Гитарные эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:54, реферат

Описание работы

Широкое применение в музыкальных композициях различных эффектов стало в настоящее время чем-то само собой разумеющимся. Для электрогитары же обработка сигнала стала стандартом, так как «сухим», необработанным звуком на ней обычно никто не играет. Это обуславливается в основном небогатым спектром ее звучания. Не последнюю роль играет и то, что современная техника позволяет достичь практически любого результата для реализации той или иной художественной задачи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр. 3


1. Ревербератор……………………………….……………………………стр. 3
2. Дилэй, эхо……………………………………………………………….стр. 6
3. Хорус…………………………………………………………………….стр. 8
4. Флэнжер…………………………………………………………...…….стр. 10
5. Фэйзер…………………………………………………………………...стр. 10
6. Тремоло……………………………………………………...…………..стр. 11
7. Эквалайзер……………………………………………………………....стр. 12
8. Овердрайв, дисторшн…………………………………………..………стр. 14
9. Компрессор-сустейнер…………………………………………...…….стр. 16
10. Вау-вау, автовау…………………………………………....………….стр. 17
11. Октавер, питч-шифтер, гармонайзер………………………………....стр. 19
12. Автопаннер…………………………………………………………….стр. 20
13. Шумоподавитель порогового действия……………………….……..стр. 20
14. Кольцевая модуляция……………………………………………...….стр. 21
15. Педаль громкости………………………………………………….…..стр. 22
16. Ток-бокс………………………………………………………………..стр. 22
17. Вокодер……………………………………………………….………..стр. 23




Заключение…………………………………………………….………….стр. 25
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Guitar effects.doc

— 868.00 Кб (Скачать)

 Министерство  Культуры и Образования  Российской Федерации

 Санкт-Петербургский  Государственный  Университет

 Кино  и Телевидения

Р Е Ф Е Р А Т

     ГИТАРНЫЕ  ЭФФЕКТЫ

 
 
 
 

                   Выполнил: студент

                    516 группы Мешаев А.С.

 Санкт-Петербург

 2005 г.

Содержание: 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………стр. 3 
 
 

1. Ревербератор……………………………….……………………………стр. 3

2. Дилэй, эхо……………………………………………………………….стр. 6

3. Хорус…………………………………………………………………….стр. 8

4. Флэнжер…………………………………………………………...…….стр. 10

5. Фэйзер…………………………………………………………………...стр. 10

6. Тремоло……………………………………………………...…………..стр. 11

7. Эквалайзер……………………………………………………………....стр. 12

8. Овердрайв,  дисторшн…………………………………………..………стр. 14

9. Компрессор-сустейнер…………………………………………...…….стр. 16

10. Вау-вау, автовау…………………………………………....………….стр. 17

11. Октавер, питч-шифтер, гармонайзер………………………………....стр. 19

12. Автопаннер…………………………………………………………….стр. 20

13. Шумоподавитель  порогового действия……………………….……..стр. 20

14. Кольцевая  модуляция……………………………………………...….стр. 21

15. Педаль громкости………………………………………………….…..стр. 22

16. Ток-бокс………………………………………………………………..стр. 22

17. Вокодер……………………………………………………….………..стр. 23 
 
 
 
 

Заключение…………………………………………………….………….стр. 25 

Список использованной литературы…………………………………….стр. 25 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Широкое применение в музыкальных композициях различных эффектов стало в настоящее время чем-то само собой разумеющимся. Для электрогитары же обработка сигнала стала стандартом, так как «сухим», необработанным звуком на ней обычно никто не играет. Это обуславливается в основном небогатым спектром ее звучания. Не последнюю роль играет и то, что современная техника позволяет достичь практически любого результата для реализации той или иной художественной задачи.

     Для обработки гитарного сигнала применяют специальные устройства, которые реализуют один или несколько звуковых эффектов. Делятся они на цифровые и аналоговые, последние, в свою очередь, делятся на транзисторные и ламповые. Они бывают выполнены в виде напольных педалей (рис.2.1, 2.2), а также в рэковых корпусах (рис.1.4, 7.4, 7.5). Несмотря на кажущееся разнообразие этих эффектов, их не так уж и много, и свой реферат я посвящу именно им. 
 

1. РЕВЕРБЕРАТОР 

     Без реверберации в настоящее время  не обходится ни одна запись, ни одно эстрадное концертное выступление. Если бы вдруг была возможность убрать реверберацию из фонограммы вашего любимого исполнителя, то вы бы поразились, насколько тусклой и плоской стала бы звуковая картина. Что же такое реверберация?

