Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проанализировать научную литературу по данной проблематике;
- дать понятие медиаобразованию как средству развития творческой личности;
- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 765.01 Кб (Скачать)

Введение   

Актуальность. В современном мире учебный процесс немыслим без широкого использования информационных технологий. Однако вопросы организации их эффективного применения при обучении школьников и студентов различным дисциплинам, не связанным формально с информатикой (музыка, математика, физика, география и др.), остаются пока весьма актуальными. До сих пор зачастую их преподавание ведется так же, как и 10-15 лет назад.

А ведь разумное использование информационных технологий при изучении, например, математики может самым существенным образом  повлиять на учебный процесс и  даже в значительной мере способствовать разрешению назревающего кризиса в  образовании.

Важным дополнительным моментом при этом является тот факт, что имеющийся дефицит количества рабочих мест в школьных и университетских компьютерных классах не позволяет рассчитывать на продолжительные сеансы работы в этих классах в рамках изучения конкретной дисциплины. Нельзя пока надеяться и на наличие домашнего компьютера у каждого из обучаемых.

Мировая информационная структура XXI века превратила информацию в экономическую категорию, посредством  развития различных информационных технологий, в том числе и в  области образования. Рынок учебных  информационных технологий повернул отечественное  образование в сторону разработки электронных учебных изданий, что  помогает решать проблемы интеграции российского образования в мировое  образовательное пространство, в  котором электронные издания  и интерактивные методики стали  неотъемлемой частью среды обучения.

Существующая  социокультурная реальность и интерес к медиаобразованию вовлекает всё большие слои населения в процесс массовой коммуникационной продукции.

Уже сейчас необходимо изучать, исследовать и открывать  новые способы активного усвоения этой информации, поскольку мир информационного  поля достаточно широк и разнообразен. Вследствие этого ему трудно выбрать  правильные пути ориентации в этом потоке средств массовой коммуникации, в том числе и океане звуковой, музыкальной информации, которая  пользуется большой популярностью  среди учащихся разных возрастных категорий.

Некоторые средства массовой коммуникации позволяют оценить  степень и эффективность их воздействия  на обучаемого. Бесконтрольность со стороны учителей и родителей в свободном доступе к средствам массовой коммуникации заставляет учащихся поглощать весь суррогат "грязи", что не позволяет воспитывать эстетический вкус, формировать правильное мировоззрение и эстетическое сознание. Неумелое или педагогически неграмотное использование средств массовой коммуникации затрудняет формирование эстетической и духовной культуры.

Цель  работы - изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.

Цель работы потребовала решения следующих  задач:

- проанализировать  научную литературу по данной  проблематике;

- дать понятие  медиаобразованию как средству развития творческой личности;

- изучить применение  информационных технологий в  процессе обучения музыке;

Глава I

1. История появления. Новые технологии и музыка.

Влияние новых  технологий на музыку прослеживается с древнейших времён. Музыка развивалась  вместе с развитием средств её исполнения, то есть музыкальных инструментов. Невозможно представить себе, например, сороковую симфонию Моцарта, сыгранную, допустим, на ветке, торчащей из пня. А  ведь именно отсюда и берёт начало музыка. Какой-нибудь там троглодит  в мезозойскую эру сидел и  от нечего делать дёргал ветку. Другой троглодит шел мимо, услышал звуки, уловил в них некую гармонию и  решил тоже попробовать. Третий, самый  умный троглодит, догадался, что  лучше дёргать не ветку, а какое-нибудь волокно, например конский волос, сделал ему оправу из дерева и поперёк  неё натянул этот самый волос. Вот примерно такая история рождения первого струнного щипкового  музыкального инструмента. Замечу, что  если бы третьему троглодиту не была бы известна технология обработки дерева, то ничего бы у него и не вышло  бы.

В дальнейшем с  развитием в основном деревообрабатывающей и металлургической технологий люди начали замечать зависимость звука  от породы дерева, из которого изготовлена  оправа. Также непрочный конский волос уступил своё место металлической струне. И вот где-то за две тысячи лет до нашей эры появляются такие инструменты, как лира или арфа.

