Статус депутата местного совета депутатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение статуса депутата местного Совета депутатов, а также различных форм его работы, с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие статуса депутата;

-изучить различные подходы в законодательстве Республики Беларусь к определению статуса депутата;

-рассмотреть роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий;

-изучить влияние на деятельность депутат мандата;

- ознакомиться с работой депутата на сессии и в органах Совета;

- ознакомиться с работой депутата в избирательном округе;

- рассмотреть проблемы и возможности взаимодействие с депутатами парламента, с государственными органами и общественными объединениями;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 5
1.1 Понятие статуса депутата 5
1.2 Законодательство о статусе депутата местного Совета 6
1.3 Роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий 11
1.4 Депутатский мандат 15
2 ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 20
2.1 Работа депутата на сессии и в органах Совета 21
2.2 Работа депутата в избирательном округе 29
2.3 Взаимодействие с депутатами парламента, с государственными
органами и общественными объединениями
34
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Кафедра теории и практики государственного управления

 
 
 
 

СТАТУС  ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

Курсовая  работа

 
 
 
 

Исполнитель:

Студент 5 курса  заочного    Короткевич

отделения  ИУК, гр. ГРНЭ        Дмитрий Александрович                          
 

Научный руководитель:

_________________________         ________________________ 
 

    Минск 2010 

    СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 5
1.1 Понятие статуса  депутата 5
1.2 Законодательство  о статусе депутата местного Совета 6
1.3 Роль регламентов  Советов в реализации депутатских  полномочий 11
1.4 Депутатский мандат 15
2 ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 20
2.1 Работа депутата на сессии и в органах Совета 21
2.2 Работа депутата в избирательном округе 29
2.3 Взаимодействие  с депутатами парламента, с государственными

органами и  общественными объединениями

34
3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА 37
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
  ПРИЛОЖЕНИЕ  А 50
  ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 51
  ПРИЛОЖЕНИЕ  В 52

 

    

    ВВЕДЕНИЕ 

    Данная  проблема  - статуса депутата, рассматриваемая в курсовой работе, является важной темой в процессе формирования местного управления и самоуправления.

    Вопрос  о правовом статусе депутата местного Совета депутатов в Республике Беларусь представляется весьма актуальным, поскольку результаты деятельности местного самоуправления в целом в значительной мере зависят от того, создает ли законодательство необходимые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутатами местных Советов.

    Взаимодействие  депутатов с населением, организациями и решение вопросов является главной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и депутата помогает успешно решать актуальные бытовые, городские и государственные проблемы на местах, способствует развитию местного самоуправления, процессу демократизации и гласности всего общества.

    Рассмотрение  вынесенных в курсовой работе проблем позволит лучше и более глубоко взглянуть на систему местных органов, способствовать улучшению их взаимодействия, выявить проблемные вопросы в законодательстве.

    Целью данной работы является изучение статуса депутата местного Совета депутатов, а также различных форм его работы, с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь.

    Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть понятие статуса депутата;

    -изучить различные подходы в законодательстве Республики Беларусь к определению статуса депутата;

    -рассмотреть  роль регламентов Советов в реализации депутатских полномочий;

    -изучить  влияние на деятельность депутат мандата;

    - ознакомиться с работой депутата на сессии и в органах Совета;

    - ознакомиться с работой депутата в избирательном округе;

    - рассмотреть проблемы и возможности взаимодействие с депутатами парламента, с государственными органами и общественными объединениями;

    - детально исследовать правовые основы отзыва депутата;

    Таким образом, объектом исследования выступает правовой статус депутата местного Совета депутатов.

    Предметом служит изучение правового статуса депутата местного Совета депутатов, форм его работы и правовых основ отзыва.

    Важнейшими  методами исследования в курсовой работе являются формально-юридический метод, статистический, метод сравнивания, анализа и синтеза.

    В курсовой работе были использованы многие нормативно-правовые акты, учебные  издания, материалы периодических  изданий, а также монографическая  литература.

 

    

    1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА 

    1.1. Понятие статуса депутата 

    Слово «статус» имеет латинское происхождение (status – состояние, положение). В нашем случае речь идёт о правовом статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь.

    Депутат (от лат. Deputatus – посланный, выборный) – лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель в этом органе определенной части населения – избирателей своего избирательного округа.

    Следует отметить, что к органам самоуправления в белорусском законодательстве относятся (Приложение А):

    1) местные Советы депутатов (далее – Совет);

    2) органы территориального общественного самоуправления (ОТОС). Если речь идёт об органах Совета, то к ним согласно статьям 14-22 Закона о местном управлении и самоуправлении относятся следующие органы (ПриложениеБ):

    1) руководство Совета (председатель, заместители председателя);

    2) президиум Совета;

    3) постоянные и временные депутатские комиссии;

    4) постоянные и временные депутатские группы;

    5) аппарат Совета;

    6) другие органы Совета.

    Существуют  различные подходы к трактовке  статуса депутата. В упрощённом смысле статус депутата включает объём депутатских полномочий и гарантии их осуществления. Подобный подход закреплен в действующем Законе о статусе депутата местного Совета депутатов.

    В широком смысле в муниципальном  праве, в законодательстве о местном самоуправлении под статусом депутата местного Совета принято понимать правовое положение депутата местного представительного органа государственной власти, определяемого совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с политико-правовой природой депутатского мандата, его возникновением, сроком действия и прекращением, полномочиями депутата, гарантиями его деятельности, а также подотчётности, подконтрольности и ответственности [16].

    Вопрос  о правовом статусе депутата местного Совета депутатов в Республике Беларусь представляется весьма актуальным, поскольку результаты деятельности местного самоуправления в целом в значительной мере зависят от того, создает ли законодательство необходимые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутатами местных Советов. 

    1.2. Законодательство о статусе депутата местного Совета 

    Законодательство  Республики Беларусь о статусе депутата Совета основывается на Конституции  Республики Беларусь и состоит из Закона «О статусе депутата местного совета депутатов» и других актов законодательства Республики Беларусь, в том числе регламентов Советов [5].

    В действующей Конституции Беларуси содержится общая правовая регламентация правового статуса депутата местного Совета как представительного органа местного самоуправления. Компетенция депутата является производной от компетенции местных Советов.

    Согласно  разделу V Конституции, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

    Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных  единиц сроком на четыре года.

    Местные Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

    К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

    • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

    • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

    • назначение местных референдумов.

    Местные Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы на основании  действующего законодательства принимают  решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

    Решения местных Советов депутатов, не соответствующие  законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами.

    Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

    Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

    В случае систематического или грубого  нарушения местным Советом депутатов  требований законодательства он может  быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

    Также, в статье 124 установлено, что компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством[1].

    В подпунктах 5 – 6 статьи 98 Конституции установлено право Совета Республики отменять решения местных Советов, не соответствующих законодательству и принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и иных случаях, предусмотренных законом.

    В разделе III «Избирательная система. Референдум»  Конституции закреплены принципы избирательного права и правовые основы выборов депутатов, закреплён отзыв депутатов[1].

    Важным  также является вопрос, как в Конституции  урегулирован порядок установления территориальных границ для формирования местных Советов. В упрощённом виде вопрос сводится к тому, может ли население любой территории или населённого пункта самостоятельно решить, следует ли избирать своих депутатов и формировать Совет депутатов? Ответ на этот вопрос содержится в статье 9 и статье 118 Конституции. Согласно статье 118 местные Совета депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Часть 3 статьи 9 Конституции определила, что территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Информация о работе Статус депутата местного совета депутатов