Тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования "Якшурское"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬЮ данного исследования является выявление основных тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования "Якшурское".
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Определить роль муниципального образования в системе местного самоуправления
Рассмотреть организационные и правовые основы местного самоуправления в муниципальном образовании "Якшурское" Завьяловского района Удмуртской Республики.
Охарактеризовать управленческую деятельность в социальной сфере муниципального образования "Якшурское".
Выявить основные тенденции развития социальной сферы муниципального образования "Якшурское".
Выявить актуальные проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1Местное самоуправление: определение, основные признаки и функции
1.2Муниципальное образование - территориальное звено в системе местного самоуправления
1.3Управленческая деятельность органов местного самоуправления
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЯКШУРСКОЕ" ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА
2.1Правовые и организационные основы деятельности муниципального образования "Якшурское"
2.2Отчет по итогам работы Завьяловского района за 2006 и 2007 годы
2.3Итоги социального развития Завьяловского района за 1 полугодие 2008 года
2.4Перспективный план развития Завьяловского района до 2012 года.
2.5Социальная деятельность муниципального образования «Якшурское»
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1Наиболее острые социальные проблемы муниципального образования «Якшурское»
3.2Проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

1.1 Местные интересы, роль и функции местного самоуправления  в обществе 
 

Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что, наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом, существуют также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т. е. муниципальный интерес. 

Последний состоит  в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis - тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio - беру, принимаю. Иными словами, самоуправление - бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач [11, с.65]. 

Ведь население  и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения  уровня и качества своей жизни, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики. 

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функций напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Первый сектор - власть (функция власти, политическая функция); второй сектор - бизнес (хозяйственная функция); третий сектор - гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции. 

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная  власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции. 

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества. 

Как организатор  местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции  по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. 

Так, государство  выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация  граждан - не его дело. Общественные и другие некоммерческие (в зарубежной литературе используются термины «негосударственные», «неправительственные») организации выполняют функцию самоорганизации граждан и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для решения этих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем [20, с.65]. 

В свою очередь, местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми  внутренними и внешними связями. 

1.2 Муниципальное  образование - территориальное звено  в системе местного самоуправления 
 

Территориальная организация - один из самых сложных  вопросов формирования системы местного самоуправления в России. Выбор оптимальных  размеров территории, на которой должно осуществляться местное самоуправление, зависит от многих разнонаправленных факторов. Он по-разному решался на отдельных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Так, Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990 г.) и Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении» (1991 г.) предусматривали осуществление местного самоуправления на территориях существующих административно-территориальных единиц: сельсовет, поселок, сельский район, город, район в городе и т. п. При этом одна самоуправляемая единица могла находиться в административном подчинении другой самоуправляемой единицы. В Федеральном законе 1995 г. для характеристики самоуправляемой территории был введен термин «муниципальное образование» и дано его определение: «Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» [20, с.77]. 

Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения  муниципальных образований, а также  установления и изменения их границ определяется законодательством субъектов РФ с учетом мнения населения. 

Границы муниципальных  образований могут не совпадать  с границами административно-территориальных  единиц субъекта РФ. Логика здесь состоит  в том, что целевое назначение муниципальных образований и административно-территориальных единиц различно. Деление на муниципальные образования предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Деление же на административно-территориальные единицы осуществляется ради более эффективного осуществления полномочий государственной власти через ее территориальные органы. 

Принципы формирования территории муниципального образования 

При установлении размеров территории каждого конкретного  муниципального образования необходимо учитывать две противоположных тенденции. Первая - приближение местной власти к населению. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления [13, с.89]. 

1. Принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения. 

2. Принцип подконтрольности  органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченности территории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти. 

3. Принцип доступности  органов местного самоуправления  для граждан в течение короткого времени. Выполнение этого условия определяется развитостью транспортной инфраструктуры. 

Вторая тенденция - укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический  потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Последняя необходима для эффективного решения вопросов местного значения и оказания услуг населению. 

