Контрольная работа по "Методике музыкального развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Цель - обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы.
Цель определила следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
Выявить значение праздников для развития детей;
Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников.

Содержание

Введение
1.Современные технологии организации детских праздников. Теоретические основы
2.Виды и формы детских праздников
3.Идея, сущность и эффективность праздника
4.Классификация детских праздников
5.Деятельность в контексте праздника
6.Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей
7.Подготовка и организация праздника для детей
8.Особенности проведения детских праздников в крупных городах
9.Методические рекомендации по проведению детского праздника
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Методика музыкального развития.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

Общение, как особый вид  деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так  и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между  детьми и педагогом, родителями, персонажами  действия и конечно же между самими детьми. Для нас представляет интерес точка зрения психологов на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

И очень важная задача- создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной  деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических  задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

6.Праздник как фактор реализации социально-культурной деятельности и современные технологии организации

Культурная политика традиционно  имела значимую роль в развитии общества и являлась основной его развития. Сегодня происходит постепенное осмысление культуры не только как системы конкретных ценностей, но и признание ее в качестве инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности населения.

Рекомендуемый план действий по развитию культуры в России принятый на международной конференции в 1998 году в Стокгольме:

- Превратить политику  в области культуры в один  из ключевых элементов стратегии  развития.

- Поощрять творчество  и участие в культурной жизни.

- Наращивать усилия по  сохранению и повышению роли  материального и нематериального,  движимого и недвижимого наследия  и развитию индустрии культуры.

- Содействовать культурному  и языковому разнообразию в  рамках информационного общества  и для его блага.

- Выделять более значительные  людские и финансовые ресурсы  на развитие культуры.

То есть речь идет о том, что развитие человеческого потенциала, развитие общества вообще возможно только тогда, когда оно сознательно  основано на национальной культурной традиции и быте. Культурная традиция, быть, праздники конкретного социума  становятся как целью, так и фактором развития человеческого потенциала, общества в целом.

Еще совсем недавно организаторы детских праздников оставляли вне  поля зрения многие факты общественной жизни с естественно возникающими потребностями людей и детей  в реализации праздничной ситуации. Далеко не сразу они смогли уйти от ставшей весьма популярной парадной эстетики театрализованных форм художественно-массовой работы, в частности праздников здравиц  и помпезных зрелищ. Настоящий  детский праздник рождается только тогда, когда в нем примут участие  сами дети, "всем миром", когда  они не будут ждать красивого  зрелища, развлечения. Самоорганизация  жителей, активное включение их в  процесс организации праздника, деятельности культурно-спортивных комплексов, неформальных объединений дает богатейшие возможности для развития праздничной  активности всех групп населения, особенно детей.

Сегодня любой детский  праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной  подготовки, для улучшения социально-экономического развития города.

Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей

Детский возраст - время формирования и активного  развития всех без исключения психических  процессов. Праздники, как часть  учебно-воспитательной работы, как  часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством - новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка - это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание - это сознательно направляемое и  регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности ребенок ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу  действий.

В процессе подготовки праздника  взрослые объясняют детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывают, что на нем будет  и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи взрослых и выполняют. Так “запускается”  механизм и происходит тренировка произвольного  внимания.

Таким образом, подготовка и  проведение праздников для детей  является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в  развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта и называется памятью. В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. По характеру психологической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В  процессе подготовки и проведения праздника  у детей используются и развиваются  все вышеназванные виды памяти.

Праздник - одно из средств  полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически  всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника  используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать  слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления  детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И  хотя творческой деятельности у детей  в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника  формируются предпосылки для  ее развития. Праздники как часть  учебно-воспитательного процесса оказывают  большое влияние на развитие психических  процессов.

7.Подготовка и организация праздника для детей

Подготовка и проведение праздника для детей- долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Этапы работы.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное  планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное  знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале года проводится  собрание, на котором обсуждается  план работы на год. Происходит  выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается  непосредственная подготовка к  празднику.На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов,  детям рассказывается о предстоящем  празднике, объясняется что это  за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался  в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей  и задач начинается непосредственная  работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению  зала, уличных площадок, парков и  т.д, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот  самый долгожданный день, когда  преображенное и украшенное место  проведения полно зрителей и  дети с замиранием сердца ждут  начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская,  да и взрослая память долго  хранит светлые, радостные, яркие  впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом  этапе состоит в том, чтобы  “привязать” к этим воспоминаниям  те умения, навыки и знания, которые  дети получили на празднике  и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что  им понравилось, при помощи  взрослых выделяется наиболее  важное и главное в празднике,  поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие праздника.  На этом этапе закрепляются  наиболее содержательные и красочные  впечатления, связанные с тематикой  праздника, они запечатлеваются  в рисунках, фотографиях, видеозаписях  и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей  максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Речевая деятельность.

Речевая деятельность на праздниках для детей заключается, в основном, в чтении стихотворений  и исполнении песен. Так, в выступлении средней группы предпочтение было отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.

При распределении речевого материала взрослым необходимо учитывать  индивидуальные особенности каждого  ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше  поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих  ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный  период обучения, может быть целесообразна  вообще роль зрителя. Распределяя речевой  материал, взрослый учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его  устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. Работа над песней занимает больше времени. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой.

Музыкальная деятельность.

Музыкальная деятельность детей на празднике заключается  в исполнении танцев и песен.

Изобразительная деятельность.

В процессе подготовки праздника, для оформления, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов  к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами, рисование. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы - осязание, двигательная чувствительность.

Особенности проведения детских  праздников в крупных городах

Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами  и выступлениями. Многообразие ярких  впечатлений иногда может вызвать  у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

Информация о работе Контрольная работа по "Методике музыкального развития"