Статус депутата местного совета депутатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение статуса депутата местного Совета депутатов, а также различных форм его работы, с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие статуса депутата;

-изучить различные подходы в законодательстве Республики Беларусь к определению статуса депутата;

-рассмотреть роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий;

-изучить влияние на деятельность депутат мандата;

- ознакомиться с работой депутата на сессии и в органах Совета;

- ознакомиться с работой депутата в избирательном округе;

- рассмотреть проблемы и возможности взаимодействие с депутатами парламента, с государственными органами и общественными объединениями;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 5
1.1 Понятие статуса депутата 5
1.2 Законодательство о статусе депутата местного Совета 6
1.3 Роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий 11
1.4 Депутатский мандат 15
2 ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 20
2.1 Работа депутата на сессии и в органах Совета 21
2.2 Работа депутата в избирательном округе 29
2.3 Взаимодействие с депутатами парламента, с государственными
органами и общественными объединениями
34
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    Закон о статусе депутата местного Совета предусматривает (статья 12), что поправки, предложения и замечания депутата Совета, внесенные им на сессии Совета, должны учитываться при принятии решений, а в случае их отклонения ему должен быть дан обоснованный ответ. Кроме этого, они могут быть направлены Советом на рассмотрение другим государственным органам или должностным лицам, которые должны сообщить о результатах подобного рассмотрения в письменной форме непосредственно депутату Совета, председателю Совета или президиуму Совета.

    В соответствии со статьей 22 Закона о статусе депутата местного Совета депутат Совета по поручению председателя Совета или его заместителя обеспечивается в порядке, установленном регламентом, документами, принятыми Советом, а также другими информационными и справочными материалами.

    Депутат имеет право вносить предложения  о заслушивании на сессии Совета отчётов председателя Совета, органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых или утверждаемых им должностных лиц, отчётов и информации руководителя соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Кроме этого депутат имеет право вносить на сессии Совета (с соответствующей мотивировкой) предложения об освобождении от должности лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом, а также о других кадровых изменениях в организациях, подотчётных и подконтрольных Совету. Однако депутат должен понимать, что это право может быть сведено на «нет» регламентом Совета, в котором депутатским большинством может быть установлена достаточно высокая планка для внесения подобных предложений в повестку дня сессии или заседания его органа.

    Статья 11 Закона о статусе депутата местного Совета предоставляет народному избраннику возможность участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа, в состав которого депутат не избран и не входит по должности, а также вносить во время их работы предложения и замечания, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии по ним решений. Важно, чтобы это право депутата и форма его работы нашли своё отражение в регламентах не только Совета, но и исполкома, поскольку в соответствии со статьей 38 Закона о местном управлении и самоуправлении исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесённым к компетенции Совета[5].

    Одной из самых действенных форм деятельности депутата в Совете является запрос. Он делается в письменной форме и может быть включён в повестку дня в порядке, определяемом регламентом Совета. Запрос озвучивается самим депутатом или по его просьбе председательствующим на сессии Совета и прилагается к протоколу заседания. Запрос – это предложение руководителю местного органа управления и самоуправления, других государственных органов власти и организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории Совета, дать письменный ответ, содержащий официальное разъяснение или изложение позиции по вопросам, касающимся важнейших общественных интересов соответствующей административно-территориальной единицы. Хотя в соответствии со статьей 13 Закона о статусе депутата местного Совета депутат и вправе дать устную оценку ответа на его запрос, но сам текст письменного ответа может быть оглашён на сессии Совета только по решению самого Совета. Кроме этого, по решению Совета он может быть доведён до сведения граждан через средства массовой информации или иным путём.

    Непреодолимым препятствием на пути реализации данной формы работы депутата может стать установление в регламенте Совета относительно высокой процентной планки для включения запроса в повестку дня сессии. Кроме того, депутатам следует иметь в виду, что сессии местных Советов проводятся, как правило, один раз в квартал и скоротечны по времени их проведения – 1-2 дня не более. Поэтому народный избранник должен подготавливать запросы не в ходе сессии, а заблаговременно.

