Устав муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования являлся анализ устава муниципального образования и выявление основных черт.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- определение понятий и свойств става муниципального образования
- рассмотрение Устава как основной нормативный акт муниципального образования
-рассмотрение структуры устава и основное содержание
-изучить порядок разработки, принятия и регистрации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА 4
1.1.Понятие и юридические свойства устава муниципального образования 4
1.2.Устав как основной нормативный акт муниципального
образования 5
ГЛАВА 2.СТУКТУРА И РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
2.1.Стуктура устава и основное содержание 9
2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Библиографический список 24

Работа содержит 1 файл

булат.docx

— 51.16 Кб (Скачать)

26

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА 4

1.1.Понятие и юридические свойства устава муниципального образования 4

1.2.Устав как основной нормативный акт муниципального

образования 5

ГЛАВА 2.СТУКТУРА И РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9

2.1.Стуктура устава и основное содержание 9

2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Библиографический список 24

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  нашей темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема  «Устав муниципального образования»изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики.

Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Устав муниципального образования». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Устав муниципального образования» определяют несомненную новизну данного исследования.

Устав муниципальных образований —  это новый вид правового акта в системе нормативных актов  нашей страны. Его главная задача состоит в создании условий для  укрепления государственности и  развитии институтов гражданского общества в соответствующем муниципальном  образовании, развитии положений Конституции  РФ. Глубокий и всесторонний анализ содержания уставов, выявление их общего, особенного по сравнению с иными  правовыми актами, имеет важное научное  и практическое значение, что также  обуславливает актуальность избранной  темы.

Новые факторы функционирования правовой системы РФ потребовали определения  роли и места уставов муниципальных  образований в системе законодательства России, а также создания научно-обоснованной концепции устава муниципального образования.

Именно устав муниципального образования  выступает связующим звеном, через  которое конституционные установления и нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Федерации  трансформируются в положения нормативных  актов муниципальных образований  РФ, что является важным условием единства правовой системы страны. Устав муниципального образования вместе с уставом субъекта Федерации играют системообразующую роль в отношении системы уставного регулирования в целом.

Целью исследования являлся анализ устава муниципального образования и выявление основных черт.

Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

- определение понятий и свойств става муниципального образования

- рассмотрение Устава как основной нормативный акт муниципального образования

-рассмотрение структуры устава и основное содержание

-изучить порядок разработки, принятия и регистрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА

1.1.Понятие и  юридические свойства устава  муниципального образования

 Среди муниципальных правовых актов местного самоуправления особое значение имеет устав муниципального образования.  Устав муниципального образования - это основополагающий правовой акт, определяющий в соответствии с действующим законодательством принципы и структуру организации местного самоуправления на территории муниципального образования, обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, закрепляющий и конкретизирующий правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, необходимые для эффективного развития муниципального образования. 1

Правовая  природа устава муниципального образования  и его место в правовой системе  определяются характерными только для  этого правового акта юридическими признаками и свойствами, позволяющими дать оценку уставу как «основному»  правовому акту конкретного муниципального образования, обладающему правоустанавливающим характером.  
Устав включает в себя положения обязательного характера, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и дополнительные, которые обеспечивают широкий и точный круг вопросов местного значения, что укрепляет авторитет и влияние устава.

Устав муниципального образования, как важнейший правовой социально-управленческий акт, позволяет  адекватно отражать динамику общественных отношений в определенный период развития государства и права, и  тем самым выполняет функцию  акта правотворчества. 
Совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления в соответствии с обновляемым законодательством способствует укреплению демократической, правовой сущности Российской Федерации, развитию гражданского общества и обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Каждое  муниципальное образование обязано  иметь свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном  законом порядке. Подобного рода «акты - статуты» о местном муниципальном  самоуправлении имеются в большинстве  развитых зарубежных стран. Так, в ФРГ - это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д. Среди других локальных нормативных актов устав муниципального образования занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе устав муниципального образования - это своего рода «местная конституция».

 

1.2.Устав как  основной нормативный акт муниципального образования

Устав местного самоуправления –  основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Как источник права  он имеет достаточно широкое распространение  в правотворческой практике нашего государства и рассматривается  как разновидность актов кодификационного значения. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования. Конституирующее значение устава муниципального образования  для местного самоуправления вытекает из статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащей достаточно широкий перечень сведений, которых необходимо включать в устав муниципального образования.

Как и конституция, устав муниципального образования обладает рядом особенностей.

