Народное музыкальное творчество Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Армения — страна Закавказья расположена на востоке Армянского нагорья, называемого исторической Арменией, между Чёрным и Каспийским морями (с 1921 года выходов к морю не имеет). С севера и востока обрамлена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией.

Содержание

География, территория расселения этноса, сведения по климату……………..3
Антропологический тип………………………………………………………….6
Краткая история народа…………………………………………………………..8
Вероисповедания, обычаи, обряды………………………………………..……12
Традиционные музыкальные инструменты………………………………..…..20
Классификация жанров песенного и инструментального фольклора……..…26
Библиография………………………………………………………………….....29
Приложение………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Народное музыкальное творчество Армении.docx

— 929.83 Кб (Скачать)

Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр  — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера  и, соответственно, звучания, дарбуки  могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой.

Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и  турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое  строение даёт свои преимущества в  технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека  щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует  думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.

У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических  дарбук мембрану сверху охватывает металлическое  кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты  утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно  настроить звучание барабана.

Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца  позволяет добиваться гулкого и  глубокого баса при несильном  ударе. Этим же объясняется то, что  думбеки с узкой «шейкой» корпуса  генерируют более низкий звук при  ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.

Сринг

- духовой музыкальный  инструмент разновидность флейты-пикколо.  Традиционный пастуший инструмент. Родина - Восточная Армения. Певучее,  лирическое звучание.

Паку 

- духовой музыкальный  инструмент из древесины абрикосового  дерева и рога молодого быка. Имеет высокий, пронзительный  тембр, напоминающий зурну. 
 
 

Жанры инструментального и песенного фольклора 

Гусанская музыка

Гусаны —  армянские народные певцы. Их творчество исключительно светская. В дохристианской Армении в эпоху эллинизма  гусаны первоначально служили в  храме бога Гисанэ. Гусанская музыка своими истоками восходила к творчеству випасанов эпохи рабовладельческой  Армении. С периода развитого  феодализма возникли гусаны и вардзаки. О гусанских песнях сообщают древнеармянские  авторы V века Агатангелос, Фавстос  Бузанд, Мовсес Хоренаци, Егише и  др. В сопровождении музыкальных  инструментов народные певцы гусаны изполняли песни главным образом  на пирах, свадьбах и т. д.

Шаракан

Шаракан — духовное песнопение, гимнография. Сохранились  большое количество шараканов V—XV веков. Древнеармянская духовная музыка состоит  из четырех основных жанров — кцурд (тропарь), кацурд (кондак), канон и  таг. Шараканы представляют из себя синтез древнеармянской культуры, в частности  поэзии, музыки и профессионального  песнетворчества.

Многовековое  искусство шараканов всегда находилась под сильным влиянием светской музыки и поэзии, в течение около тысячи лет пережило значительную эволюцию. Основной стихотворный размер текстов  шараканов сложный четырехстопный ямб (4+4+4+4). Встречаются и другие размеры, среди которых чаще четырехстопный анапест (З+З+З+З). Музыка шараканов относится  принципу строфичности. Шараканы сочинялись как целостные музыкально-поэтические  произведения.

Таг

Таги, как и  шараканы, также являлись синтезом музыкального и стихотворного искусства. Таги своеобразный жанр профессиональной монодической музыки. Они являлись сравнительно объемными монодиями, которые своим содержанием и  мелодией напоминают вокальные и  инструментальные арии последующих  эпох. Различаются духовные и светские таги. Первые более объемны, чем светские. Таг, как музыкальный жанр, особо  развивалась с X века, главным образом  благодаря Григору Нарекаци. Духовные таги в отличие от шараканов не были каноническими песнями, во время  праздновании и церемонии исполнялись для предания данному событию большей торжественности. Светский таг наибольшего развития достигaет в творчестве Фрика (XIII в.). Один из наиболее известных светских тагов — «Крунк» (Журавль), создан в позднем Средневековье, сохранилась в текстах XVII века.

