Теории происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ вопроса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Содержание

Глава 1 Теоретическое исследование происхождения государства и права……………………………………………………………………………..…5
1.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права...5
1.2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и
права……………………………………………………………………..13
Глава 2 Теории происхождения государства и права……………………….23
2.1. Материалистическая теория происхождения государства и
права……………………………………………………………………...23
2.2 Естественно-правовая теория………………………………………….29
2.3.Теория насилия…………………………………………………………..35
2.4.Другие теории происхождения государства и права………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список использованной литературы…………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Суть  теории заключается в том, что  государство явилось на смену  родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и  социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу.

      В складывающихся новых экономических  условиях родоплеменная организация  оказалась неспособной управлять  обществом. Появилась потребность  во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных  социальных  слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает  противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

      По  утверждению представителей материалистической теории оно является исторически  преходящим, временным явлением и  отомрет с исчезновением классовых  различий.

      Материалистическая  теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

      Афинская  форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоречий формирующихся  внутри общества.

      Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

      Германская  форма - государство возникает как  результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

      Основные  положения материалистической теории представлены представлены в работах  К. Маркса и Ф. Энгельса.

      По  Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

      Государство отличается от родоплеменной организации  разделением подданных по территориальным  делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

      Второй  отличительной чертой государства  является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно  с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

      Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

      Обладая публичной властью и правом взыскания  налогов, чиновники становятся, как  органы общества, над обществом, что  обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

      Поскольку государство возникло из потребности  держать в узде противоположность  классов, то оно по общему правилу  является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства  становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

      Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для  подавления рабов, феодальное государство  — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

      В виде исключения встречаются также  периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

      Кроме того, в большинстве известных  в истории государств предоставляемые  гражданам права соразмеряются  с их имущественным положением, и  этим прямо заявляется, что государство  — это организация имущего  класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.

      Высшая  форма государства, демократическая  республика официально ничего не знает  о различиях по богатству. При  ней богатство пользуется своей  властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

      По  мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени  развития производства, на которой  существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

      Классовость и экономическая обусловленность  права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление  о том, что право является продуктом  классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».

      Впоследствии  положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права  делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические  классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

      Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого  по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут  к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

      Материалистическая  теория ограничивает жизнь права  историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое  необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско-ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

      Заслугой  марксизма являются постулаты о  том, что право - это необходимый  инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

      Представители других концепций и теорий происхождения  государства считают положения  материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают  психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».15 

2.2 Естественно-правовая  теория 

    Естественно-правовая теория происхождения государства  и права нередко в научной литературе называется договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения той теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции.

      Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

    Сторонники  договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723-1789) в его работе «Священная зараза. Разоблаченное христианство»16.

    Подвергая резкой критике идеи божественного  происхождения власти, государства  и права, приводящие к губительным  социальным последствиям, Гольбах, а вместе с ним и другие сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права апеллировали вместо божественной воли к воле народов, наций, человека.

    Если  бы нации, столь униженные в своих  правах в собственных глазах, заявлял  в связи с этим Гольбах, способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы, что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть. «Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть»17.

    Особое  внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам общественного  договора.

    Вопросы о том, что представляет собой  общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно  как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712—1778), особенно в его знаменитом труде «Об общественном договоре».

    Основная  задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том, по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

    Рассматривая  государство как продукт общественного договора, происхождение разумной воли народа, а точнее, как человеческое учреждение или даже изобретение, Руссо исходил из того, что каждый человек передаст в общее достояние и ставит под высшее руководство общей ноли свою личность и все свои силы. В результате для нас всех каждый член превращается в нераздельную часть целого. Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось «гражданской общиною». Позднее «Республикою или Политическим организмом». Члены этого Политического организма называют его «Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными»18.

Информация о работе Теории происхождения государства и права