Наличие особого субъекта, который  устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Это часто находит свое выражение в преамбуле, которую содержит большинство уставов муниципальных образований.

Учредительный характер. Как акт  учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся  или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества. Учредительная  природа устава проявляется и  в том, что нет такой нормы, принимаемой органами местного самоуправления или местным сообществом, которая  не могла бы быть включенной в устав  по признаку несоответствия нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом.

Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Естественно, устав не может, да и не призван регулировать указанные отношения подробно. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия иных нормативных актов.

Устав обладает высшей юридической  силой в массиве норм, принимаемых  органами местного самоуправления или  местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые  органами местного самоуправления или  местным сообществом непосредственно  должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и  нормам. Высшая юридическая сила или  верховенство устава муниципального образования  означает также и необходимость  следования всеми субъектами права, расположенными на территории муниципального образования тем правилам, которые  заложены в уставе муниципального образования.

Устав – основа для дальнейшего  нормотворчества. Эта особенность  устава муниципального образования  вытекает из предыдущих особенностей. Устав, даже будучи по своей природе  кодифицированным актом, естественно  не может урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправления. Поэтому для реализации устава необходимо принятие иных местных нормативно-правовых актов.

Как и конституция, устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм определяется непосредственно  в уставе муниципального образования  и может предполагать квалифицированное  большинство депутатов представительного  органа местного самоуправления (большее, чем количество депутатов, необходимое для принятия обычного решения); голосование на конференции, собрании или сходе граждан, что является нехарактерным для принятия обычных нормативно-правовых актов либо голосование непосредственно населением, например, в форме референдума.

Принятие муниципальным образованием устава является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности  местного самоуправления. В уставе муниципального образования, в частности, указываются:

  • вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования (т.е. предметы ведения муниципального образования) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (пункт 3 части 1 статьи 44  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
  • полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (пункт 5 части 1 статьи 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

Таким образом, правовое значение устава муниципального образования заключается  в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также  иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, то есть предметы ведения, права и обязанности  муниципального образования и компетенцию  органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.

 

ГЛАВА 2.СТУКТУРА И РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.Стуктура устава  и основное содержание

Вопрос о содержании устава муниципального образования является одним из сложных  и дискуссионных в муниципальном  праве и практике муниципального строительства. Учитывая то положение, что данный нормативный акт является базовым для соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно, должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и деятельность.2

Об этом свидетельствуют подобного  рода документы зарубежных стран. Так, например, уставы о самоуправлении территорий в ФРГ (уставы коммун), включают следующие положения: основы конституции (устройства) коммуны, где говорится  о названии и символах коммуны, ее территории, правах члена коммуны, ее обязанностях перед своим населением; организация, система и механизм управления коммуной, где определяются субъекты управления, принцип выборности представительного органа, его компетенция, порядок выборов бургомистра, образования  комитетов, задачи и положения управляющего коммуны как главы исполнительного  органа, его взаимоотношения с  представительным органом, с другими  профессиональными чиновниками, служащими  и рабочими коммуны; организационные  и процедурные вопросы; положения, посвященные экономическим и  финансовым вопросам - бюджет, имущество  коммуны и управление ими, хозяйственная  деятельность. В уставе коммуны содержатся также положения о надзоре, контроле за его выполнением. В США конституции и законы штатов устанавливают определенные требования к содержанию хартий самоуправления. Например, закон «О муниципальном гомруле ( самоуправлении )», принятый в штате Нью-Йорк, гласит, что хартия самоуправления должна определять структуру местного органа и способы его функционирования, содержать положение о выборном Совете муниципалитета, уполномоченном определять политику муниципалитета и осуществлять возложенные на него функции, закреплять право Совета на нормотворческую деятельность, регламентировать способы избрания, назначения и увольнения служащих муниципалитета и т.п.Важным характерным признаком хартии самоуправления в США является наличие положения о праве местного органа решать дела местного значения, независимо от вмешательства штата. За пределами круга «местных дел» муниципалитет подвержен действию принципа «ultpa vires», то есть может делать только то, что прямо разрешено ему законами штата. А поскольку спектр «местных дел» в законодательстве США точно не определен и толкуется судами от случая к случаю, то муниципалитеты, разрабатывающие и принимающие свои хартии о самоуправлении стремятся, как можно более полно зафиксировать в них свои полномочия, свою компетенцию, предметы ведения. Как следствие эти хартии в большинстве случаев представляют собой объемистые сборники. Например, Хартия города Нью-Йорка состоит из нескольких сотен страниц.

Информация о работе Устав муниципального образования