Существующие теории понятия и сущности местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Местное самоуправление: понятие, сущность………………………………5
2 Основные теории местного самоуправления……………………………….12
2.1 Теория свободной общины………………………………………………...12
2.2 Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...15
2.3 Государственная теория самоуправления………………………………...18
2.4 Другие теории местного самоуправления………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемых источников…………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Реферат по Муниципальному праву.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

    Местное самоуправление допустимо лишь при  определенных условиях:

    1.Гарантируется  соблюдение общегосударственных  интересов.

    2.Обеспечиваются  территориальная целостность, суверенитет  и безопасность государства.

    3.Сохраняется  единое экономическое пространство, не разграниченное таможенными,  финансовыми и иными барьерами,  что способствует свободному  перемещению товаров и услуг  на всей территории страны.

    Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических  связей, возникновение трудностей в  разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих  проектов и программ в связи с  ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие, может быть исключено. При правильной организации местного самоуправления.

    К числу задач, решаемых с помощью  местного самоуправления, относятся  следующие:

    1.Выявление  социальных целей, приоритетов  и потребностей проживающего  на данной территории населения.

    2.Определение  потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

    3.Укрепление  финансово-хозяйственной базы местных  сообществ.

    4.Создание  необходимых условий для высокоэффективной  деятельности всех расположенных  на территории предприятий и  организаций, независимо от форм  собственности и ведомственной  принадлежности.

    5.Обеспечение  многообразия форм участия населения  в решении местных вопросов  социально-экономического развития.

    6.Формирование  новых устойчивых источников  доходов местных бюджетов.

    7.Повышение  инвестиционной привлекательности  территории.

    В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих необходимость  развития местного самоуправления. Среди  основных причин можно выделить следующие:

    1.Потребность  в демократизации всех сфер  жизни российского общества, общегосударственной  и региональной децентрализации  с перераспределением в разумных  пределах власти и ресурсов  между федеральной, промежуточными  территориальными (региональными) структурами  и административно-территориальными  образованиями в пользу местных  сообществ.

    2.Ориентация  местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности  всего дееспособного населения  соответствующих территорий.

    3.Необходимость  сбалансирования интересов и  отношений федеральных, региональных, местных территориальных образований  и соответствующих им органов  власти, правильного распределения  между ними полномочий и ответственности.

    4.Потребность  в улучшении качества жизни  большей части населения всех  территориальных образования.

    Развитие  местного самоуправления в городах  России не только важная, но и очень  сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень  научного обеспечения местного самоуправления очень низкий.

    Несмотря  на существенные различия, имеющиеся  в самоуправлении различных типов  и видов городов, есть много общих  проблем, которые необходимо решать на единой научной базе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2 Основные теории местного самоуправления.

    2.1 Теория свободной общины

    Рассматривая  различные теории местного самоуправления можно выделить следующие их основные различия: способ формирования местных учреждений, характер и количество дел, им подведомственных, а также характер взаимоотношений с центральной властью. Германская юридическая школа внесла значительный вклад в развитие теории местного самоуправления. Изначально, пытаясь обосновать природу общинного, местного самоуправления, немецкие ученые выдвинули теорию свободной общины, называемую также теорией естественных прав общины. Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления. Её представители - Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер - считали, что право общины на заведование своими делами столь же естественно и неотчуждаемо, как и права человека, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления. Общинными делами и общинным имуществом в начале XIX в. Заведовали казенные государственные чиновники. Данная система в конечном итоге привела общинное хозяйство к полному упадку. Просто необходимо было обосновать ограничение вмешательства государственного центра в общинную систему хозяйственного ведения. Эту задачу была призвана решить теория свободной общины, основные принципы которой немецкие учёные заимствовали из бельгийского и французского права. Теория свободной общины доказывала, что право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Права общины на самоуправление априорным путём выводились из самой природы общины. Для обоснования свободы и независимости общины её сторонники обращались к истории средневековых вольных городов (общин по сути), их борьбы за независимость против феодального государства.

    Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации  местного самоуправления:

    -местное самоуправление - управление собственными общинными делами, отличными от дел государства;

    -избираемость органов местного самоуправления членами общины;

    -разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством;

    -органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции.

    Активная  разработка теоретических основ  учения о местном (общинном) самоуправлении началась во второй четверти XIX в. Одним  из первых, кто сформулировал целостную  концепцию самоуправляемых общин, был французский историк, социолог и политический деятель А. де Токвиль.

        Центральной идеей в концепции Токвиля является мысль о том, что первоначальным источником власти в стране является отнюдь не государство в лице своих представительных органов, а индивиды, добровольно объединяющиеся в общины и сами управляющие своими собственными делами. Центральное правительство рассматривалось им как своеобразная сдерживающая инстанция, к помощи которой следует прибегать лишь в крайних случаях, когда личная инициатива представителей общины бессильна. Подобные взгляды легли в основу так называемой теории свободной общины, получившей распространение в Европе в первой половине - середине XIX в.

