Иоган Бах

Автор: Юрий *, 27 Августа 2010 в 13:15, реферат

Описание работы

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много

Содержание

1. Детские и юношеские годы. Начальный период
творческого формирования.
2. Семья. Детство.
3. Начало творческого пути. Люнебург.
4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.
5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству.
6. Бах-исполнитель.
7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки.
8. Отъезд из Кётена.
9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор.
10. Артистическая и творческая деятельность.
11. Дети Иоганна Себастьяна Баха.
12. Бах-педагог.
13. Последние произведения.
14. Характеристика творчества.
15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество.
16. “Хорошо темперированный клавир”.
17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.
18. Основные произведения.

Работа содержит 1 файл

Иоган Бах.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Весьма важным было соприкосновение с мировым  музыкальным искусством. В Веймарский период он как органный композитор достигает творческих вершин.

Лучшее из того, что создал Бах для этого инструмента, написано в Веймаре: токката и 

фуга ре минор, прелюдия и фуга ля минор, прелюдия и фуга

до минор и  целый ряд других произведений. В органном творчестве Бах опирался на давно сложившиеся традиции национального искусства, обогащённого деятельностью непосредственных предшественников композитора – Бухстехуде, Рейнкена, Бёма, Пахельбеля. У них Бах научился придавать своим творениям художественную завершённость,  ясность и красоту форм, гибкость фактуры. Ощутимые результаты принесло серьёзное изучение скрипичного искусства Италии с его блестящим концертным

стилем, в котором  сочеталась труднейшая виртуозная техника  с пластикой выразительных кантиленных мелодий. Немало труда приложил Бах, чтобы овладеть новыми жанрами

творческими приёмами  итальянских виртуозов. С этой целью он перекладывал скрипичные концерты Антонио Вивальди для органа и клавесина; в ряде органных и клавирных фуг разрабатывал тематический материал Арканджело Коррели,        Джованни Легренци, Томазо Альбинони.

Не бесследно  прошло изучение французской музыки, в частности клавесинной. Уже  в юные годы Бах сумел её оценить; в люнебургском сборнике произведений, переписанных

рукой композитора, находятся и французские клавесинные пьесы; «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» обнаруживает влияние программной клавирной музыки, созданной французскими музыкантами.

В Веймаре происходит дальнейшее и более углублённое  освоение французской музыки. На произведениях французских клавесинистов, и в особенности Франсуа Куперена, Бах учился приёмам клавирного письма.

Одновременно  с работой над жанрами органной и клавирной музыки Бах сочиняет  кантаты. Помимо духовных кантат появляется первая светская кантата «Тешит меня лишь

весёлая охота». Она написана и исполнена в 1716 году. Впоследствии Бах неоднократно вносил в неё изменения  (касающиеся преимущественно словесного текста) и приспосабливал к другим официальным празднествам; в конце концов, музыка кантаты перешла в духовный репертуар.    

Итак, в творческом отношении  Веймар для Баха – чрезвычайно важный этап. В центральной, основной области баховского искусства, в органной музыке, веймарский период – это расцвет и полная творческая зрелость. Многое из предварительно набросанного реализовалось и приобрело окончательную форму позже, когда, покинув Веймар, Бах переселился в Кётен. 

БАХ –  ИСПОЛНИТЕЛЬ.

Ещё юношей Бах  зарекомендовал себя первоклассным  виртуозом – органистом и клавиристом. По-видимому, Бах ежегодно совершал поездки в разные города Германии.

Известно о  его пребывании в Галле и Касселе в 1713 году. Исполненное в Касселе соло на педали вызвало изумление и восторг присутствующих. В следующем, 1714 году Бах в

Лейпциге дирижировал  в одной из церквей своей кантатой  «Грядет язычников спаситель», играл на органе. Феноменальный импровизаторский дар Баха – виртуоза почти исключал возможность соперничества. По свидетельствам современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая её в самых различных и сложных формах полифонической музыки.

Много памятных эпизодов из артистической жизни  композитора приводят его биографы. Состязание с Луи Маршаном особенно часто упоминается. В 1717 году Бах  был вызван в Дрезден  - столицу Саксонии, где ему было предложено принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом. Накануне назначенного дня произошла встреча и предварительное знакомство двух клавиристов. В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире, и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно

покинул Дрезден. 

КЁТЕН. СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ

СВЕТСКОЙ  КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ.

В конце 1717 года Бах с женой и детьми переехал в Кётен. Кёренский период – относительно спокойных в жизни композитора. Обязанности “Директора камерной музыки ” при маленьком захудалом дворе  принца Кётенского не отнимали много времени и энергии. В Кётене значительно изменились требования и условия творческого труда. Любимый инструмент – орган – отсутствовал;  Но неблагоприятно сложившиеся обсоятельства обернулись положительно для клавирной и ансамблевой инструментальной музыки. Особенно в музыке для клавира.

В 1722 году Бах  завершил работу над первым томом  прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента – «Хроматическая фантазия и фуга»  ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм и драматическую патетику

органных композиций.

В Кётене написаны клавирные сюиты – Английские и Французские.

Появляются и  лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских  концертов для инструментального  ансамбля.

Все эти творения относятся  к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период. 

ОТЪЕЗД ИЗ КЁТЕНА.

Натура художника  всегда неудержимо стремиться к свежим, новым впечатлениям.            И очень скоро Кётен начинает тяготить Баха. По-прежнему он совершает свои артистические поездки, сопровождает принца в путешествиях, но стремление покинуть двор усиливается с каждым годом. К этому присоединились переживания и соображения личного и семейного порядка; смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом

университетском городе. Вот почему в 1720 году Бах  делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась  вакансия органиста при церкви св. Якова.

Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл  на органе в присутствии многих знатоков органного искусства. Монументальная  фантазия, которую он импровизировал на тему духовной песни “ На реках  Вавилонских”, потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся органистов  баховского времени, обратился к великому артисту со словами: “Я полагал, что это искусство умерло, но вижу теперь, что в вас оно ещё живёт”. Тем не менее прошение Баха было оставлено без внимания, а место предоставлено бесталанной и ничтожной личности (вопрос решила крупная сумма денег, внесённая претендентом в церковную кассу). 

В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача  из Вейсенфельса Анне Магдалене Викельн. Музыкально одарённая, обладавшая хорошим  сильным голосом, наделённая мягким и благородным характером, Анна Магдалена сделалась верным другом и помощником великого музыканта.

Намерение вырваться  из Кётена не оставляло Баха. Со смертью  Иоганна Кунау  освободилось место в церкви св. Фомы в Лейпциге. Бах, неоднократно выстепавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор, решил предложить свою кандидатуру. Но и на сей раз для него это не оказалось  лёгким и простым. Советники магистрата искали музыкантов более “знаменитых” и место кантора сначала было предложено Телеману и капельмейстеру

Граупнеру. Только после того, как оба ответили отказом, магистрат вынужден был “ удовлетвориться музыкантом среднего достоинства” и остановил свой выбор на Иоганне

Себастьяне. Бах  долго не мог решиться на унижающие  достоинство и творческую свободу  ограничения. Но выбора не было. Пересилив свои колебания, он принял требования Лейпцигского магистрата.

В мае 1723 года Бах  был утверждён кантором школы  св. Фомы

и переехал со своей  семьёй в Лейпциг. 

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД. ШКОЛА СВ. ФОМЫ. БАХ – КАНТОР.

Для предназначенной  Баху роли он был слишком честен, простодушен и … гениален. Разногласия казались, неизбежны, и они действительно не замедлили обнаружиться.

Как кантор певческой  школы при церкви св. Фомы Бах  обязан был обслуживать силами школы  главные церкви города, нести ответственность за состояние и качество церковной

музыки. Но когда  Бах приступил к своей должности, школа находилась в состоянии  полного развала и упадка. 

Бах решает внести в магистрат  “в  высшей степени необходимый проект  хорошего обслуживания  церковной музыки вместе с беспристрастными рассуждениями об упадке

сей последней  ”. В этом документе он с горечью  и едва скрываемым возмущением описывает  состояние музыкального дела, его  материальные условия.

Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах.  Зато на “ строптивого” кантора  ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания  следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы.

Обстановка в  школе св. Фомы изменилась с появлением в 1730 году нового ректора, образованного  филолога Гесснера – большого почитателя музыки Баха. Гесснер поддерживал  Лейпцигского  кантора и старался  отвести от него бесчисленные неприятности. Но этот сравнительно светлый период длился недолго. В 1734 году Гесснера сменил другой ректор, Эрнести,- невежественный  педант, который не гнушался никакими средствами, чтобы оскорбить достоинство не в меру гордого кантора. 

В поисках способов оградить свою независимость, Бах решил добиваться звания придворного музыканта курфюрста саксонского. Надеясь на высочайшее покравительство, он послал в Дрезден с этой целью написанные две части си – минорной мессы.

Кроме мессы, Бах  написал для Дрездена ряд кантат специально для королевских празднеств и торжественных дней. Но “светлейший” курфюрст Фридрих Август Саксонский, прославившийся своим беспутством и безумной расточительностью, был слишком “занят”, чтобы снизойти к просьбе скромного кантора. Больше трёх лет пришлось дожидаться королевской милости, и только в конце 1736 года желание Баха осуществилось; он получил звание придворного музыканта саксонского курфюрста. Однако, связанные с этим надежды не оправдались, и звание придворного музыканта не

принесло с  собой сколько - нибудь ощутимых  результатов. 

АРТИСТИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Тяжесть положения  Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава  несравненного виртуоза на органе и  клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина

Бордони. 

В 1729 году Бах, став во главе общества, с увлечением отдался работе, свободной  от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и

исполнителя в  публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной.  В ней много выдумки, шутки и изобретательности.  

Должность Баха – кантора школы св. Фомы, обязывала к интенсивной работе и в области  церковной музыки. Большая часть написанных сочинений относятся к первым

пятнадцати годам  пребывания в Лейпциге. Крупное вокально – инструментальное произведение, которым Бах  дебютировал в Лейпциге в 1723 году, была величальная оратория для пятиголосного хора, солистов и оркестра. Почти одновременно Бах заканчивает начатые  в Кётене  «Страсти по Иоанну». Вслед за первыми появляются другие великие творения: «Траурная ода» (1727 год),  *Страсти по Матфею* (1729 год). Пять годовых циклов духовных  кантат без малого 300 произведений также написаны в Лейпциге. Весь этот колоссальный труд достойно венчает месса си минор, завершённая в 1738 году.

Своим чередом  шла работа над инструментальной музыкой. Окончательную отделку получает первый том прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира».  Как итог

многолетнего  экспериментирования над жанром сольного клавирного концерта появляется «Итальянский концерт». Бах хотел подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта, выразить своё уважение к итальянскому инструментализму.  

В начале 14 –  х. годов Бах вновь возвращается к проблеме клавирного полифонического цикла – прелюдии и фуге – и создаёт второй том «Хорошо темперированного клавира»,  попутно пишет «Гольдберговские вариации» . Перечисленные произведения  этого времени–самые известные – занимают центральное положение в творчестве композитора.

Информация о работе Иоган Бах