Под этим словом подразумевается послезвучание, наблюдаемое в помещении после прекращения действия источника звука. Наиболее заметно реверберация проявляется в помещениях большого объема. Так, если хлопнуть в ладоши в каком-либо кафедральном соборе, то отзвук хлопка еще долго будет висеть в воздухе, постепенно затухая. Это происходит из-за того, что звуковая волна, отражаясь от стен, потолка, других поверхностей, некоторое время «путешествует» между ними, несмотря на то, что сам хлопок уже произошел. Если же источник звука постоянно излучает звуковые колебания (разговор, музыка), то звуковая картина будет состоять из сумм прямой волны и ее многочисленных отражений, накладывающихся друг на друга. 

 

 
 
 
 
 
 
 

  

        Рис. 1.1. Схематичное изображение               Рис. 1.2. Диаграмма, иллюстрирующая

                процесса распространения                                      процесс реверберации.

                           звуковой волны. 

     С течением времени эти отражения накапливаются, их характеристики изменяются, и слушатель перестает воспринимать отражения отдельно друг от друга, для него они превращаются в единый отзвук, который иногда называют «хвостом», что, собственно, и есть реверберация.

     Реверберация  является естественным физическим процессом, сопровождающим нашу жизнь почти что повсюду, поэтому при ее отсутствии (например, в специально заглушенной камере) звук кажется неестественным, неживым. Реверберация позволяет сделать звучание более объемным, а в ряде случаев отчетливым и разборчивым.

     Что может влиять в помещении на характер реверберации? Тяжелые шторы на окнах, ковры на полу и на стенах с легкостью поглощают звуковые волны, уменьшая реверберацию. Напротив, помещение с гладкими, твердыми стенами обеспечивает хорошее отражение звуковых волн. Надо принять во внимание и то, что высокочастотные звуки более подвержены поглощению, нежели низкочастотные.

Не всегда имеется  возможность передать в записи естественную реверберацию помещения. В основном так делают при записи классической музыки прямо в концертном зале. Вся современная эстрадная и  рок-музыка записывается в студиях, в заглушенных помещениях, где реверберация практически полностью отсутствует. В дальнейшем ее добавляют в запись с помощью специальных устройств - ревербераторов (reverb). Реверберация, полученная таким методом, называется искусственной. Одними из первых музыкантов, использовавших искусственную реверберацию и много экспериментировавших в этом направлении, стали известные гитаристы Чет Аткинс и Лес Пол. Эволюция ревербераторов проделала довольно длинный путь. Первоначально, начиная с 30-х годов, для получения искусственной реверберации использовались так называемые эхо-камеры (echo chamber). Эхо-камера представляла собой помещение с акустически обработанными поверхностями, внутри которой находилась акустическая система и микрофон. Звуковой сигнал, излучаемый динамиком, улавливался микрофоном вместе со своими отражениями от поверхностей эхо-камеры. Затем уже реверберированный сигнал подмешивался к основному в нужной пропорции. К сожалению, уровень и время реверберации в таких помещениях могли регулироваться в очень небольших пределах путем установки дополнительных перегородок с разным коэффициентом отражения звука. Другой недостаток заключался в высокой стоимости эхо-камеры, поэтому ее могли позволить себе содержать лишь крупные звукозаписывающие студии и концертные залы. Но эхо-камера обладала и немалым преимуществом, так как реверберация в ней была не искусственная, а самая что ни на есть настоящая. Поэтому об искусственной реверберации тут можно говорить лишь с той позиции, что в ней не учитывались акустические свойства того помещения, где непосредственно происходила запись или выступление.

     Также существовали и листовые ревербераторы (plate reverb), действующие на электромеханическом принципе. В основе такого устройства находился большой стальной лист толщиной в полмиллиметра, удерживаемый при помощи специальных амортизирующих пружин. К центру стального листа приваривался корпус катушки возбуждения, на которую подавался полезный сигнал. Возбужденные сигналом колебания в листе (носящие затухающий характер) улавливались пьезодатчиком, установленным на краю листа. Реверберированный сигнал с пьезодатчика мог примешиваться к основному сигналу в необходимой пропорции.

В разновидности  листового ревербератора - пружинном ревербераторе (spring reverb) - использовались те же самые принципы работы. Отличие состоит в том, что основным элементом конструкции являлась пружина, свободно расположенная между двумя опорами. Электромагнитный преобразователь, располагавшийся на одном конце пружины, преобразовывал подводимый электрический сигнал в механические колебания. Датчик, закрепленный на другом конце пружины, улавливал механические колебания, приходящие с некоторой задержкой, и преобразовывал их снова в электрический сигнал.  Эффект реверберации в этом случае появлялся из-за многочисленных отражений волн, возникающих в пружине от ее концов.