          Суть теории свободной общины сводилась к следующему: общины по своей природе самостоятельны, они не созданы государством, поскольку возникли раньше него, и потому имеют естественное право самостоятельно управлять своими собственными делами. Отсюда в понятие самоуправления были включены следующие элементы:

          1. Управление собственными делами общины, отличными по своей природе от дел государственных.

          2. Избираемость органов местного самоуправления исключительно членами общины.

          3. Невмешательство государственных органов в собственную компетенцию общины.

          Таким образом, сторонники теории свободной общины прямо противопоставляли деятельность органов местного самоуправления государственному управлению, общественные интересы - политическим.

         Они рассматривали государство и самоуправление как два непересекающихся понятия, имеющих принципиально различное содержание: местные интересы с одной стороны, и общенациональные - с другой. Наиболее яркое практическое воплощение теория свободной общины получила в Бельгийской конституции 1831г., которая содержала отдельную статью, посвященную общинному управлению а, самое главное, признавала муниципальную власть в качестве четвертой власти в государстве (наряду с законодательной., исполнительной и судебной), отстаивая тезис: община старше государства; закон ее находит, а не создает.

       Однако теория свободной общины имела один серьезный недостаток. Она выводила за грань своего рассмотрения крупные административные единицы, созданные государством, но пользующиеся охраняемой законом самостоятельностью и управляемые выборными должностными лицами (области, департаменты, регионы, провинции и т.п.). Отстаивать самостоятельность этих самоуправляющихся территориальных единиц от центрального правительства, ссылаясь на их естественные права, было бы крайне затруднительно. А считать сельские и городские общины единственно возможным видом самоуправления значило бы оторваться от действительности и поддерживать теорию, положения которой изначально противоречат основному критерию истинности - общественной практике.

         Поэтому вскоре на смену теории свободной общины, выдвинутой представителями французской школы и развитой бельгийскими правоведами, приходит общественная (или хозяйственная) теория местного самоуправления. 

    2.2 Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления

    Теорию  свободной общины в развитии взглядов на сущность местного самоуправления сменила общественная, называемая также  общественно-хозяйственной, теория местного самоуправления. Данная теория также  исходила из противопоставления государства  и общины, из принципа признания  свободы осуществления своих  задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план не естественный и неотчуждаемый  характер прав общины, а негосударственную, преимущественно хозяйственную  природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию  входит выполнение местными союзами  тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а  «местного сообщества». Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства и, следовательно, самоуправление, согласно общественной теории, есть управление делами местного хозяйства.

    В рамках данной теории самоуправляющаяся  община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности.

    Самоуправление  согласно общественной теории - это  заведование делами местного хозяйства. Дореволюционный правовед Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: «Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и сохранении за правительственными органами заведовании одними только государственными делами».

    В связи с эти сторонники общественной теории предпринимали неоднократные  попытки составить список дел, подведомственных органам местного самоуправления, которые  бы по существу отличались от дел государственного управления.

    Однако  на практике оказалось довольно сложно разграничить дела собственно общинные (местные) и дела государственные, порученные для исполнения общинам. Например, дорожное строительство, местные налоги, охрана общественного порядка, заведование  образованием, культурой, здравоохранением и т.п. не могут считаться чисто  общественными делами и противопоставляться  делам государственным. Очевидно, что  данные вопросы представляют интерес  не только с точки зрения местного сообщества, но и государства в  целом. Этот факт, ставший «ахиллесовой пятой» общественной концепции местного самоуправления, вскоре подорвал основы ее господства в науке и заставил многих ученых взглянуть на местное  самоуправление с принципиально  иных позиций.

    Недостатком данной теории можно считать то, что она смешивала самоуправляющиеся  территориальные единицы с разного  рода частноправовыми объединениями. Но принадлежность, к какому либо частноправовому объединению, как и выход из него, зависит от человека, тогда как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления территориальной единицы установлены законом и связаны с местом проживания человека.

    Как показала практика, органы местного самоуправления осуществляли функции, носящие помимо частноправового еще и публично-правовой характер, свойственные органам публичной  власти. Оказалось, что дела местные  и дела государственные, порученные для исполнения общинам, нельзя точно  разграничить. Вопросы, решение которых  осуществлялось органами местного самоуправления, не могут считаться чисто общественными  и противопоставляться государственным  вопросам, поскольку по своему содержанию они не отличаются от местных задач  государственного значения. Эти вопросы  представляют интерес с точки  зрения не только местного населения, но и государства.

    В России общественно-хозяйственная  теория была наиболее популярна в 1860-е  гг., в эпоху земств. Идеи данной теории были положены в основу Положения  о губернских и уездных земских  учреждениях 1864 г.

    Постепенно  идея противопоставления общины государству  прекратила своё существование, а местное  самоуправление стали рассматривать  как распределение обязанностей по управлению государственными делами между центральными и местными властями. Однако проблема соотношения между  центральными и местными органами полностью  не решена до сих пор ни в одной  стране Европы, что заставляет ученых искать пути её решения. 
 
 

Информация о работе Существующие теории понятия и сущности местного самоуправления