Контрольная работа по "Методике музыкального развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Цель - обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы.
Цель определила следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
Выявить значение праздников для развития детей;
Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников.

Содержание

Введение
1.Современные технологии организации детских праздников. Теоретические основы
2.Виды и формы детских праздников
3.Идея, сущность и эффективность праздника
4.Классификация детских праздников
5.Деятельность в контексте праздника
6.Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей
7.Подготовка и организация праздника для детей
8.Особенности проведения детских праздников в крупных городах
9.Методические рекомендации по проведению детского праздника
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Методика музыкального развития.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

- свободный выбор детьми  разнообразных сюжетов, ролей,  положений, поведения праздничного  действия;

- наличие в праздниках  глубинных народных традиций, вбирающих  в себя весь спектр обычаев,  ритуалов, церемониалов, символов и  атрибутов принципиального характера,  отработанных социальным временем  развлечений и художественных  актов, жанров самодеятельного  искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего  стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как  мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление  праздника как любого вида духовного  бытия человека связаны не в меньшей  мере и с удовлетворением такой  потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано  с задачами воспитания целостной  личности. Таким образом, праздник и  игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование  которой должно базироваться на прочной  научно-педагогической основе. Здесь  важен новый подход, опирающийся  на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности  и научно обоснованное предвидение  будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок  в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы  действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

праздник обусловлен не только деятельностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в системе общественных отношений.

Эффективность праздника  обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической  и другими, которые активно проявляются  в ходе художественно-педагогического  взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в  качестве доминирующей разрушает целостность  влияния данного феномена. Таким  образом, педагогически целесообразно  организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач  детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских  клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника  активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень  сотрудничества и выражается в изменении  их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных  субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них  видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения  между ними. Праздник объединяет в  себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного  мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными  аспектами нерасторжимого в своей  целостности художественно-педагогического  процесса взаимодействия детей и  взрослых в проведении праздника.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации  детского праздника определяется как  система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном  действии в существенной степени  формирует инициативность, уверенность  в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный  характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное  социальное общество.

4.Классификация детских праздников

Для детей традиционно  проводятся следующие праздники:

· Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

· Новый Год. Детей традиционно  посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год - самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые  разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз  дарит детям подарки.

· Восьмое Марта. Дети поздравляют  своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной  деятельностью дети готовят подарки  для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и  девочек тоже надо поздравлять в  этот день. Нужно быть вежливыми  и внимательными к ним.

Праздники можно условно  разделить на два типа:

ПРАЗДНИКИ

календарные тематические

Восьмое Марта Праздник осени

Новый Год, До свиданья, детский сад

5.Деятельность в контексте праздника

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует  выделить особый вид деятельности - общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации  видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация:

Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых  целей и соответствующих им средств  или достижение известных целей  с помощью новых средств.

Анализ данной классификации  позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту.

Творческая деятельность - это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением  ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы  организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка  как постоянное восхождение к  культуре, взаимодействие с миром  на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления - наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически  отсутствует. Дети все действия выполняют  “по шаблону”, их мышление очень  конкретизировано, и как следствие  этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются  предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника  является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит  из песен и танцев.

В процессе постановки танца  проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные  такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что  в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации  и мышечной памяти. Также танец  позволяет детям через набор  определенных движений почувствовать  характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в  празднике для детей играет речевая  деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Основное различие данного вида деятельности для детей заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.

По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности  для развития речи, создает так  необходимую для детей со сниженным  слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы  его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная  деятельность, в процессе которой  развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному  анализатору на занятиях изобразительной  деятельностью есть возможность  привлечь и другие сохранные анализаторы - осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе сочетания  зрительного образа со словом у детей  формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений  о форме, величине, пространстве и  т.д. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта  предшествующих поколений. Особенно важным для развития ребенка является овладение  движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами. Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться  рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности и в том числе изобразительной.

Особенности изобразительной  деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно  не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением необходим на всех этапах создания изображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у детей необходимо развивать координацию глаза и руки, так как и то, и другое участвует у детей в процессе речевой деятельности. Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Информация о работе Контрольная работа по "Методике музыкального развития"