За весь период человеческой истории от изобретения  лиры до наших дней было создано  огромное количество музыкальных инструментов. Но наибольшему влиянию новых  технологий за последние сто пятьдесят  лет подверглись три группы - клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).

Когда было открыто  электричество, люди стали пытаться применить его практически во всех областях своей деятельности. Не стало исключением и классическое фортепиано. Люди пытались сделать  колебания струны незатухающими, то есть хотели, чтобы громкость звука  не уменьшалась со временем, как  у духовых инструментов. В результате было придумана такая конструкция: под клавишей устанавливался контакт, который включал электромагнит. Одновременно с этим, как и в  обычном фортепиано, молоточек ударял струне, она начинала колебаться, и  когда она доходила до магнита, он выключался путем нажатия струной  на другой контакт. Когда же струна под действием упругих сил  отклонялась обратно, то контакт  размыкался, и магнит опять начинал  работать и притягивать к себе струну. Из-за того, что струна периодически касалась контакта на электромагните, этот инструмент имел очень резкое звучания и поэтому не получил  большого распространения.

Другой клавишный  инструмент - орган - страдал другой проблемой: своей дороговизной и  размерами. Ведь там для каждой частоты  нужна была своя труба, поэтому классические органы занимали целые залы. Да и  мехи для него нужно было качать непрерывно. С изобретением электрического генератора возник вопрос об его использовании  в музыкальных инструментах - ведь если его вращать с разной угловой скоростью, то при подключении его к динамику можно слышать звуки разной частоты. Первый инструмент, использующий этот принцип, был изобретён в конце восьмидесятых годов позапрошлого столетия в Чикаго. Он был назван телармониум. Так как в нём для каждой частоты стоял отдельный генератор, то он занимал целый подвал. В этом подвале сидел музыкант, как правило опытный органист, и играл. В то же время был изобретён телефон, и первые динамики.

И вот, чтобы  послушать музыку, чикагцы звонили  по определённому номеру и подключались к телармониуму. Из- за своей громоздкости и сложности изготовления и настройки, телармониум не получил достаточно широкого распространения. Однако позднее на основе телармониума американским инженером Хаммондом в тридцатых годах прошлого столетия был создан инструмент, очень сильно напоминавший звучание органа. Его так и назвали - орган Хаммонда. Он получил очень широкое распространение в силу своей дешевизны и хорошего звучания. Также орган Хаммонда стали применять не только в классической музыке, но и в набиравшей в то время силу рок-музыке.

Современные клавишные  инструменты - синтезаторы - произошли, в принципе, от органа Хаммонда. С развитием электроники люди старались как-то улучшить его звучание. Постепенно механические генераторы колебаний были заменены сначала мультивибраторами, а затем интегральными микросхемами.

Также с дальнейшим развитием микроэлектроники стало  возможным получать практически  любой тембр. В современной популярной музыке синтезатор сегодня - король и  бог. Из-за простоты использования сейчас его используют все, кто хоть чуть-чуть умеет играть на фортепиано. Достаточно трёх классов обычной музыкальной  школы, чтобы на нём более-менее  сносно играть.

В последнее  десятилетие у синтезатора появился мощный союзник - компьютер. Современные  компьютеры, как известно, позволяют  делать всё, что только душе угодно. С изобретением звуковых карт для  компьютера появилась возможность  вставлять на них микросхемы с  банком инструментов от любого современного синтезатора. С помощью специальных  программ-секвенсоров в компьютер  можно загнать любую мелодию  и проигрывать её. Получается как  на синтезаторе. А совсем недавно  появились так называемые программные сэмплеры. Сэмплер - такое устройство, позволяющее записать образец звука (па английскому sample, откуда и произошло название), указать, какой ноте он соответствует и, подключив к синтезатору, играть этим тембром. Аппаратные сэмплеры стоили дорого, и были сложны в обращении, поэтому написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов. Теперь вообще можно было обойтись только компьютером, зная немного музыкальную грамоту и не умея играть ни на чём. Соотношение цены и звучания синтезатора и компьютера сделало их незаменимыми инструментами для рок и поп музыкантов.