    Кроме запросов депутат в соответствии со статьей 14 Закона о статусе депутата местного Совета от своего имени имеет право направлять должностным лицам государственных органов власти и иных организаций письменные обращения, в которых он может просить предоставить ему информацию или разъяснения по вопросам, отнесённым к их компетенции и связанным с деятельностью Совета.

    Должностные лица обязаны дать депутату ответ  в письменной форме в десятидневный срок со дня регистрации его обращения, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов – не позднее чем в месячный срок. Если обращение депутата будет рассматриваться на заседании какого-либо коллегиального органа, то должностное лицо обязано известить депутата Совета о дате, времени и месте его рассмотрения заблаговременно, но не позднее чем за три дня. В этом случае депутат имеет право принимать участие в рассмотрении его обращения.

    Одним из важнейших направлений деятельности депутата может стать работа в постоянных и временных комиссиях, образуемых Советом. Они создаются, как сказано в статье 16 Закона о местном управлении и самоуправлении, для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также для организации контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов. Депутат должен знать, что в соответствии со статьей 16 данного Закона в сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться. Порядок избрания и деятельности постоянных и временных комиссий определяется регламентом Совета. Важно отметить, что в работе комиссий в соответствии со статьей 16 Закона о местном управлении и самоуправлении могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, входящие в состав других постоянных комиссий данного Совета, приглашенные председателем комиссии эксперты и иные специалисты, а также депутаты других Советов при принятии решения, затрагивающего интересы граждан, проживающих на территории административно-территориальной единицы, в состав Совета которой избраны эти депутаты. Наиболее авторитетные специалисты в области местного управления и самоуправления, бывшие депутаты, а также действующие депутаты других Советов могли бы войти в постоянно действующий экспертный совет, созданный при местном Совете в целом, при президиуме Совета либо какой-то постоянной комиссии[4].

    Хотя  решения, принимаемые постоянными  комиссиями, носят рекомендательный характер, однако они подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. Причём ответ о результатах рассмотрения подобных рекомендаций и принятых мерах должен быть направлен в комиссию в месячный срок.

    В Законе о статусе депутата местного Совета содержится статья 17, узаконивающая право депутатов на образование на добровольной основе постоянных и временных депутатских групп. Депутатские группы создаются, как говорится в Законе, для коллективного обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Совета, и реализации предвыборных программ депутатов Совета. Это означает, что депутатские группы могут образовываться депутатами, членами одной или нескольких политических партий. Для создания депутатской группы необходимо не менее 3-х депутатов. Депутаты, образовавшие депутатскую группу, письменно уведомляют председателя Совета о её создании.

    Письменное  уведомление должно быть подписано  каждым членом депутатской группы. В уведомлении указываются наименование депутатской группы, её состав, фамилия, имя и отчество руководителя депутатской группы, а также её основные цели и задачи. Депутат Совета может быть одновременно членом не более двух постоянных депутатских групп. Членом депутатской группы не может быть председатель Совета.

    От  имени депутатской группы на сессии Совета могут выступать её руководитель или член депутатской группы, уполномоченный этой депутатской группой. Именно депутатские группы могли бы выступать с инициативами, например, об отзыве того или иного депутата или проведения довыборов в местный Совет.

    Важно отметить, что в Законе о статусе  депутата местного Совета содержится положение о том, что порядок участия депутата Совета в работе депутатских групп определяется не только его статьей 17, но и регламентом Совета[5].

    Одним из направлений работы депутатских  групп могло бы стать взаимодействие с общественными объединениями, политическими партиями и средствами массовой информации, действующими на территории соответствующего Совета. Это повысило бы уровень гласности в работе Совета не только на стадии подготовки вопросов, но и при проведении сессии.

    2.2. Работа депутата в избирательном округе 

    К формам деятельности депутата в избирательном  округе статья 18 Закона о статусе депутата местного Совета относит:

    – рассмотрение обращений граждан, личный приём граждан;

    – проведение встреч с гражданами;

    – отчёты перед избирателями.

