Тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования "Якшурское"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬЮ данного исследования является выявление основных тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования "Якшурское".
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Определить роль муниципального образования в системе местного самоуправления
Рассмотреть организационные и правовые основы местного самоуправления в муниципальном образовании "Якшурское" Завьяловского района Удмуртской Республики.
Охарактеризовать управленческую деятельность в социальной сфере муниципального образования "Якшурское".
Выявить основные тенденции развития социальной сферы муниципального образования "Якшурское".
Выявить актуальные проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1Местное самоуправление: определение, основные признаки и функции
1.2Муниципальное образование - территориальное звено в системе местного самоуправления
1.3Управленческая деятельность органов местного самоуправления
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЯКШУРСКОЕ" ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА
2.1Правовые и организационные основы деятельности муниципального образования "Якшурское"
2.2Отчет по итогам работы Завьяловского района за 2006 и 2007 годы
2.3Итоги социального развития Завьяловского района за 1 полугодие 2008 года
2.4Перспективный план развития Завьяловского района до 2012 года.
2.5Социальная деятельность муниципального образования «Якшурское»
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1Наиболее острые социальные проблемы муниципального образования «Якшурское»
3.2Проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

4) создания экономических,  финансовых и организационных  условий для формирования и  деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, их территориальных подразделений; 

5) учета мнения  населения, производственных, экономических  и социальных связей; 

6) обеспечения  населению здоровой и безопасной среды обитания; 

7) учета природно-географических  условий; 

8) развития национальных  культур, культурно-бытовых традиций  и исконных видов хозяйственной  деятельности населения, проживающего  на соответствующей территории; 

9) содействия  рациональному использованию природных ресурсов и социально-экономического потенциала территорий, развитию социальной инфраструктуры и системы коммуникаций [4]. 

Двухуровневая, или смешанная, модель была принята  в 23 субъектах РФ. 

Все муниципальные  образования подлежат включению в единый реестр муниципальных образований РФ. Его ведение возложено на специально уполномоченный государственный орган. Включение муниципального образования в реестр и исключение из реестра осуществляются на основании заявления муниципального образования и по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. 

Совершенствование территориальной организации местного самоуправления 

Федеральный закон 2003 г. предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной  организации местного самоуправления. Все муниципальные образования разделяются в правовом отношении на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Кроме того, вводится новое понятие — «межселенная территория».  

Поселение - это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. В границах городского поселения может находиться один город или один поселок городского типа с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. В границах сельского поселения может находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 чел. (более 3000 чел. для густонаселенных территорий) или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с суммарной численностью населения свыше 1000 чел. Сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 чел., как правило, не являются муниципальными образованиями и входят в состав городских или сельских поселений. В труднодоступных и удаленных районах законами субъектов РФ могут создаваться поселения с численностью населения менее 1000 чел., а в особых случаях - даже менее 100 чел. 

Границы поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий). 

Муниципальный район - это несколько поселений, объединенных общей территорией.  

В числе таких  поселений могут быть и городские, и сельские. Главное предназначение муниципального района - решение вопросов межпоселенческого характера, требующих  развитой инфраструктуры, а также  выполнение отдельных государственных полномочий. Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности до административного центра района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий). 

Межселенная территория - это территория, не входящая в границы  поселений. 

Здесь могут  располагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей в каждом менее 1000 чел. Все  функции органов местного самоуправления на межселенной территории исполняются муниципальным районом. 

Таким образом, в состав территории одного муниципального района в малонаселенном субъекте РФ (или части субъекта РФ) могут  входить несколько поселений  и межселенные территории. 

Городской округ - это не входящее в состав муниципального района городское поселение. 

В состав городского округа входит один город; могут также  входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. 

К городским  округам, как правило, относятся  так называемые города областного значения. Наделение городского поселения  статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ. 

Каждый тип  муниципального образования, согласно Федеральному закону 2003 г., наделяется определенным перечнем вопросов местного значения, что является главным преимуществом данной редакции Закона. При этом городской округ решает вопросы местного значения как поселения, так и муниципального района.  

В свете принятой типологизации муниципальных образований Федеральный закон 2003 г. не дает содержательного определения термина «муниципальное образование» и указывает, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. В системной связи с Федеральным законом 2003 г. вносятся изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. 

Предусматривается переход с трехзвенной на четырехзвенную бюджетную систему РФ, чтобы и  поселения, и муниципальные районы имели собственные, закрепленные за ними источники доходов. За городским округом закрепляются совокупные источники доходов поселения и муниципального района. 

1.3 Управленческая  деятельность органов местного  самоуправления 
 

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, - государству. Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею, в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению. Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций [16, с.177].  

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда - наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.  

В настоящее  время в связи развитием местного самоуправления все возрастает роль муниципального управления, как особого типа управленческой деятельности, основанного на муниципальном праве и, в то же время, научной дисциплины, носящей междисциплинарный характер.  

Исходя из специфики  управленческой деятельности органов местного самоуправления применительно к уровню муниципальных образований следует говорить о муниципальном управлении, которое включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества. 

Роль социальной политики в муниципальном управлении 

Социальная сфера  воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования [19, с.122]. 

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и в более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.  

Основные направления  муниципальной социальной политики 

К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся : 

- содействие  занятости населения и обеспечению  благоприятных условий труда  на предприятиях, расположенных  на территории муниципального  образования; 

- содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 

- участие в  обеспечении социальной поддержки  отдельных групп населения; 

- организация  муниципальной системы здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения; 

- организация  предоставления образовательных  услуг, содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного,  основного общего и профессионального  образования; 

- создание условий  для деятельности учреждений  культуры и досуга в муниципальном  образовании, содержание муниципальных  учреждений культуры и мест  массового отдыха, сохранение памятников  истории и культуры, находящихся  в муниципальной собственности; 

- создание условий  для развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании,  содержание муниципальных физкультурно-спортивных  сооружений; 

- реализация  муниципальной молодежной политики. 

Разработка конкретной системы мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. 

В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту и т. д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ.

Информация о работе Тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования "Якшурское"