - для награждения граждан за заслуги в общественной и благотворительной деятельности;

- знак отличия "За отличие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности" - для награждения граждан за заслуги при исполнении гражданского и служебного долга по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями и обеспечению безопасности граждан;

3) почетные звания субъекта РФ. В числе почетных званий есть и звание "Почетный муниципальный служащий".

Ходатайство о награждении государственными наградами возбуждается органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о государственных наградах. При возбуждении ходатайства следует иметь в виду, что государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Сведения о поощрениях и награждениях заносятся в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего.

В завершение подчеркнем, что в современной Российской Федерации эффективная деятельность системы местного самоуправления немыслима без муниципальной службы. Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих.

 

 

2.3. Порядок прекращения трудовых споров

Согласно ст. 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом. При этом законодатель продемонстрировал существенно иной подход, чем в законодательстве, регулирующем государственную гражданскую службу.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что принципиальным положением законопроекта, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации.[24]

Данное положение законопроекта является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

В отличие от Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закон о муниципальной службе не содержит собственного перечня оснований прекращения трудового договора, дублирующего положения Трудового кодекса, а закрепляет лишь специальные основания увольнения муниципального служащего, которые обусловлены особенностями муниципальной службы как специфического вида профессиональной деятельности.

Таким образом, можно говорить об общих и специальных основаниях прекращения трудового договора с муниципальным служащим.

Общие основания предусматриваются трудовым законодательством и закрепляются в статьях 77, 81 и 83 Трудового кодекса <203>. Специальные основания предусматриваются ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются:

- соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);

- истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

- расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

- расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и ст. 81 ТК РФ);

- перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

- отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК РФ);

- отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая ст. 74 ТК РФ);

- отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая ст. 73 ТК РФ);

- отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая ст. 72.1 ТК РФ);

- обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);

- нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).

При этом в ст. 77 ТК РФ устанавливается, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В частности, ст. 19 Закона о муниципальной службе называет следующие специальные основания прекращения трудового договора с муниципальным служащим:

1) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращение гражданства Российской Федерации; прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе; приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Рассмотрим указанные основания увольнения муниципального служащего по существу.

Как мы уже отмечали выше, наиболее спорным в специальной литературе (и судебной практике) является такое основание расторжения трудового договора с муниципальным служащим, как достижение предельного возраста пребывания на муниципальной службе. Нужно отметить, что Конвенция МОТ 1958 года N 111, запрещающая дискриминацию в области труда и занятий, отдельной строкой выделяет дискриминацию по возрастному критерию. Принципы равенства и недискриминации нашли отражение в ст. 19 Конституции Российской Федерации, а применительно к трудовым отношениям - в ст. 3 Трудового кодекса, которая гарантирует каждому равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Статья 3 Трудового кодекса устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Как мы видим, запрет ограничения в трудовых правах в зависимости от возраста назван в данной норме отдельной строкой. В этой связи хотелось бы отметить, что Конституционный Суд неоднократно признавал не соответствующими Конституции нормы трудового законодательства, устанавливающие верхний возрастной предел для отдельных категорий работников.

Так, статьей 332 ТК РФ возрастные ограничения предусматривались и в отношении должностей декана факультета и заведующего кафедрой. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П положения пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусматривающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 1).[25]

Впоследствии положение части четвертой статьи 332 ТК РФ, предусматривающее, что в федеральных государственных высших учебных заведениях должности деканов факультетов замещаются лицами не старше шестидесяти пяти лет и что достижение этого возраста является основанием освобождения от указанной должности и прекращения с ними трудового договора, также было признано Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ.[26]Однако, признавая соответствующие нормы дискриминационными, Конституционный Суд отметил, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям. Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ 1958 года N 111 о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Союзом ССР в 1961 году, и в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, являющейся составной частью правовой системы Российской Федерации, не считаются дискриминацией.

Информация о работе Специфика регулирования труда муниципальных служащих