Народное музыкальное творчество Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Армения — страна Закавказья расположена на востоке Армянского нагорья, называемого исторической Арменией, между Чёрным и Каспийским морями (с 1921 года выходов к морю не имеет). С севера и востока обрамлена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией.

Содержание

География, территория расселения этноса, сведения по климату……………..3
Антропологический тип………………………………………………………….6
Краткая история народа…………………………………………………………..8
Вероисповедания, обычаи, обряды………………………………………..……12
Традиционные музыкальные инструменты………………………………..…..20
Классификация жанров песенного и инструментального фольклора……..…26
Библиография………………………………………………………………….....29
Приложение………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Народное музыкальное творчество Армении.docx

— 929.83 Кб (Скачать)

28 мая 1918 Российская  Армения была провозглашена независимой  республикой. В сентябре 1920 Турция  развязала войну против Армении  и захватила две трети ее  территории. В ноябре в Армению  вошли части Красной Армии,  и 29 ноября 1920 была провозглашена  Армянская Советская Социалистическая  Республика.

Советская Армения

12 марта 1922 Армения  заключила с Азербайджаном и  Грузией договор, в соответствии  с которым они образовали Федеративный  Союз Социалистических Советских  Республик Закавказья, преобразованный  13 декабря 1922 в Закавказскую Социалистическую  Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). При этом каждая республика  сохраняла свою самостоятельность. 30 декабря федерация вошла в  состав СССР.

При Сталине  в стране была установлена диктатура, сопровождавшаяся коллективизацией сельского  хозяйства, индустриализацией (с упором на тяжелую индустрию и на военную  промышленность), урбанизацией, жестоким преследованием религии и установлением  официальной «партийной линии» во всех областях жизни.

В 1936 ок. 25 тыс. армян, противившихся политике коллективизации, были депортированы в Среднюю  Азию. В ходе сталинских чисток погибли  первый секретарь компартии Армении  Агаси Ханджян, католикос Хорен  Мурадбекян, ряд министров правительства, видные армянские писатели и поэты (Егише Чаренц, Аксель Бакунц и др.). В 1936 ЗСФСР была упразднена, а входившие  в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан  были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе  СССР.

По окончании  войны Сталин, учитывая что армянская  диаспора за рубежом располагает  большими средствами и высококвалифицированными специалистами, предложил католикосу обратиться к зарубежным армянам  с призывом о репатриации в  Советскую Армению.

За период с 1945 по 1948 на родину вернулись ок. 150 тыс. армян, в основном из стран Ближнего Востока. Впоследствии многие из них  подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где  большинство из них погибло.

Независимая Армения

В мае 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет (ВС) Армении, в который вошли как коммунисты, так и представители оппозиции  – Армянского общенационального  движения (АОД). В августе председателем  ВС был избран председатель правления  АОД Левон Тер-Петросян.

23 августа 1990 на первой сессии ВС была  принята «Декларация о независимости  Армении», согласно которой упразднялась  Армянская ССР и провозглашалась  независимая Республика Армения.

16 октября 1991 года население Армении выбрало  Левона Тер-Петросяна своим первым  президентом. После победы армян в Карабахской войне Азербайджан и Турция закрыли свои границы с Арменией и тем самым установили блокаду, продолжающуюся по сей день. Эти события весьма повлияли на экономику молодой республики и перекрыли её основные пути связи с Европой. В феврале 1998 года он был вынужден подать в отставку.

В 1998 году к власти пришёл Роберт Кочарян. Армянская диаспора и особенно Дашнакцутюн получили больше свободы на осуществление  различных экономических проектов на своей родине. 27 октября 1999 года произошёл  террористический акт в армянском  парламенте, унесший жизни премьер-министра, спикера парламента и ещё 5 человек. В апреле 2008 года на пост президента вступил Серж Саргсян.  
 
 
 

Религия в Армении

Большая часть  армян исповедуют христианство, которое  существует в Армении более 1700 лет. Армяне имеют свою собственную церковь, последователями которой является значительная часть армянского народа.