На рубеже ХХ-ХХI вв. в эволюции обновления «языка», средств выразительности музыкального искусства все более значительную роль стали выполнять компьютерные технологии. Они затронули все три основных этапа «жизни» музыкального произведения: композиционный процесс, исполнение и восприятие. Все известные к началу ХХI века компьютерные музыкальные программы по своей направленности объединяются в несколько групп, основными из которых являются:

  1. Аудиоредакторы (разделение звука на части, обработка эффектами и т.п.).
  2. Программные синтезаторы (создание звуков различных характеристик).
  3. Программы многоканальной записи и монтажа звука (студийное устройство).
  4. Служебные программы и драйверы, предназначенные для работы с внешними устройствами (проигрывание компакт-дисков, MIDI-файлов и др.).
  5. Секвенсеры (от слова в значении «последовательность») — устройство записи, редактирования, проигрывания, аранжировки MIDI-композиций; другие программы для работы с MIDI (анализ мелодии, подбор аккомпанемента в соответствующем стиле).

Электроника дает возможность выстроить акустику зала, оперировать трехмерным пространством, над чем раньше композиторы и не задумывались. К концу ХХ века эффектами электронной музыки пользовался прежде всего кинематограф, о чем свидетельствует, например, музыка Эдуарда Артемьева в фильмах Андрея Тарковского («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), Андрея Кончаловского (телефильм «Одиссея»), Никиты Михалкова («Сибирский цирюльник»).

Неоднократно  высказывалось суждение, что музыкальное  искусство ХХ века явилось лишь продолжением, развитием музыки ХIХ столетия. Однако нельзя не учитывать, что ХХ век дал толчок развитию «акустической» музыки с ее возможностями «ощущать» пространство, звуковую глубину и перспективу. До сих пор композитору было достаточно рояля и оркестра. Современный же композитор должен владеть хотя бы азами звукорежиссуры.

медиаобразование как средство развития творческой личности  

Знания для  современного человека являются важным показателем его интеллектуального  развития. Их роль усиливается каждодневным потоком информации, которая определяет принадлежность этих знаний к общекультурным. Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек умеет добывать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве.

Интерес - это  один из ведущих компонентов направленности личности, связанный с той или  иной областью человеческой деятельности. Человеку дано право выбора из окружающей жизни того, что для него является наиболее значимым и ценным, т.е. выявляются показатели его общекультурного  уровня. Для того, чтобы человеку был интересен не только сам конкретный предмет изучения, но и путь его познания, необходимо создавать соответствующие условия, при которых учение перерастает в увлечение и становится удовольствием.

В настоящее  время обучающемуся сложно ориентироваться в переизбытке разнообразной информации, обрушившейся на него в последнее время, охватить, проанализировать и осознать до конца её значение.

В связи с  этим, одной из главных задач является разработка современных медиаобразовательных технологий, способствующих активизации познавательного интереса обучающихся, как к предмету «Музыка», так и к процессу его познания.

Технологии, способствующие активизации познавательного интереса учащихся базируются на  следующих важных положениях:

1)           развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности;

2)           технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты:

-      целевую установку;

-      содержательный компонент;

-      технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке);

-      экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии).

Телевидение, видео, радио, периодическая печать, книги, специальная литература, средства звукозаписи (магнитофоны, музыкальные центры и  др.), компьютерные системы являются важным и необходимым средством  преподавания различных учебных  предметов.

Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные  центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.

Широкие возможности  компьютера позволяют ведение музыковедческих  баз данных, которые дают возможность  ориентироваться в океане накопленной  музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени, работая на более грамотном и  современном уровне. Информационное поле может быть значительно расширено за счет автоматического перевода иноязычных материалов, необходимых музыковеду.

Информация о работе Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке