Работа с ансамблем в ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Работа состоит из двух основных глав. В первой главе исследуется история возникновения и развития ансамбля баянистов. Во второй главе раскрыты основные методы и приемы репетиционной работы с ансамблем баянистов, приведены конкретные примеры (упражнения, пьесы различного характера).
Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.
Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов......................................................................................5
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47

Работа содержит 1 файл

диплом 24.12.doc

— 3.73 Мб (Скачать)

После такой вступительной беседы можно устроить первое проигрывание всем составом ансамбля всего произведения в целом. Это проигрывание может проводиться как с листа, так и после предварительного ознакомления учеников с партиями по заданию преподавателя. Погрешности первого исполнения не должны приковывать к себе внимание учащихся и педагога на данном этапе. Большое значение при ознакомительном проигрывании имеет дирижирование. Не тактирование или счет вслух, а именно дирижирование, которое передает  характер произведения и тем самым способствует эстетическому восприятию его учащимися.

Исполняя музыкальное произведение в ансамбле, каждый участник учится слышать другую оркестровую партию, приобретает навыки более сложного гармонического или полифонического восприятия. Вырабатывается чувство ритма: играя один, баянист сам контролирует себя, в ансамбле он зависит и от других исполнителей. Можно привести немало примеров, когда исполнители, хорошо владеющие инструментом, участвуя в ансамбле, на первых репетициях не умеют вовремя вступить, точно выдержать ритмический рисунок, соразмерить силу звучания своего инструмента с остальными и т.д. Таким образом, игра в ансамбле требует от каждого его участника не только индивидуальной подготовки, но и практики совместной игры. Исполнение ансамблем позволяет там, где это необходимо, наиболее ярко выделить мелодию, т.е. сыграть ее более полным звуком, чем остальную фактуру.

Говоря об ансамбле как качестве исполнения, мы подразделяем это понятие  на ансамбль динамический и ансамбль ритмический. Динамический ансамбль предполагает достижение в коллективе равновесия силы звучности каждой партии. В музыке редко можно встретиться с примерами одинаковой силы звучности мелодических и аккомпанирующих голосов. Обычно под ревностью звучания партий ансамбля подразумевается известное соотношение силы звук в мелодии и сопровождении. Как бы ни были важны подголоски, контрапункт, гармония или бас, они лишь дополняют мелодическую мысль. Но не следует и слишком сильно выделять мелодию: такое нарушение равновесия голосов граничит с искажением авторского текста, так как отдельные голоса заглушаются мелодией, «пропадают».

Большое значение для правильного соотношения голосов ансамбля имеет расположение в партитуре «по вертикали». Если мелодический голос звучит в высоком регистре, то средние голоса и бас могут быть свободными в выборе силы звучности. Если же мелодия проходит в том же регистре, что и другие голоса, то опасность ее «исчезновения» увеличивается.  

Когда определится структура музыкального произведения (мелодия, подголоски, гармония, бас), можно приступить к разучиванию с учащимися. В первую очередь надо подумать, как лучше выделить мелодию. При исполнении ансамблем произведений полифонического склада каждая партия мелодически обогащается, становится в той или иной мере тематически важной. Поэтому возрастает роль партий, исполняющих средние голоса. Часто в ансамбле, исполняющем полифоническое произведение, участники стараются «перекричать» друг друга, с тем, чтобы выделить кажущийся им важнейшим свой голос. Или, напротив, выделяется один голос, а звучание остальных превращается в аккомпанемент и приобретает вялый, пассивный характер. Педагогу в таких случаях особенно важно суметь определить значение и место каждого голоса, а также их динамическую связь.

Что касается аккомпанемента, обычно состоящего из баса и аккордов, то он должен хорошо прослушиваться и не выделяться из общего звучания ансамбля. Басовый голос в ансамбле, как правило, должен звучать тише мелодического, но в то же время громче средних голосов, создавая как бы фундамент для всего звучания, расположенного над ним. Часто в таких ансамблях, как квартет, квинтет, для исполнения басового голоса используют специальный инструмент: баян-бас, баян-контрабас или ножной бас. В других ансамблях басовая партия исполняется левой рукой на готовом баяне.

