Сущность, направление и результаты административной реформы, проводимой в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Под "административной реформой" принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в "автоматическом режиме" в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями. Административную реформу предполагалось проводить в несколько этапов.

Содержание

Введение ………………………………………………..…………. стр 3
1. Административная реформа в Российской Федерации и ее основные компоненты...............................................................стр 3-6
2. Административные преобразования в период 1991 – 1999 годов.............................................................................................стр 6-9
3. Разработка замысла проведения административной реформы в Российской Федерации (2000-2002гг.)....................................стр 9-11
4. Первый этап реализации административной реформы (2003 – 2005 гг.) ...................................................................... ..стр11-14
5.
6.
7. Второй этап реализации административной реформы
(2006 – 200гг.)............................................................................стр14-18
Заключение ………………………………………………....... стр19-20
Список литературы…………………………………………... стр 21

Работа содержит 1 файл

контрольная по госуправлению 2курсЮ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Основным субъектом  административных преобразований в  рамках этого периода выступил Президент  РФ. Основные усилия были сосредоточены  на сохранении управляемости страны. Впервые были решены проблемы разделения властей и разграничения полномочий между уровнями исполнительной власти. При этом не были учтены различия в темпах либерализации экономики, перестройки экономических укладов, формирования гражданских, общественных институтов в стране и темпах адаптации системы исполнительной власти к этим процессам. Указанное противоречие предстояло разрешить в дальнейшем.

 

3.Разработка  замысла проведения административной  реформы в Российской  Федерации  2000-2002гг.

С осени 1999 г. центр разработки проблем административной реформы перемещается из Администрации Президента РФ в «Центр стратегических разработок» (т.н. Центр Г.Грефа) – предвыборный штаб В.В. Путина как действующего Председателя Правительства РФ. В начале 2000 г. Центр подготовил Концепцию государственного строительства, вобравшую основные идеи концепции административной реформы 1998 г.

Весной 2000 года обозначились основные направления внутренней политики нового Президента. К их числу можно было отнести:

1) реорганизацию государства, преследующую  цель укрепления ее центра, а также вертикали власти

2) создание новой диспозиции  во взаимоотношениях государства  и бизнес-элиты, означающей отстранение  «олигархов» от принятия политических решений

3) либерально-рыночные нововведения  в экономическую и социальную  политику.

Одной из задач административной реформы  виделось «выведение» государственных  функций из  прямого использования  их коммерческими структурами. Вторым важным фактором, повлиявшим на содержание административных преобразований, стала необходимость создания институциональных условий для длительного экономического роста, который, в свою очередь, рассматривался как основа для сохранения и развития российской государственности.

Тезис об административной реформе, как важном условии экономического роста наиболее последовательно был отражен и в президентских посланиях Федеральному Собранию 2001 и 2002 года. Так, в послании 2002 года отмечалось, что «нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач», а необходимость административной реформы очевидна. Ее результатом «должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна». Для этого необходимо, во-первых, модернизировать систему исполнительной власти в целом. Сегодня подразделения исполнительной власти живут так, будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного народного хозяйства. Между тем прямая обязанность государства – создать условия для развития экономических свобод, создавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Для этого структура исполнительной власти должна быть логичной и рационально устроенной, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. Реформы государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти. Во-вторых, нам нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решения. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму. В-третьих, надо, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только  необходимые. В числе основных направлений административной реформы было обозначено «сокращение избыточных функций госаппарата».

Сложность задач административной реформы, значительная инерционность  аппарата государственного управления, а также необходимость экспериментальной отработки ряда наиболее ответственных нововведений определили проведение этой реформы в несколько этапов.

 

 

4. Первый этап  реализации административной реформы

2003 – 2005 гг.

К 2003 году идеология и  концептуальные положения административной реформы были в целом сформулированы. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 год недостаточная эффективность государственного аппарата и несоответствие количества его полномочий качеству власти были названы «основным препятствием на пути экономических реформ». В связи с этим приоритетными задачами развития государственного управления были объявлены значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, совершенствование управленческих процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом (создание административной юстиции). Главной целью первого этапа административной реформы стало, прежде всего, преодоление вышеуказанных недостатков.

Начало практических действий первого этапа реформы  обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». В этом Указе были сформулированы следующие пять главных задач административной реформы:

  1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
  2. Исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.
  3. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
  4. Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
  5. Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Исходным «предреформационным» действием стала произведенная правительственной комиссией ревизия и корректировка функционального пространства исполнительной власти. Задачи, которые решались в процессе анализа, оценки и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти, состояли в том, чтобы на более веских основаниях: -- избавить аппарат от старых функций, взятых из прошлого

-четко разграничить функции между федеральными органами исполнительной власти, исключив их дублирование, параллелизм и «провисание»

- упразднить ненужные структурные подразделения и/или органы в целом. Тем самым предполагалось, что удастся наконец «пресечь» бесконечную реорганизацию государственного аппарата.

