Теории происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ вопроса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Содержание

Глава 1 Теоретическое исследование происхождения государства и права……………………………………………………………………………..…5
1.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права...5
1.2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и
права……………………………………………………………………..13
Глава 2 Теории происхождения государства и права……………………….23
2.1. Материалистическая теория происхождения государства и
права……………………………………………………………………...23
2.2 Естественно-правовая теория………………………………………….29
2.3.Теория насилия…………………………………………………………..35
2.4.Другие теории происхождения государства и права………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список использованной литературы…………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретическое исследование происхождения государства  и права……………………………………………………………………………..…5

    1.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права...5

     1.2. Причины разнообразия  теорий происхождения государства и

            права……………………………………………………………………..13

Глава 2 Теории происхождения  государства и  права……………………….23

    2.1. Материалистическая  теория происхождения государства и

           права……………………………………………………………………...23

     2.2 Естественно-правовая теория………………………………………….29

     2.3.Теория насилия…………………………………………………………..35

     2.4.Другие теории происхождения государства и права………………..43

Заключение………………………………………………………………………...47

Список  использованной литературы…………………………………………..49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность исследования. Инструментальная роль государства и права особенно заметна в переломные периоды развития общества, в условиях реформирования общественных связей и политических институтов, в обстановке обострения конфликтов в сфере государственно-правовой жизни. Ведь правовые отношения в государственно организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство выступает довольно активным их участником.

     Вопросы о государстве, его сущности и  значении в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных, ибо они прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества, политических партий, движений. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач, во влиянии на судьбы общества. Государство — это сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

     На  любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, как и кем должна осуществляться государственная власть, остается актуальным.

     Целью курсовой работы является исследование и анализ вопроса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

     Исходя  из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

      1. Рассмотреть многочисленность теорий происхождения государства и права.

      2. Исследовать материалистическую теорию происхождения государства и права.

      3. Рассмотреть естественно-правовую теорию.

      4. Проанализировать теорию насилия.

      5. Исследовать другие теории происхождения государства и права.

      Предмет исследования составляют теоретические  и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма  происхождения, формирования и развития государства и права.

      Информационной  базой курсовой работы являются статьи, учебники и учебные пособия, официальные документы и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков, философов и юристов. Различные аспекты этой темы освещаются в работах таких авторов как Алексеев С.С., Васильев А., Хропанюк В.Н., Комаров С. А, и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1 Теоретическое исследование происхождения государства  и права

      1.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права 

      Теорий  происхождения государства и  права много; они нередко противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на сложные вопросы. Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны. В самом общем виде эта взаимосвязь заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формирует (принимает) законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.

      Имеется в виду весь спектр существующих в  обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное  влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.

      Различного  рода теории возникают не только в  связи с неправомерным смешением  процесса возникновения государства  с другими взаимосвязанными с  ним процессами. Аналогичная картина  наблюдается и в отношении процесса зарождения и становления права, его первоначального возникновения. При этом нередко имеет место неправомерное смешение происхождения права с его развитием.

      На  это особое внимание обращал, в частности, Н.М. Коркунов. Объяснение происхождения права, писал он, не может ограничиваться и подменяться указанием на то, как развивается право. Главный и самый трудный вопрос заключается в объяснении первоначального возникновения права, в объяснении того, каким образом впервые появляется "самое сознание о праве"1.

      По  данному вопросу существуют самые  различные суждения, точки      зрения, теории. В науке выделяют два основных подхода.                                                                     Согласно первому подходу государство возникает одновременно с человеческим обществом, с того времени, когда первобытные стада людей становятся человеческим обществом. Данный подход не касается причин                                                                             возникновения государства. Первоначально эта точка зрения высказывалась    в зарубежной литературе, однако ее сторонники встречаются и в современной отечественной науке.

      Согласно  второму подходу (его придерживается большинство исследователей) государство  возникает не одновременно с человеческим обществом, а на определенной ступени его исторического развития. Сторонники данного подхода исходят из того, что государству предшествует первобытное общество, (марксистская теория придерживается именно этой точки зрения). Среди сторонников этого подхода нет единства мнений относительно причин возникновения государства. Вообще, вопрос о причинах возникновения государства является одним из дискуссионных и выражен в различных теориях происхождения государства. Наиболее ранними из таких теорий являются патриархальная и теологическая.

      Патриархальная  теория возникла в античный период, ее основателем был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Данная теория объясняла причины возникновения государства очень просто. Согласно этой теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю основой общественной организации является семья и первоначально в обществе возникает семья, которая с развитием, увеличением постепенно превращается в государство. Глава семьи (патриарх) становится государем. Современная наука оценивает эту теорию как несостоятельную, поскольку первоначально в обществе возникает не семья, а род (родовая община).

      Теологическая теория (от греческого «tеоs» – Бог) возникла во времена Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых богословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории государство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государство, государство есть результат божественного разума.

      Договорная  теория возникла в эпоху Возрождения и получила широкое распространение в эпоху Просвещения (Новое время). Представителями этой теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.И. Радищев и др. Эта теория противопоставлялась теологической теории и носила светский    характер. По мнению ее сторонников, государство возникло в силу общественного договора - люди договорились и создали государство.

      Теория  насилия возникла в середине XIX века в Германии, ее сторонниками являются Гумплович, Дюринг, Каутский. В целом, согласно этой                 теории государство возникает в результате завоеваний одних племен другими. Советская наука резко критиковала эту теорию, в то же время современная наука отмечает значимость насилия при возникновении государств.               

      Марксистская теория происхождения государства («Происхождение семьи, частной собственности и государства» /Ф. Энгельс/) утверждала, что существовало догосударственное общество – первобытнообщинный строй                    (ПОС довольно длительная эпоха в истории человеческого общества). По                временной продолжительности он превосходил тот строй, который знает государство. ПОС подразделяется на два этапа: матриархат (идеальный вид         ПОС) и патриархат (период разложения ПОС). Основу первобытнообщинной организации общества составлял род (родовая община) – определенный семейно-производственный союз, объединяющий людей по родственным признакам.

      С развитием общества родовые общины разрастаются, и появляются        более крупные образования –  фратрии (у греков), которые объединяли несколько родственных родовых общин. Еще более крупным объединением людей является племя – либо объединение родовых общин, либо объединение         фратрий (у разных народов по-своему).

      Многие  народы знали такую организацию  как Союз племен. В качестве основных объединений людей выделяются род и племя, а фратрии считаются промежуточным образованием. Вопрос власти в условиях ПОС разрешался следующим образом: власть знает всякое человеческое общество; власть, которая существует в обществе, – публичная (общественная) власть. Публичная власть – это не только государственная       власть, это любая общественная власть. Основным органом власти в родовой общине являлось родовое (народное) собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Это собрание решало все основные вопросы родового общества, для решения повседневных вопросов оно избирало старейшину (из числа наиболее мудрых, пользующихся уважением людей).

      На  время военных  походов родовое  собрание избирало военачальника или  военного вождя. Основным органом власти и управления в племени был Совет старейшин, в который входили представители всех родов. Совет старейшин собирался публично, гласно и разрешал все вопросы. На время военных походов Совет старейшин избирал военного вождя. Никаких специальных органов управления и принуждения не существовало; власть отождествлялась с самим обществом, носила сугубо общественный характер и опиралась на авторитет, уважение и общественное мнение. С течением времени этот строй разложился, и на смену ему пришло государство.

      Согласно  марксистской теории к крушению ПОС  привели разделения труда и классовое  расслоение. Энгельс выделял три  крупных общественных разделения труда:

      1) выделение пастушеских племен (скотоводство);

      2) отделение ремесла от земледелия;

      3) появление купечества (обмена).

      Согласно  марксистской теории схема образования  государства примерно такова: дифференциация общества, появление частной собственности, разделение людей на богатых и бедных (эксплуататоров и эксплуатируемых), раскол общества на классы, образование государства.

      Жизнь показала, что марксистско-ленинская  теория не совсем верна. Во-первых, не совсем так происходят общественные разделения труда. Значительную роль в разложении ПОС сыграла неолитическая революция, т.к. она ознаменовала переход человечества от присваивающей экономике к экономике производящей (от собирательства к производству). Производство велось в двух направлениях: одни племена – земледелие, другие – скотоводство. Многие авторы считают, что решающую роль в образовании государства сыграли земледельческие народы, т.к. именно у них впервые возникает государство.

      Во-вторых, раскол общества на классы – не единственная причина образования государства. Многие учёные указывают, что у большинства  народов первичное государство возникает задолго до раскола общества на классы. Например, возникновение государства в силу климатических условий (особенно в засушливых районах). Указываются также и другие причины.

     Например, первопричиной образования государства  являются определённые запреты в первобытном обществе, которые ограничивали кровосмешение(запрет инцеста). Введение такого запрета требовало создания специальных органов, которые послужили прообразом органов государства. Исторические факты показывают, что государство возникло до раскола общества на классы (государство само стимулировало раскол общества на классы).

Информация о работе Теории происхождения государства и права