Действие отмеченных противоположных тенденций предопределяет целесообразность муниципальных образований  разных типов, решающих разные вопросы местного значения. Однако Федеральный закон 1995 г. не создал необходимых для этого предпосылок. Для миллионного города и сельсовета с численностью населения 2-3 тыс. человек были установлены одинаковый объем функций и полномочий, хотя возможности этих муниципальных образований существенно разнятся. 

Практика территориальной  организации местного самоуправления в субъектах РФ 

Учитывая наличие  противоположно действующих факторов, субъекты РФ по-разному подошли к  решению вопросов территориальной организации местного самоуправления и использовали следующие подходы [17, с.78]. 

1. Поселенческий  подход основан на приоритете  приближения органов местного  самоуправления к населению. Муниципальными  образованиями при этом являются  все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсоветы (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения. 

2. Экономический  исходит из того, что критерием  для создания муниципального  образования служит уровень экономического  развития, наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являются только крупные города и сельские районы. 

3. Третий подход  предполагает создание двухуровневой  системы муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах и сельских районах, из которых состоит территория данного субъекта РФ. Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня. Функционированию двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления препятствует бюджетная система РФ, в которой существует только один уровень местных бюджетов. 

При разработке двухуровневой модели было неясно, как разделить налоговые поступления  между уровнями, в результате чего оказалось, что муниципальные образования нижнего уровня остались без местных бюджетов и функционировали по сметам расходов, утверждаемым районной властью. 

При этом ни о  каком реальном самоуправлении речи идти не могло. 

На основе изложенных подходов в субъектах РФ сложились  различные основные модели территориальной организации местного самоуправления. 

1. Территориальная,  или районная, модель. Административный  район с расположенными на  его территории городами районного  значения, поселками, волостями,  сельсоветами и сельскими поселениями  является единым муниципальным образованием. В городах районного значения, поселках, волостях и сельсоветах на территории района создаются территориальные администрации, подчиненные администрации района. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется десятками. 

Эта модель проще  других в управлении и принята  в большинстве субъектов РФ. Однако она лишает низовые территориальные  единицы, в том числе города районного  значения и крупные поселки, муниципальной  собственности, своего бюджета и выборных органов местного самоуправления. 

2. Поселенческая,  или волостная, модель. Муниципальными  образованиями являются все города, волости (сельсоветы) и рабочие  поселки. В сельских административных  районах создаются местные органы  государственной власти, а органы местного самоуправления на данном уровне отсутствуют. Главной особенностью этой модели является наличие в субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти - центральной и районной. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется сотнями. 

3. Двухуровневая  модель. Муниципальными образованиями  являются и административные  районы, и поселения внутри районов  с разграничением между ними  полномочий, собственности и источников  доходов. 

В ряде субъектов РФ сосуществуют несколько моделей. Муниципальным образованием могут быть и город, и город вместе с окружающим районом, и сельский район, и поселения внутри района.  

В среднем на один субъект РФ в 2003 г. приходилось  около 130 муниципальных образований. По отдельным субъектам РФ наблюдалась следующая картина. 

Территориальная и поселенческая модели были приняты  в 43 субъектах РФ, в том числе  в Удмуртской Республике. 

Закон УР "Об административно-территориальном устройстве УР" от 26 сентября 2006 года определяет принципы и порядок изменения административно-территориального устройства Удмуртской Республики, порядок регистрации, учета административно-территориальных единиц Удмуртской Республики и иные вопросы административно-территориального устройства Удмуртской Республики. 

Административно-территориальное  устройство Удмуртской Республики основывается на принципах: 

1) самостоятельного  в пределах ведения Удмуртской  Республики установления административно-территориального  устройства Удмуртской Республики; 

2) целостности  территории Удмуртской Республики; 

3) соответствия  исторически сложившейся системе  расселения в Удмуртской Республике  и устойчивым тенденциям ее  развития; 

Информация о работе Тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования "Якшурское"