Польская музыкальная культура первой половины XIX века и творчество Ф. Шопена

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание работы

Особая атмосфера царила в Европе XIX века. Европейские настроения, сотрясавшие те удивительные десятилетия, отразились в новом направлении - романтизме. Художники-романтики сумели превратить временное, преходящее в вечное и общечеловеческое. В рамках романтизма в основное течение европейской классики вливаются принципиально новые творческие силы, представляющие преимущественно славянские страны, в том числе Польшу. История справедливо вписала имена классиков польской музыки наряду с именами самых великих людей искусства. Творческие поиски немало стимулировала политическая обстановка, сложившаяся в начале века.

Содержание

Введение. Историческая оценка данного периода 3
Характеристика польской музыкальной культуры 4
а) Политика и искусство
б) Имена
в) Национальная основа творчества
г) Новые жанры
д) Исполнительство
Шопен как самый яркий представитель польской 9
музыкальной культуры.
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

реферат_Шопен.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Владимирский  Государственный  Педагогический Университет 
 
 

Реферат по предмету «История зарубежной музыки» на тему: 

Польская  музыкальная культура первой половины XIX века

и творчество Ф. Шопена. 
 

                       Выполнен:

          Проверен:  
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Владимир

2005 
 

План

  1. Введение. Историческая оценка данного периода  3
  2. Характеристика польской музыкальной культуры  4

      а) Политика и искусство

      б) Имена

         в) Национальная основа творчества

      г) Новые  жанры 

         д) Исполнительство

  1. Шопен как самый яркий представитель польской   9

    музыкальной культуры.

  1. Список использованной литературы    14
 
 
 

 

    I

    Особая атмосфера царила в Европе XIX века. Европейские настроения, сотрясавшие те удивительные десятилетия, отразились в новом направлении - романтизме. Художники-романтики сумели превратить временное, преходящее в вечное и общечеловеческое. В рамках романтизма в основное течение европейской классики вливаются принципиально новые творческие силы, представляющие преимущественно славянские страны, в том числе Польшу. История справедливо вписала имена классиков польской музыки наряду с именами самых великих людей искусства. Творческие поиски немало стимулировала политическая обстановка, сложившаяся в начале века.

    Патриотические  деятели надеялись на восстановление независимой Польши. Часть польского дворянства во главе с А. Е. Чарторыским ориентировались на Александра I, рассчитывая на восстановление Польши как государства, связанного унией с Россией. В 1807 Наполеон создал из некоторых польских земель Варшавское герцогство, зависимое от Франции, на Венском конгрессе 1814-1815 гг. последовал новый раздел.

    Между десятым и тридцатым годами Польша была охвачена единым патриотическим порывом. Это была эпоха зарождения демократических тенденций, усиления революционных настроений - эпоха «бури и натиска» - под таким названием она вошла в историю. Чтобы почувствовать происходящие вокруг настолько яркие изменения, необязательно быть политиком. Несомненно, художественная интуиция и восприимчивое сердце любого творческого человека сразу отзывалось на эти события.

    Рубежным  событием для поляков явилось Польское восстание 1830—1831 гг.  В начале сентября 1831 года Варшава пала под натиском русских войск армии Паскевича. Польские патриоты тяжело переживали разгром революции и сдачу Варшавы. Многие из них, в том числе А. Мицкевич и Ф. Шопен, покинули родину, продолжая работать заграницей, например, в Париже, но до конца своих дней сохранили духовные связи с Польшей. (Интересно, что в честь знаменитого произведения, которым откликнулся на революцию Шопен, названа одна из улиц Варшавы - Улица Революционного этюда). Париж, в свою очередь, стал местом паломничества, куда устремилась свободомыслящая интеллигенция разных стран.

    II

    Вовлечённая в общее русло общественного  подъёма, музыкальная жизнь Варшавы первых десятилетий века была достаточно оживлённой и насыщенной. В оперном театре, открытом ещё в 1779 году, шли многочисленные произведения польских музыкантов, представителей первой плеяды оперных композиторов: М. Каменского (1734-1821), Я. Стефани (1746-1829), Ю. Эльснера.