    Кроме этого, деятельность депутата в избирательном  округе может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

    В предыдущей редакции Закона о статусе  депутата местного Совета имелась специальная статья 5 о взаимоотношениях депутата с избирателями, обязывающая депутата поддерживать связи с избирателями, а также трудовыми коллективами и общественными объединениями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты и защищать их права и законные интересы. Отсутствие подобной статьи в действующей редакции Закона не означает, что депутат не ответственен перед избирателями и не подотчётен им.

    Рассмотрим  более подробно правовые условия реализации депутатом указанных в статье 18 Закона о статусе депутата местного Совета форм деятельности депутата в избирательном округе и с избирателями.

    Статья 19 Закона о статусе депутата местного Совета обязывает депутата рассматривать полученные им обращения граждан и принимать меры для их полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Письменные ответы даются гражданам, обратившимся к депутату, в сроки, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г. В редакции от 1 ноября 2004 г.

    Эта же статья Закона о статусе депутата местного Совета обязывает народного избранника регулярно, но не реже одного раза в месяц осуществлять личный приём граждан и представителей юридических лиц. Закон предусматривает возможность проведения личного приёма граждан с участием должностных лиц соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, а также организаций, расположенных на территории избирательного округа (за исключением республиканских государственных органов). Однако это норма Закона не носит императивный характер. Если чиновник не захочет, то он может отказаться от участия в приёме. При этом депутату необходимо помнить, что должностное лицо должно получить соответствующее приглашение с указанием даты, времени и места проведения не позднее чем за три дня до начала личного приёма граждан. Как правило, депутат осуществляет личный приём граждан в помещении ЖЭСа по месту жительства или соответствующего исполкома.

    Закон о статусе депутата местного Совета предоставляет народному избраннику право осуществлять контроль за исполнением решений, принятых по обращениям граждан, и направленным депутатом Совета организациям, к компетенции которых относится решение вопросов изложенных в обращениях граждан. Депутат имеет право анализировать ситуацию в избирательном округе и изучать причины, порождающие жалобы граждан, и направлять предложения об их устранении в Совет и его органы, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, а также другие организации[5].

    В целях информирования граждан о  своей деятельности в Совете и  его органах депутат в соответствии со статьей 20 Закона о статусе депутата местного Совета имеет право по своей инициативе проводить встречи с гражданами.

    Закон не содержит конкретного механизма  проведения подобных встреч и не устанавливает периодичности их проведения. В период проведения агитационной кампании по выборам депутатов это, как показывает практика, нередко приводит к конфликтам и спорам. Помещение, необходимое для проведения встречи депутата Совета с гражданами, выделяется в соответствии со статьей 22 Закона о статусе депутата местного Совета соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, он же заблаговременно извещает граждан о дате, времени и месте её проведения.

    Инициаторами  проведения встреч с депутатом могут  выступить также сами граждане и руководство соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. К сожалению, Закон не содержит указания на ответственность, которая может быть применена к должностным лицам, препятствующим проведению подобных встреч.

    Статья  20 Закона о статусе депутата местного Совета предоставляет право депутату изучать общественное мнение и потребности населения по вопросам, рассматриваемым на сессиях Совета и заседаниях его органов. Предыдущая редакция данного Закона содержала норму, в соответствии с которой депутат мог не только изучать общественное мнение по какому-либо вопросу, но и сообщать его результаты как органам государственной власти, так и общественным объединениям, политическим партиям, предприятиям и учреждениям.

    В этой же статье говорится, что депутат  может осуществлять деятельность, направленную развитие различных форм местного самоуправления. Это значит, что он может инициировать, например, проведение местного референдума, выступить с инициативой создания на территории своего избирательного округа комитета территориального общественного самоуправления или поддержать правотворческую инициативу граждан по общественно значимым вопросам.

Информация о работе Статус депутата местного совета депутатов