О музыкальных стилях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:08, реферат

Описание работы

Русское искусство начала XX века

В начале XX века в истории русской культуры произошли события, действие которых отчетливо проявляется и сегодня - в социальной истории и художественной жизни.

Искусство предреволюционного периода обладает особой притягательной силой для ! многих исследователей.

Работа содержит 1 файл

О музыкальных стилях.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Для решения  поставленной проблемы необходимо выдвинуть  ряд задач. Во-первых -исследовать  «доструктурные черты художественного стиля»6, то есть те стороны содержания, те «первично - жизненные модели», тот идейно-образный ряд, который определяет комплекс избранных автором музыкально-выразительных средств. Во-вторых - рассмотреть «структурные части» художественного стиля, т.е. весь комплекс выразительных средств, примененных композитором для воплощения избранной тематики, идейно-образного строя. И то, и другое объединяют эстетические принципы, которые постоянно находятся в поле внимания.

В зависимости  от конкретного объекта, внутри каждой области определяется аспектация композиционно-выразительных средств (имеется в виду высотность, ритм, тембр, процесс формообразования, жанровые формы и др.).

К задачам исследования мы относим также выявление неповторимо  индивидуальных стилевых граней в плане содержания и в плане выражения, определение взаимодействия и точек соприкосновения «стиля времени» и стилевых авторских систем.

Мы не задаемся целью дать полный монографический  очерк, посвященный каждой избранной  фигуре, а стараемся выделить лишь то, что явилось наиболее самобытным,

20

уникально неповторимым в творческом облике композиторов и  характерным для искусст-ва «серебряного века».

«Многоукладность» направлений, многогласие авторов, наблюдаемые в русском искусстве  начала XX века и в музыке, и в научном знании о ней; «реактивность» музыкальной мысли, живейший отклик на новейшие явления музыкальной практики, рождение теоретических концепций - все это, предвосхищающее будущее (впоследствии доказанное самим будущим), характеризует уникальный стиль этого времени.

Материал диссертации  включает разножанровые музыкальные  произведения. Избрав такие фигуры как Ребиков, Черепнин, Станчинский, мы привлекаем в нашей работе лишь светские сочинения. Имея в виду каталог  творчества, мы акцентируем определенные жанры в зависимости от того, какова их роль в творчестве композитора.

Кроме того, с  точки зрения контекстного подхода, большое значение имеет выявление  разных жанровых сфер композиторской деятельности, будь то опера, балет, симфонические жанры, инструментальная или вокальная миниатюра. В связи с этим наше внимание направлено, в частности, на оперные и инструментальные сочинения В. Ребикова; на сценические, оркестровые и вокальные произведения Н. Черепнина; на фортепианные и камерно-инструментальные композиции А. Станчинского. *„ Естественно возникает вопрос о причине выбора указанных композиторов. Она, как

нам представляется, не может быть однозначной. Во-первых, индивидуальные авторские и 

стили Ребикова, Черепнина, Станчинского до сих пор остаются малоизученными. Во-вторых, их творческий облик выделяется на общем фоне многоликой картины музыкального искусства в силу своей яркой неповторимости, самобытности.

В-третьих, нам  близка искусствоведческая позиция, высказанная  Д.В.Сарабьяновым, согласно которой в искусстве модерна существовали такие оригинальные творческие фигуры, которые не были включены в определенную художническую группу, хотя отдельными гранями своего творчества соприкасались со многими из них. Композиторы, весьма близкие друг другу по духу, располагаются на общей картине музыкальной жизни того времени в некотором обособлении, и не вызывают ни с кем сколько-нибудь убедительных аналогий.

Однако именно такие художники выражали наиболее характерные черты искусства  своего времени. Парадоксально, но избранных нами композиторов объединяет их «невключенность» ни в одну группировку (в большей степени это касается Ребикова и Станчинского), хотя все они остро ощущали свою принадлежность к великой семье русских композиторов. Каждый из них внес яркий вклад в определенную жанровую форму, ориги-'* нально преобразуя традиционные, и открывая новые жанры.

Тип работы: Магистерская работа / диплом

Информация о работе О музыкальных стилях