    На  вершине славы находился Кароль Курпиньский (Kurpinski, 1785-1857), польский композитор и дирижер, один из создателей национальной оперы. Всего у него свыше 24 опер, в том числе «Краковцы и  горцы», «Ядвига». Также он писал балеты, симфонические сочинения, произведения для фортепьяно, патриотические песни, например, «Варшавянка 1831 года».

Просвещённая  личностью своего времени являлся  Николай Шопен, чьи обширные связи  с прогрессивными кругами польского  общества привлекали в его дом многочисленных представителей передовой польской интеллигенции – писателей, учёных, художников, музыкантов. В беседах, разговорах всестороннему обсуждению подвергались вопросы истории, литературы, искусства. Особое волнение вызывала судьба родной Польши.

    Казимир Бродзиньский (179-1835) – поэт и исследователь  польской литературы, профессор Варшавского университета. Ему принадлежит замечательное высказывание: «Поэзия есть зеркало, в котором отражается каждая эпоха, каждый народ».

    Юзеф  Эльснер (1789-1854) – оперный композитор и педагог, убежденный поборник польской культуры, он посвятил жизнь разносторонней музыкально-просветительской деятельности. В течение многих лет Эльснер состоял директором Национальной оперы, затем основанную в 1821 году Варшавскую консерваторию, несколько позже получившую наименование Главной школы музыки, где преподавались музыкально-теоретические предметы.

    Польский  поэт и мыслитель Адам Мицкевич был вынужден, как и Шопен, жить вдали от родины. Широки и литературно-общественные связи Мицкевича в России. Еще во время первого пребывания в Петербурге Мицкевич знакомится с декабристами, членами Северного общества К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым, которым в 30-х годах посвятит стихотворение «Русским друзьям». После разгрома декабристского восстания он сотрудничал в нескольких московских журналах и альманахах, активно переводился и печатаелся. В 1834 он женится на Целине Шимановской, дочери знаменитой пианистки. До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 он создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя принял участие в издании демократической газеты «Трибуна народов» в Париже. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его «Конрада Валленрода», родилась Первая баллада. Вторая баллада Шопена также связана с образами поэзии Мицкевича.

    Не  было недостатка в отечественных  музыкантах-виртуозах. Особенным почётом  пользовались Мария Шимановская, Кароль Липиньский, которого называли «польским  Паганини». Мария Шимановская (Szymanowska, 1789-1831) - польская пианистка и композитор, писала в основном фортепианные пьесы (всего около 100, в том числе танцы), и песни на слова польских поэтов.

    Граф  Михаэль Клеофас Огиньский (Oginski, 1765-1833), польский композитор, являлся участником польского восстания 1794. Ему принадлежат опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799), военные, патриотические песни, марши; фортепианные пьесы. Широко распространён его полонез «Прощание с родиной» (1794).

    Растущий  интерес к музыке в интеллигентных семьях Варшавы находит отражение в возникновении разных кружков и обществ любителей музыки, в организации профессиональными силами домашних концертов.

    Под влиянием салонных пьес его старших  современников М. К. Огиньского, М. Шимановской  складывался неповторимый мелодический стиль Шопена. Хотя из всех польских композиторов Шопен известен более всего, его ни в коем случае нельзя отделять от общей польской культуры. Шопен – человек и композитор – сформировался не сразу, и не в безвоздушном пространстве. Музыкальная и духовная культура предшествовавших поколений, влияние окружающей среды, польской национальной музыки, итальянской оперы – всё это сыграло свою роль.

    Между музыкой Шопена и современной  ему музыкой существовала глубокая связь. Фортепианный стиль Шопена был  неразрывно связан со стилем той эпохи. Сравнивая ноктюрны Шопена и Фильда, видно, что Шопен много взял у своих предшественников и современников, но в то же время его гениальность смело ломает рамки замыслов заурядных талантов. Сентиментализм и банальность у Шопена оборачиваются романтическим размахом.

    ***

    Для композиторов, представляющих какую-либо национальную школу, вообще свойственно  особое внимание к фольклору. Не стали  исключением и польские поэты  и писатели, обращавшиеся к народным легендам и историческим преданиям. Внимание музыкантов было направлено к созданию национальной оперы, к изучению народной песни. Свежесть и непосредственность, привнесённые в их оперные произведения Каменского, Курпиньского, Стефани звучанием мелодий народных песен и танцев, вызывали живейший отклик у патриотически настроенной публики. 

    Анализируя  национальные истоки творчества Шопена, его детство и молодость принято связывать с Желязовой Волей и с её мазовецким пейзажем. Со спокойной Утратой, которая тут протекает, с вербами по дороге в Сухачев, с равниной, над которой возвышаются округлые башни броховского храма. Правда, обычно забывается, что чуть ли не полугодовалого Шопена перевезли в Варшаву, и с тех пор его судьба вплоть до двадцать первого года связана со столицей Польши. Если уж говорить о его деревенских привязанностях к родной земле, то они в большинстве своём обращены к Куявам и к Поморью. Куявы играют особую роль в жизни музыканта. Отсюда родом была его мать, от неё наверняка услышал он первые куявяки, эти самые польские мелодии, полные грусти. На Куявы он приезжал на каникулы, после которых он возвращался, запасшись здоровьем, хорошим настроением, и, конечно, песенками. Знал он и Мазовию, бывал в Печинцах. Он знал всю Польшу, но прежде всего он считал себя варшавянином.

***

    Вопреки некоторым мнениям, ни прелюдии, ни этюды  не являются оригинальным изобретением Шопена, так как в этом отношении у него были непосредственные предшественники, такие, как Гуммель, пани Шимановская, и даже Бах. Например, Шимановская была автором сборника фортепианных произведений «Прелюдии и этюды». Музыка большой эстрады, обращённая к аудитории разных слоев общества стимулировали высокую профессионализацию. Новые требования к исполнительству порождали множество специальных разработок технических приёмов, из суммы которых складывался пианизм, отвечающий запросам современности. Появляются многочисленные сборники этюдов Черни, Клементи, Мошелеса, Крамера и других. Крамер в своих этюдах и упражнениях, ставил помимо технических уже и исполнительские задачи, и эти упражнения уже претендовали быть произведениями искусства.

    Обращение Шопена к эстрадно-виртуозным жанрам было продиктовано неписанными законами большой эстрады. Однако оригинальность тематического материала, его национальное своеобразие выделяют произведения Шопена из общей массы виртуозных пьес. Когда играешь этюды Шимановской или сонаты Гумеля, испытываешь странное чувство. Кажется, что играешь какого-то незнакомого Шопена: та же форма, но совершенно никакого внутреннего содержания. В «Этюде Es-dur» Шимановской даже план модуляций совпадает с планом модуляций «Этюда As-dur» Шопена. Этот этюд звучит точно так же, как и шопеновский, но пусто и бездушно. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25 «1): «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Варшавские этюды стали величайшей славой Шопена и причиной огромнейшего влияния, которой он оказал – через Листа, Вагнера – даже на Скрябина и Прокофьева (2ая соната Прокофьева – Этюд E-dur Шопена)

    Многие  его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб.

    Для многих польских композиторов – М. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского, Стефани, Шопена и др. полонезы и мазурки – символ Родины. Значение жанра мазурки сопоставимо по значению с песней у Шуберта. Это – маленькие фортепианные миниатюры, то бальные, то деревенские, в которых наиболее близко соприкосновение с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля. В мазурках чаще всего выражаются характерные черты её разновидностей: Мазур, Оберек, Куявяк. Мазурки – пример поразительной тонкости художественного постижения духа польского народа.

    По  сравнению с мазурками, полонез  – более масштабный жанр. В полонезах  воссоздаётся героический дух прошлого Польши. Гораздо больше виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как оркестр. Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены. Почти всегда полонезы написаны в сложных 3-х частных формах.

    Некоторые жанры, существовавшие и прежде, видоизменились и приобрели новый смысл.

    Творчество  Шопена вообще сыграло роль решающего  фактора для перспектив фортепианной музыки. Разнообразие созданных Шопеном  новых жанров и форм, открытия в области музыкальной речи повлияло не только на Листа и других современников, но и на русских композиторов вплоть до Скрябина. В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Информация о работе Польская музыкальная культура первой половины XIX века и творчество Ф. Шопена