Ашугская  музыка

Ашугское искусство  также является синтезом музыкальной  и литературной (поэзия) культуры, возник в середине XVI века. Осоновное развитие ашугского искусства начинается с XVII века. Видные армянские ашуги XVII—XVIII веков — Эгаз, Гул Арутин, Багер  сын Лазаря, и др. Ашугская музыка основана на многовековых традициях  народного творчества. Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские  ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений. Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной  нотацией. Тексты этих песен посвящены  любовным, социальным, сатирическим и  другим темам. Несмотря на индивидуальность данного творчества ашугскому искусству  присущи и общие черты. Ашугская мелодия более эмоциональна, развернута по форме и гибка по ритму. Основные музыкальные инструменты ашугов струнно-щипковые — саз и чонгур. Наиболее выдающиеся армянские ашуги XVII—XVIII веков Овнатан Нагаш, Багдасар Дпир и Саят-Нова. В XVIII столетии искусство  ашугов «поглощает» творчество тагасацов. 

До V века армяне имели богатый фольклор - легенды, мифологические беседы, эпос и т.д. Это  древние мифы о происхождении  богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.

Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне  с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его  потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о  царях и борьбе с завоевателями.

Согласно древнеармянской  мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн - бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время  выступали как солнечные божества, а последний из них считался также  богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня любви.  

Помимо мифов  о богах и героях, в древней  Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные  выдающимся историческим личностям - царям  Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку  и другим. Во многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки.

Из глубины  веков до нас дошли памятники  народного творчества, хранящие сведения о жизни и борьбе племён древней  Армении. Высокой поэтической культурой  отличаются мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном, Ваагне, эпические отрывки об Арташесе и  Сатеник, о Тигране и Аджааке, использованные армянским историком  Мовсесом Хоренаци в его знаменитой книге «История Армении». У армянских  историков сохранились также  отрывки из эпических циклов «Персидская  война» и «Таронская война». Популярный жанр армянского фольклора — народные сказки о борьбе добрых и злых сил, о светлом и тёмном царствах, о  бесстрашных богатырях. Историко-познавательная и художественная ценность представляют исторические предания, легенды и  эпические песни о царях, полководцах, философах, историках, писателях. Вершиной армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский», в котором  дано художественное обобщение героической  борьбы народа против ига Арабского  халифата. В эпосе выражены высокие  идеалы и свободолюбивый дух армянского народа. 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

  1. Алексеев  В.П. География человеческих рас. —  М.: 1974.
  2. Армения: Очерк прошлого, природы, культуры и пр. / Сост.: Н. М. Лагов. — Петроград: Н. П. Карбасников, 1915. — 144 с. — репринтная копия
  3. Б. А. Алексеев, Н. Н. Алексеева, А. И. Даньшин, И. С. Зонн, И. С. Иванова, Е. Н. Самбурова, И. Е. Тимашев (авторы — составители) «Вся Азия. Географический справочник». — Москва: АСТ: Муравей, 2003.
  4. Б.Н.Аракелян, Ц.П.Агаян, В.А.Парсамян «История армянского народа». Учебник для 7-8 классов. — Ереван: Луйс, 1988.
  5. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. — М.: Наука, 1980.
  6. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М.: 1978.
  7. Энциклопедический словарь школьника. — Москва: Эксмо, 2003.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Карта Армении

 

Национальный  костюм 

             
 
 

Национальное  жилище

      

                                       Глахтун                                       Кухня 

Антропологический тип 

 
 

Музыкальные инструменты

                        

           Дудук                                           Думбег                                       Зурна

                              

          Кавал                                            Кяманча                                                 Тар

                           

                       Саяз                                            Уд                                        Сантур

                           Шви                                                                Сринг

      

                          Давул                                                          Канон 

Информация о работе Народное музыкальное творчество Армении