Территориальные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения1.

Содержание

Задание 1. Территориальные основы местного самоуправления….........3
1.1. Понятие территориальных основ местного самоуправления………3
1.2.Принципы территориальной организации местного самоуправления
в РФ…………………………………………………………………………4
1.3. Понятие, виды и состав территории муниципальных образований..6
1.4. Состав территории муниципального образования………………….9
1.5. Местное сообщество как муниципально - правовая категория…...11
1.6. Границы муниципальных образований: порядок установления и
изменения…………………………………………………………………13
Задача I………………………………..………………………….…...…...19
Задача II…………………………………………………………….….......20
Список используемой литературы……………………………………......21

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право ГОТОВО.docx

— 47.15 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

 Высшего профессионального  образования

 «Омский юридический  институт»

 

 

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

Контрольная работа

по учебной дисциплине

«Муниципальное право»

Вариант № 6

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 сокращенного курса

заочной формы обучения

группа № 540 ЮСЗ

номер зачётной книжки №3685

Лазарева Юлия Николаевна

Проверил:

заведующий кафедрой,

 Караманукян Д.Т.     

 

Омск 2012

   План

Задание 1. Территориальные основы местного самоуправления….........3

1.1. Понятие территориальных основ местного самоуправления………3

1.2.Принципы территориальной организации местного самоуправления

в РФ…………………………………………………………………………4

1.3. Понятие, виды и состав территории муниципальных образований..6

1.4. Состав территории муниципального образования………………….9

1.5. Местное сообщество как муниципально - правовая категория…...11

1.6. Границы муниципальных образований: порядок установления и     

изменения…………………………………………………………………13

          Задача I………………………………..………………………….…...…...19

Задача II…………………………………………………………….….......20

         Список используемой литературы……………………………………......21

          


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Территориальные основы местного самоуправления

    1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения1.

Европейская хартия о местном  самоуправлении  не определяет понятие «территориальная основа местного самоуправления», однако ст. 5 Хартии предусматривает защиту права населения на осуществление местного самоуправления в пределах определенной территории: «При любом изменении территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума».

На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, изменений их границ и наименований отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование  – это городское, сельское поселение, нескольких поселений, объединенных общей  территорией, часть поселений либо иная населенная территория, предусмотренная  действующим законодательством, в  пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные местное самоуправление.

При этом предусмотрено, что  установление и изменение границ муниципального образования, в том  числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении  муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных  традиций по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Федерации.

Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и  федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления определяют: 
· принципы территориальной организации местного самоуправления; 
· понятие, виды и состав территории муниципальных образований; 
· порядок установления и изменения границ муниципальных образований. 
      Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ, главы 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», главы 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 г., ФЗ РФ «О статусе наукограда в РФ» от 07.04.99 г., закона РФ «О закрытом административно-террриториальном образовании» от 14.07.92 г. и др.

    1. Принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ:

1. Территориальный: местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. С этой целью статусом муниципального образования наделяются: городские и сельские поселения; муниципальные районы; городские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории. 
На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. 
2. Поселенческий: местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Давая оценку этому положению, Конституционный Суд РФ признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с существующим территориальным делением субъекта Федерации на населенные пункты и административные единицы.  Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований,  становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации. Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).

3. Демографический: Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимал в рассмотрение демографические показатели при создании муниципальных образований. Он устанавливал, что население городских и сельских поселений независимо численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления2
       Федеральный закон 6 октября 2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения,   фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях.   Указывается, что муниципальным образованием может быть поселение с численностью   жителей,    обладающих   избирательным правом, менее 100 человек. Поселениями, а в контексте   названного   Федерального   закона   муниципальными образованиями, могут быть территории с численностью проживающих менее 1 тыс. человек; от 1 тыс. до 10 тыс. человек; от 10 до 30 тыс. чело-нок; от 30 до 100 тыс. человек; от 100 до 500 тыс. человек; свыше 500 тыс. человек.

Законодательно определены территории с низкой и высокой  плотностью населения. К территориям  с низкой плотностью населения относятся  территории отдельных муниципальных  районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений  в которых более чем в три  раза ниже средней плотности населения  сельских поселений в РФ.

К территориям с высокой  плотностью населения относятся  территории отдельных муниципальных  районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений  в которых более чем в три  раза выше средней плотности населения  сельских поселений в РФ. Перечень субъектов федерации, отдельных  муниципальных районов в субъектах  федерации, территории которых относятся  к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению  органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет3.

    1. Понятие, виды и состав территории муниципальных образований

ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. содержал развернутое  определение муниципального образования. Это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные (представительные) органы. Названные особенности в совокупности с уставом муниципального образования составляли главные признаки самоуправляющейся единицы.

Федеральный закон 06.10.03 г. определяет муниципальное образование как  городское или сельское поселение, муниципальный район, городской  округ либо внутригородскую территорию города федерального значения (ст. 2).

В Законе 2003 г. содержатся подробные  характеристики — описания муниципальных образований общего типа: городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей  территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное  самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город  или поселок с прилегающей  территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько  поселений или поселений и  межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой  местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское  поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 
       Называются также муниципальные образования, принадлежащие к группе специального типа: внутригородские территории городов федерального значения; закрытые административно-территориальные образования; города-наукограды.

Муниципальное образование  как правовое понятие имеет следующие  признаки: 
    ·население, то есть граждане РФ, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ, субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения;

    ·наличие выборных органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с уставом муниципального образования, законодательством субъекта РФ и федеральным законодательством на решение вопросов местного значения и выполнение переданных ему государственных полномочий; 
   ·территория муниципального образования, то есть пространственный предел осуществления властных полномочий населения и органов местного самоуправления; 
   ·местный бюджет как финансовая основа осуществления функций местного самоуправления;

   ·муниципальная собственность как имущественная основа осуществления функций местного самоуправления и формирования средств местного бюджета;

   ·равенство с другими муниципальными образованиями и не подчиненность другим муниципальным образованиям;

   ·самостоятельность в решении вопросов местного значения; 
   ·возможность осуществления ряда государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям (муниципальным районам, городским округам)  в соответствии законодательством РФ и субъектов РФ.

Указанные признаки позволяют  сделать вывод о том, что в  российской правовой системе термин «муниципальное образование» используется для характеристики уровня осуществления публичной власти, отличного от уровня осуществления государственной власти. Муниципальное образование представляет собой юридическую фикцию, необходимую для обеспечения эффективного правового регулирования, гарантий и защиты права граждан на местное самоуправление4.

    1. Состав территории муниципального образования

В соответствии с положениями  ст. 10, 11 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» территорию поселения образуют исторически сложившиеся земли  населенных пунктов, прилегающие к  ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли для  развития поселения независимо от форм собственности и целевого назначения. 
Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерно-транспортным, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иным.

Территории жилых зон  предназначены для застройки  жилыми зданиями, а также объектами  культурно-бытового назначения.

Территории в составе  общественно-деловых зон предназначены  для застройки административными  зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для  общественного использования объектами.

Земельные участки в составе  производственных зон предназначены  для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами.

Территории зон инженерно-транспортной инфраструктур предназначены для  застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры.

Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления