Иоган Бах

Автор: Юрий *, 27 Августа 2010 в 13:15, реферат

Описание работы

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много

Содержание

1. Детские и юношеские годы. Начальный период
творческого формирования.
2. Семья. Детство.
3. Начало творческого пути. Люнебург.
4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.
5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству.
6. Бах-исполнитель.
7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки.
8. Отъезд из Кётена.
9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор.
10. Артистическая и творческая деятельность.
11. Дети Иоганна Себастьяна Баха.
12. Бах-педагог.
13. Последние произведения.
14. Характеристика творчества.
15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество.
16. “Хорошо темперированный клавир”.
17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.
18. Основные произведения.

Работа содержит 1 файл

Иоган Бах.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

В последнее  десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно-музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной  в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации. Понемногу рвались слабые нити, которые ранее связывали его с некоторыми

музыкальными деятелями, представителями науки и искусства. Единственным оплотом, спасавшим его от одиночества, была собственная семья: верный и испытанный друг –жена Анна Магдалена, сыновья и несколько любимых  учеников. 

ДЕТИ ИОГАННА  СЕБАСТЬЯНА

Дети Баха отличались редкой музыкальной одарённостью; с юных лет они владели игрой на нескольких инструментах, а дочь и жена к тому же обладали хорошими голосами. Для этой своеобразной капеллы Бах  специально сочинял различные вокальные и инструментальные ансамбли.

Сыновья Баха ещё при жизни отца сделались великими музыкантами и сумели занять почётное положение. Вильгельм Фридман  был органистом в Дрездене; Филипп Эммануэль занимал должность придворного музыканта Фридриха 11 в Берлине, а затем директора церковной музыки в Гамбурге; Иоганн Кристоф Фридрих находился в Бюккебурге на придворной службе в качестве камерного музыканта; Иоганн Кристиан – органист собора в Милане, потом капельмейстер придворной капеллы в Лондоне. Сыновья Иоганна Себастьяна, так же как и другие воспитанные им музыканты, из числа которых вышло немало серьёзных профессионалов, свидетельствуют о его таланте педагога. 

БАХ – ПЕДАГОГ.

Много времени  и внимания Бах уделял созданию педагогической литературы. С деятельностью педагога связано появление прелюдий для начинающих, инвенций и многих других клавирных пьес. Очаровательные миниатюры, шедевры клавирного искусства служили вспомогательным материалом для изучения и исполнения на клавесине многоголосной музыки, для постановки руки и других педагогических целей. Сборники этих пьес, от маленьких прелюдий до прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», -  школа игры на клавире, охватывающая все степени трудности. Также нельзя преуменьшить ценность нововведений Баха в аппликатуре.

Педагогическая  деятельность Баха, тек же как композиторская, при жизни не получила должной оценки. Даже после его смерти в том же магистрате раздавались недовольные голоса: «Школе нужен был кантор, а не капельмейстер ”,

” Бах был, несомненно, большим музыкантом, но не учителем ”. 

ПОСЛЕДНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В последние  годы жизни Бах – художник всё  больше уходил в себя и, погружаясь в недоступный для окружающих мир музыкально – философских идей, стремится как бы

отгородиться  от жестокой действительности. Но и искусство его тех лет, недосягаемое по мастерству, теряет долю тепла и человечности.

«Музыкальное приношение» , «Искусство фуги»- две серии полифонических пьес. В них проблема полифонического мастерства разрешена с предельным для этого стиля искусством. Бах всесторонне демонстрирует технические возможности, которыми располагает контрапункт, полифонические форму, фуга. В «Искусстве фуги» мастерство достигло того высшего предела, дальше которого  оно не могло уже развиваться, но на этом прервались великие дерзания, оборвался трудовой путь художника. Последние годы

жизни композитора  были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах  ослеп. Но и тогда он продолжал  сочинять, диктуя свои произведения для  записи.

Смерть Баха, последовавшая 28 июля 1750 года, не вызвала  сколько - нибудь заметного отклика. В наши дни надгробная плита в церкви св. Фомы, куда были перенесены останки

великого композитора, - место постоянного паломничества огромного числа людей, преклоняющихся перед могучим гением Баха. Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена десять лет спустя умерла в доме призрения для бедных. Млажшая дочь Регина влачила нищенское существование.  В последние годы её тяжелой жизни ей помог Бетховен. 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ТВОРЧЕСТВА.

Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным оценить наследие, оставленное величайшим композитором.

Процесс развития искусства в  XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно было влияние старой феодально-аристократической идеологии; но уже зарождались и зрели ростки новой, в которой отражались духовные потребности молодого, исторически передового класса буржуазии.   

  В острейшей борьбе направлений, через отрицание и ломку старых форм, утверждалось новое искусство.

В таких условиях преобладание в произведениях Баха унаследованных от прошлого форм и  средств выражения давало повод считать его творчество устаревшим, громоздким. В период повсеместного  увлечения галантным искусством с его изящными формами и несложным содержанием, музыка Баха казалась слишком сложной и непонятной. Даже сыновья композитора не видели в его творчестве ничего, кроме учёности.

Баху открыто  предпочитали музыкантов, чьи имена  едва сохранила история; зато они  не “орудовали только учёностью”, имели ”вкус, блеск и нежное чувство ”.

Враждебно относились к Баху и приверженцы ортодоксальной церковной музыки. Таким образом, творчество Баха, намного опередившее  свою эпоху, отрицалось сторонниками

галантного искусства, равно как и теми, кто в музыке Баха резонно усматривал нарушение церковных и освящённых историей канонов.

С  XIX  века начинается медленное возрождение творчества Баха. В 1802 году появилась первая биография композитора, написанная немецким историком Форкелем; богатым и

интересным материалом она привлекла внимание к жизни  и личности композитора. Благодаря  деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, Листа, музыка Баха стала постепенно проникать в более широкую  среду. В 1850 году образовалось Баховское  общество, поставившее своей целью отыскать и собрать весь рукописный материал, принадлежавший великому музыканту, и издать его в виде полного собрания сочинений. С 30-х годов XIX века баховское творчество понемногу внедряется в музыкальную жизнь,     звучит с эстрады, входит в учебный репертуар.

Но в толковании и оценке музыки Баха было много  противоречивых мнений. Некоторые историки характеризовали Баха, как абстрактного мыслителя, оперирующего отвлечёнными музыкально-математическими формулами, другие видели в нём отрешённого от жизни мистика или правоверного благо мыслящего церковного

музыканта. Особенно отрицательным для понимания действительного содержания музыки Баха было отношение к ней, как к кладези  полифонических “премудростей”.  В России  положительное отношение к творчеству Баха сложилось ещё в конце XVIII века.  В издавшейся в Петербурге “Карманной книжке для любителей музыки” появилась  рецензия на произведения Баха, в которой отмечались многосторонность его таланта и исключительное мастерство.

Бах едва ли не равное внимание уделял всем музыкальным жанрам. Никогда он не уставал переделывать и “подправлять” написанное, его не останавливал ни объём, ни  масштаб

произведения. Так, рукопись первого тома “Хорошо темперированного клавира” переписывалась им четыре раза. Многочисленным изменениям подверглись “Страсти по

Иоанну”; первый вариант “Страстей по Иоанну”  относится к 1724 году, а окончательный  – к последним годам жизни. Крупнейший новатор и основоположник ряда новых жанров, Бах никогда не писал опер и даже не делал к тому попыток. Тем не менее драматический оперный стиль Бах претворил широко и многосторонне. Прообраз приподнятых, практически - скорбных или героических тем  Баха можно найти в драматических оперных монологах.

В вокальных  сочинениях Бах свободно пользуется всеми формами сольного пения, выработанными оперной практикой, различными видами арий, речитативов. Он не избегает вокальных ансамблей, вводит интересный приём концентрирования, то есть состязания между солирующим голосом и инструментом. В некоторых сочинениях, как, например, В ”Страстях по Матфею”, основные принципы оперной драматургии (связь музыки и драмы, непрерывность музыкально- драматического развития) воплощены более

последовательно, чем в современной Баху итальянской  опере. Не раз приходилось Баху выслушивать упрёки в театральности  культовых сочинений.

От подобных “обвинений” Баха не спасали ни традиционные евангельские сюжеты, ни духовные тексты, положенные на музыку. В слишком ярком противоречии с ортодоксальными церковными правилами находилась трактовка привычных образов, а содержание и светский характер музыки нарушали представление о цели и назначении музыки в церкви.

Серьёзность мысли, способность к глубоким философским обобщениям жизненных явлений, умение концентрировать сложный материал в сжатых музыкальных образах с

необычной силой  проявились в музыке Баха. Эти свойства обусловили потребность в длительном развитии музыкальной идеи, вызвали стремление к последовательному и полному раскрытию многозначного содержания музыкального образа.

Бах  первый обнаружил и использовал важнейшее свойство полифонической музыки: динамику и логику процесса развёртывания мелодических линий. Своеобразным симфонизмом насыщены сочинения Баха. Внутреннее симфоническое развитие объединяет в стройное целое многочисленные законченные номера си-минорной мессы,

сообщает целеустремлённость движению в небольших по объёму фугах “Хорошо темперированного клавира”. Бах был не только величайшим полифонистом, но и выдающимся гармонистом. Недаром Бетховен считал Баха отцом гармонии.  Многочисленные баховские произведения, где преобладает гомофонный склад, отличаются удивительной смелостью аккордово-гармонических последований, та особая

выразительность гармоний, которые воспринимаются как  далёкое предвосхищение гармонического мышления музыкантов XIX века.

Чувство динамики тональностей, тональных связей, также было новым для времени Баха.

 Ладотональное развитие.

Ладотональное движение – один из важнейших факторов и основа формы многих баховских сочинений. Полифония Баха – это прежде всего мелодия, её движение, это

самостоятельная жизнь каждого мелодического  голоса и сплетение многих голосов  в подвижную звуковую ткань, к которой положение одного голоса обусловлено положением другого.   

   РАЗБОР  МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.  КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Заметный подъём клавирного искусства наблюдается  с первой половины XVIII века; он связан с деятельностью выдающихся мастеров; Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти (1685-1757), Георга Фридриха Генделя, Иоганна  Себастьяна Баха и других. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует выделить значение Баха как величайшего новатора в области клавирного творчества. Восприняв самое интересное и лучшее, чем обладали школы клавирного искусства Италии, Англии, Франции, Бах не

пренебрёг тем, что было создано у него на родине. Бах первый ощутил универсальность клавира. Он превратил этот инструмент в настоящую творческую лабораторию, где, не стесняемый внешними запретами и церковным контролем, мог свободно экспериментировать и осуществлять самые смелые проекты и идеи. Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические приёмы, особенности формы и делает их достоянием клавирного искусства. Он ввёл в творческую практику ряд жанров, немыслимых ранее в клавирной музыке. Он по-новому

трактует клавирную  сюиту, широко использует импровизационные и имитационные формы, практиковавшиеся раньше преимущественно в органной музыке. Применяя

достижения  скрипичного искусства, он способствует образованию нового жанра клавирного концерта. Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и педагогических  пьес. Труду мыслителя-новатора и вдохновенного художника, труду мастера, проницательного  и

кропотливого, обязана  фортепианная музыка своим блестящим будущим. Бах был её основоположником. 

      ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР.

Бах обладал  исключительно широкими интересами, и в его творчестве представлены самые различные жанры, но фуга, и собственно клавирная фуга, всегда находилась в центре его внимания. Он постоянно стремился к совершенствованию этой формы; усиленной работой над клавирной фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора. Первому тому прелюдий и фуг “Хорошо темперированного клавира”, завершённому в Кётене в 1722 году, предшествовал большой труд. Двадцать четыре прелюдии и фуги, составляющие первый том “Хорошо темперированного клавира”, - по сей день непревзойдённые образцы полифонической клавирной музыки. Много лет спустя, в Лейпциге, Бах вновь возвращается к проблеме цикла из прелюдии и фуги с привлечением всех тональностей мажорного и минорного ладов. Так появляется

Информация о работе Иоган Бах