     Пружинные ревербераторы имели довольно компактный по сравнению с листовыми устройствами вид и были распространены начиная с 60-х годов. Практически стандартом де-факто стали гитарные комбоусилители, оборудованные этим типом ревербераторов; они выпускаются и сегодня. Основным их преимуществом были простота конструкции и дешевизна.

 
 
 
 
 
 
 
 

                               Рис. 1.3. Пружинный ревербератор Fender 63 Reverb.

 

     К общим недостаткам листовых и пружинных ревербераторов можно отнести несколько ненатуральный характер звучания, сопровождаемый характерным металлическим призвуком. Нельзя не принимать во внимание и то, что в реальном помещении звуковая волна распространяется по трем осям (длина, ширина и высота), в то время как в листовом ревербераторе - по двум (ширина и высота), а в пружинном вообще по одной длине.

Поэтому реверберация в этих случаях носит ярко выраженный искусственный характер.

     Следующий тип - ленточные, или магнитные (магнитофонные) ревербераторы (tape reverb), ныне уже промышленностью не выпускаемые. Такие устройства по конструкции сильно напоминали обычный катушечный магнитофон, хотя и имели принципиальные отличия. Подаваемый на вход ленточного ревербератора сигнал поступает на записывающую головку, с помощью которой записывается на «бесконечную» магнитную ленту (то есть ленту, замкнутую в кольцо). После этого сигнал считывается с ленты несколькими воспроизводящими головками, расположенными последовательно и рядом друг с другом. При этом количество головок в некоторых моделях могло доходить до нескольких десятков. Для того чтобы реверберация носила затухающий характер, уровень считываемого с каждой последующей головки сигнала должен быть меньше предыдущего. Сигналы со всех головок воспроизведения микшируются и поступают на выход устройства. Кроме того, эти же сигналы (уже значительно ослабленные) вновь подаются на записывающую головку вместе с основным сигналом.

     Для того чтобы качество реверберации было более или менее приемлемым, устройство должно обеспечивать довольно высокую скорость движения ленты - 38 см/с - и небольшое расстояние между воспроизводящими головками. В противном случае будет наблюдаться эффект эха с отчетливо прослушиваемыми повторами, что к реверберации никакого отношения не имеет. Как правило, ленточные ревербераторы могли работать в обоих режимах (реверберации и эха), так как механизм работы этих эффектов один и тот же.

     К значительным недостаткам ленточных  ревербераторов относится высокий уровень собственных шумов, вносимых в основном самой лентой, и модуляция сигнала, вызванная неравномерным движением ленты в лентопротяжном механизме.

     На  сегодняшний день самым распространенным и практически единственным типом  ревербераторов является цифровой ревербератор (digital reverb). Свое развитие они получили с 80-х годов, когда цифровая техника стала развиваться быстрыми темпами и также стремительно падать в цене. Алгоритмы, по которым работают современные цифровые ревербераторы, необычайно сложны и позволяют не только моделировать акустику любого помещения, но и создавать множество других, подчас не существующих в природе эффектов. Благодаря наличию памяти в таких ревербераторах разработчиком уже закладываются алгоритмы, соответствующие определенным типам реверберации в разных помещениях. Это позволяет легко и просто подобрать желаемый тип реверберации, а при необходимости изменить ее параметры с помощью органов управления. 

 
 
 

          Рис. 1.4. Цифровой ревербератор Lexicon PCM 91.              Рис. 1.5. Гитарная педаль

                                                                                                                   Boss Digital Reverb RV-5 
 

2. ДИЛЭЙ, ЭХО 

     Дилэй (delay) и эхо (echo) являются по сути одним и тем же эффектом, заключающимся в добавлении к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени, На слух это воспринимается как четкие затухающие повторы (эхо), сопровождающие основной сигнал. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эхо - многократные повторы. На практике же оба эффекта обычно называют дилэем, не делая различий между количеством повторов. Так будем поступать и мы. Дилэй и реверберация - родственные эффекты. Оба они осуществляют подмешивание к исходному сигналу его копий, сдвинутых по времени по определенному закону. Отличаются эти эффекты лишь тем, что в дилэе мы четко различаем повторы, а реверберация воспринимается нами как единый затухающий отзвук. Таким образом, дилэй легко можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки сигнала. Время задержки, когда ухо начинает распознавать более или менее четкие повторы сигнала, должно быть не менее 50-60 мс.

Информация о работе Гитарные эффекты