Следствием упорядочения функций государственного управления стало кардинальное обновление структуры федеральной исполнительной власти.

Первый этап административной реформы затронул в основном федеральный  уровень исполнительной власти. В субъектах РФ административные преобразования, по сути дела, велись постоянно. Так, еще в 2000-2002 гг., в период активного приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным были произведены существенные изменения в структуре и функциях отдельных подразделений территориальных органов исполнительной власти в каждом втором регионе России. Наиболее радикальные перемены в органах власти начинались сразу после выборов первых лиц регионов, что иногда сопровождалось обновлением не только руководящего и среднего звена работников, но и структуры управления, схем подчиненности подразделений и т.п. Такие региональные «административные реформы» стали традиционными, поэтому объявление в 2003 г. федеральным «центром» радикальных административных преобразований не застало руководство большинства регионов врасплох.

 Принципиальное отличие региональных административных преобразований от административной реформы на федеральном уровне состоит в том, что разделение функций выработки общей политики, предоставления государственных услуг и контроля (надзора), которое на федеральном уровне привело к появлению функционально обособленных министерств, агентств и служб в большинстве регионов не было реализовано.

 И так, основным результатом первого этапа проведения административной реформы является разделение функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти, позволившее четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования и исключить коллизии между функциями выработки политики, реализации политики и контролем политики в государстве.

Однако задачи, сформулированные в Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» на первом этапе  реформы были решены не полностью, но в то же время был сделан шаг  к радикальным переменам в структуре и функциях «центральной» и, в меньшей степени, региональной исполнительной власти.

Таким образом, в 2003-2005 гг. в ходе выполнения первого этапа  административной реформы были подготовлены некоторые базовые условия для  проведения её второго этапа .

 

5. Второй этап реализации административной реформы

(2006 – 2008 гг.)

Новый этап административной реформы было решено проводить на четко обозначенной концептуальной основе, определяющей содержание и  ожидаемые результаты преобразований во всей системе исполнительной власти России – федеральной, региональной и муниципальной.

Была разработана концепция административной реформы, реализация которой возлагалась на сами органы исполнительной власти при координирующей роли Правительственной комиссии по административной реформе. Необходимость разработки такой концепции была обоснована необходимостью повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.

Проект этой концепции под названием «Поддержка реализации административной реформы и реформы государственной службы в Российской Федерации» разрабатывался при методической и финансовой поддержке Секретариата доноров при Всемирном Банке и Департамента международного развития Великобритании. Данный проект далее лег в основу официально одобренной Концепции административной реформы в Россисйкой Федерации на 2006 – 2008 годы. Начало реализации второго этапа административной реформы было положено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.

Концепция нацелена, прежде всего, на повышение способности  исполнительных органов государственной  власти и местного самоуправления обеспечить достижение конкретных результатов  в экономике и социальной сфере, а также рост качества и доступности государственных и муниципальных услуг, на снижение издержек от неэффективности государственных закупорок.

Перечень недостатков  функционирования системы государственного управления фактически задает и цели административной реформы. Так, в соответствии с Концепцией, целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах являются:

  • повышение качества и доступности государственных услуг;
  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Основные мероприятия  административной реформы 2006 - 2008 гг. должны осуществляться в четыре этапа.

-I этап (конец 2005 г.) - разработка и принятие первоочередных нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, разработка методической базы; координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

-II этап (2006 г.) - передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям; передача части государственных организаций с федерального на региональный уровень; разработка нормативной базы для применения процедур управления по результатам; разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг; разработка нормативных актов для совершенствования контроля и надзора процесса закупок для государственных нужд, аутсорсинга административно-управленческих процессов и др.

- III этап (2007 г.) - ликвидация и приватизация избыточных государственных функций, разработка и внедрение большинства административных регламентов в федеральных и региональных органах исполнительной власти, внедрение процедур управления по результатам приоритетных стандартов государственных услуг и др.

-IV этап (2008 г.) - корректировка нормативно-правовой базы реформы с учетом анализа накопленного опыта; обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне; развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, мониторинг мероприятий административной реформы.

Для решения поставленных в проекте программы задач  предусмотрены мероприятия по следующим разделам ;

  1. управление по результатам.

Целью его реализации является внедрение методов и  процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти. Предполагалось, что достижение этой цели позволит более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повысить эффективность использования их ресурсов.

  1. стандартизация и регламентация

Целями мероприятий  этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных  услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся  и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Это должно повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, а также повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

  1. оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции.

Информация о работе Сущность, направление и результаты административной реформы, проводимой в Российской Федерации