Польская музыкальная культура первой половины XIX века и творчество Ф. Шопена

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание работы

Особая атмосфера царила в Европе XIX века. Европейские настроения, сотрясавшие те удивительные десятилетия, отразились в новом направлении - романтизме. Художники-романтики сумели превратить временное, преходящее в вечное и общечеловеческое. В рамках романтизма в основное течение европейской классики вливаются принципиально новые творческие силы, представляющие преимущественно славянские страны, в том числе Польшу. История справедливо вписала имена классиков польской музыки наряду с именами самых великих людей искусства. Творческие поиски немало стимулировала политическая обстановка, сложившаяся в начале века.

Содержание

Введение. Историческая оценка данного периода 3
Характеристика польской музыкальной культуры 4
а) Политика и искусство
б) Имена
в) Национальная основа творчества
г) Новые жанры
д) Исполнительство
Шопен как самый яркий представитель польской 9
музыкальной культуры.
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

реферат_Шопен.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

   III

                 Музыка Шопена – это редкое сочетание большой  мысли с чарующей красотой образов и безупречным совершенством форм.  

    Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Н. Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопена проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры.

    Варшавский  период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена. На родине, восприняв опыт, он создал два концерта для фортепьяно с оркестром (1829—30), фортепьянное трио (1829), «Большую фантазию» на польские народные темы для фортепьяно с оркестром (1830), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепьяно с оркестром (1828), сонату (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 «Больших концертных этюдов» (1829—30 закончены в Париже, где Шопен завершил и другие циклы фортепьянных пьес). В сочинениях, написанных в Польше, ощутима национальная, народная основа, выраженная складом мелодии, характером ритмики, связанной с польскими танцами (мазур, полонез) и особенностями гармонической фактуры, и строением форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его музыки — широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты, «славянской кварты» (чередование натуральной и повышенной IV ступеней), — характерное и для зрелых сочинений Шопена. На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

    В то время Париж был наводнен музыкантами  из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным.

    О первом концерте Шопена сохранилось  воспоминание прославленного венгерского  музыканта Ференца Листа, также  начавшего в то время свой блестящий  путь пианиста и композитора: "Нам  вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

    На  концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан". Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: "Шапки долой, господа, перед вами гений".

    На  триумфальных концертных выступлениях в Париже он встречался с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834—35 Шопен совершил поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном (в 1835 познакомился в Лейпциге с Р. Шуманом). В 1835—36 выезжал на чешские курорты, в конце 1838 — на о. Мальорка с Ж. Санд (неоднократно проводил в её имении Ноане летние месяцы); разрыв в 1847 отношений с Ж. Санд вызвал ухудшение здоровья Шопена и ускорил его смерть. В 1848 он гастролировал в Великобритании. Умер Шопен в Париже, где и находится его могила; сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено сестрой Шопена в Варшаву и замуровано в одной из колонн в костёле Св. креста.

    В наиболее значительных произведениях Шопен парижского периода преобладают героико-драматические, трагедийные образы; музыка насыщается особенной страстностью и глубиной переживаний, конфликтностью, силой и широтой образов; вместе с тем углубляются черты национального своеобразия. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Такова Вторая соната (с похоронным маршем), принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. «Похоронный марш» - это трагическая кульминация творчества Шопена.

    Национальное  начало, столь важное в творчестве Шопена рельефно выступает в многочисленных мазурках, над которыми композитор работал с юности, развивая их метроритмическую основу, подчёркивая своеобразие польской танцевальной музыки и достигая мелодического и эмоционального разнообразия — от блестящей танцевальности до элегии; среди них есть и изящные зарисовки польского быта (Шопен называл мазурки «картинками»). Специфика польской танцевальной музыки сказывается и в вальсах Шопена, насыщенных глубоким содержанием (они повлияли на формирование т. н. парижского вальса). Своеобразна трактовка им жанров фортепьянных пьес. Он превратил прелюдию (в т. ч. цикл из 24 фортепьянных прелюдий во всех тональностях, сочинены в 30-е гг., изданы в 1839) из «введения» к фуге или к другим произведениям в самостоятельную инструментальную миниатюру, обладающую значительным, сконденсированным эмоциональным содержанием; это образные зарисовки, отражающие различные настроения. Жанр ноктюрна был значительно развит Шопеном, наполнившим его контрастами и драматизмом. Новое, более глубокое содержание композитор внёс также в жанр экспромта, переосмыслил характер скерцо, введя в него патетику, фантастику, эмоциональную переменчивость. Новую трактовку получил жанр этюда, в котором сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем видам фортепьянной техники, полностью подчинены образности, выразительности музыкального содержания. Творчество Шопена — одно из величайших достижений польской и мировой художественной культуры. Основоположник польской музыкальной классики, Шопен поднял национальное музыкальное искусство на высочайший художественный уровень благодаря огромному композиторскому и исполнительскому таланту и мастерству, новаторскому развитию народных традиций, претворению опыта мастеров национальной и мировой музыкальной культуры (особенно ценил музыку И. С. Баха и В. А. Моцарта), прогрессивным идейным взглядам, высокому интеллекту, этико-эстетическим убеждениям. Его сочинения — высшее воплощение в искусстве человеческих чувств громадного диапазона (от высокой трагедийности до проникновенного лиризма). Вдохновенный пианист, Шопен создал оригинальный исполнительский стиль, отмеченный напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и задушевностью. По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности. С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония. Музыкальный язык более сложный, появляется больше полифонических приёмов. Отсюда начинается путь к музыкальному импрессионизму (Дебюсси и др.). Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных композиторов, как Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Форе, К. Дебюсси, Э. Григ, И. Альбенис, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Шимановский. Новаторство Шопена было понято немногими его современниками — прежде всего Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим несколько портретов Шопена), а также М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, мастерами «Могучей кучки» и последующими поколениями русских композиторов.

 

Список  использованной литературы

  1. Галацкая  В. «Музыкальная литература зарубежных стран», вып.3, М., 1983
  1. Ивашкевич Я. «Шопен», М., 1963
  1. Большая Советская Энциклопедия, М., 1975
 
 
  1. Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия (в электр. виде)

Информация о работе Польская музыкальная культура первой половины XIX века и творчество Ф. Шопена