Христианство

Христианство  появилось в Армении в первом веке н. э. В 301 году царь Тиридат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом, Армения стала  первым христианским государством в  мире.

Христианство  исповедует, по приблизительным оценкам, около 98,7 % верующего населения Армении, 94,7 % являются последователями Армянской  Апостольской Церкви, и 4 % являются последователями  других деноминаций христианства.

Католики, в том  числе прихожане Армянской Католической Церкви насчитывают около 180 000 прихожан; пятидесятники — около 25 000; прихожане  Армянской Евангелической церкви —  около 5000; православные — около 6000; баптисты (Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении) — около 4180; Свидетели Иеговы — примерно 10586; есть Адвентисты седьмого дня, мормоны, христиане, не причисляющие себя ни к  одному из существующих направлений (около 3000).

Езидизм

В Армении живёт 40 тысяч последователей езидизма (1,3 % населения Армении), в основном курды-езиды. Езиды проживают в  селениях Араратской долины, к северо-западу от Еревана.

Иудаизм

В Армении живёт  от 500 до 1 тысячи иудеев, в основном в Ереване.

Ислам

В Армении живут  последователи ислама, эту религию  исповедуют курды, персы, азербайджанцы  и другие народы. В Ереване для  мусульман действует мечеть.

Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман  из 92323 жителей губернии (27,3 % населения), по другим справочным данным — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты).

Ныне в Армении  община мусульман-курдов насчитывает  несколько сотен человек, большинство  из них проживает в Абовянском районе, некоторое количество мусульман-азербайджанцев проживает около восточных и  северных границ Армении в сельской местности. В Ереване проживают  около 1 тысячи мусульман — курды, персы и выходцы с Ближнего Востока.

Обычаи  и обряды

Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить  свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются  такие традиции как прочность  брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

Погребальные  обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания  памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий  день, на 7-й день, на 40-й день и  в годовщину смерти.

Свадьба

Свадьба у армян - это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение  и само свадебное торжество. Сегодня  уже изжила себя традиция гулять, как  говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно  много. В роли свидетелей на армянской  свадьбе выступают «крестные  свадьбы». Как правило, это самая  близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой  подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный  обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам  драгоценности, ткани, предметы домашнего  обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты родные могут назначить  за нее любую сумму, и дело чести  крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Рождение  ребенка

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много  детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В  дни церковных праздников перед  домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения  рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.

При любом радостном  событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») - желая им того же счастья, что и  у него.

Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья  обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно  нужно выпить и покушать - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь  счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - искренне считают армяне.

Традиции  народных праздников

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают  через него, чтобы очисться от всего  плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна...

Праздник «Цахказард»  или «Царзардар» тоже посвящен приходу  весны. В этот день люди приходят в  церковь с опушившимися веточками  вербы и, после освящения в  церкви, надевают на головы молодых  и детей ивовые веночки.

Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании  водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни  языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

День Святого  Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое  печенье - «ахаблит». Печенье съедается  перед сном и тот, кто явится девушке  во сне и поднесет воды, чтобы  напиться, тот и является суженым.

Традиционное  жилище

Традиционные  дома в армянских селениях имеют  ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным  источником света было окно или дымоход  в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который  был врыта глиняная печь. Использовался  также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений  у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также  особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями  для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль  стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера –  ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиционная  одежда

Традиционная  армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного  мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка  с низким воротом и боковой  застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Поверх рубашки  армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с  низким стоячим воротником, застегивающиеся  от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более  длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий  тканный шарф, обмотанный несколько раз.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами  ниже бедер. Талию повязывали длинным  шелковым или шерстяным шарфом, сложенным  в несколько слоев. Непременной  частью костюма западных армянок  был расшитый передник. И много  украшений.

Информация о работе Народное музыкальное творчество Армении