Бас – фундамент всей гармонической  ткани. На баяне бас звучит сочно, но в силу самой конструкции инструмента – довольно тяжело. Поэтому обычно партии левой руки баяна играет один исполнитель , и лишь в отдельных случаях, если это вызвано характером произведения, можно играть двум или трем. Например, когда тема проходит в басу, естественно, ее надо выделить. Здесь бас лучше играть двум исполнителям. В трио баянистов трудные для исполнения места часто поручаются различным партиям ансамбля. Чтобы занятия проходили продуктивно, целесообразно передавать трудные пассажи одному, наиболее подвинутому баянисту, независимо от того, для какой партии баяна они написаны. Разумное распределение ансамблевых партий, с учетом индивидуальной подготовленности исполнителя, во многом поможет успешному освоению музыкального текста. В одних случаях исполняемому партию следует облегчить, в других – сконцентрировать максимум трудностей. Если исполнитель не имеет достаточной подготовки и ему трудно играть одновременно с басами, можно поручить ему игру только одними басами.

На этапе разучивания произведения по партиям не обязательно соблюдать строго указанную в нотах силу звука и темп исполнения, в особенности, если он быстрый. Играя в медленном темпе со средней силой звука, нужно, прежде всего, следить за ровностью звучания. Это дает возможность контролировать слухом, как свое исполнение, так и игру партнеров по ансамблю. При работе над произведением педагог вправе проводить как репетиции ансамбля, так и индивидуальные занятия с отдельными исполнителями. С каждым участником ансамбля нужно проучить его партию. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа “руководит” ученик, исполняющий первую партию.

Строгое соблюдение ритма при разучивании  партии в медленном темпе помогает добиться четкого, согласованного звучания всего ансамбля. Для лучшего запоминания рекомендуется разделить музыкальное произведение на части, по четыре – восемь тактов в каждой. В большинстве случаев они будут соответствовать музыкальным фразам, из которых образуется мелодия. Такой метод разучивания позволяет добиваться точности исполнения нотного текста. После этого можно переходить к отработке нюансов, динамических оттенков. Здесь уже необходимо следовать соответствующим обозначениям в нотном тексте.

Художественно-выразительной стороне исполнения необходимо уделить очень серьезное внимание, наряду с чисто техническим освоением музыкального текста. Одно неотделимо от другого. С самого начала совместной работы в ансамбле участники должны добиваться точного соблюдения нюансировки и динамических оттенков. Динамические обозначения в партитурах для ансамбля баянов во всех партиях часто бывают, одинаковы по вертикали. Однако звучание первого баяна, если у него изложена мелодия, будет несколько сильнее второго. Третий баян играет тише или громче второго, в зависимости от той задачи, которая перед ним поставлена.

Каждому участнику ансамбля следует  знать свою партию на память. Это  дает возможность чувствовать себя свободнее и сосредоточить свое внимание на художественной стороне исполнения. Большую роль здесь играет правильное распределение меха. Нужно позаботиться также об удобной аппликатуре, от этого зависит правильная фразировка.

Варианты аппликатуры, в значительной мере определяется индивидуальными особенностями руки музыканта (строение кисти, длина и подвижность пальцев). В отдельных случаях требуется значительная переделка аппликатуры – желательно осуществить это под руководством опытного баяниста руководителя.

II.5. Подбор репертуара

Несомненно, подбор репертуара для ансамблей представляет собой наибольшую трудность. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. В репертуар необходимо включать произведения, различные по стилю, характеру и форме, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения, произведения современных композиторов России и зарубежья, переложения русской и зарубежной классики.

  При составлении плана работы очень важно правильно подобрать репертуар, чтобы он был полноценным в идейном и художественном отношении, разнообразным по жанру, различным по характеру и тематике музыкальных произведений.

Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике для баяна.

К сожалению, ощущается недостаток нотных сборников, учебных пособий для дуэтов самых маленьких баянистов. Поэтому педагогам зачастую приходится самим придумывать, оформлять, подбирать репертуар, делать доступные переложения музыкальных произведений, учитывая возможности данного коллектива, его профессиональный интеллектуальный уровень.

Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. Такая работа делает обучение интересным, понятным и эффективным.

 

 

 

 

 

 

II.6. Разбор произведений.

Ниже предложены две разнохарактерные пьесы с подробным разбором и  их разучивания  над ними.

 

Популярная украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», а переложении для трех баянов представлена здесь в легком изложении. Это делает ее доступной для начинающих участников трио. Изложение мелодии у первого и второго баянов с выдержанными гармоническими звуками (оркестровой педалью) и четким аккомпанементом, как правило, звучит тише двухголосной мелодии. Здесь это особенно важно, а поэтому специально проставлено динамическое обозначение «mp», в то время как мелодия исполняется «mf».

Если первый и второй баянисты меняют движение меха через четыре такта, то третий – только через два такта, так как он расходует больше воздуха при игре двумя руками. Здесь следует напомнить исполнителю третьего баяна, что нельзя менять движение меха на лигах. Можно внести в исполнение некоторое разнообразие: в начале играть связанно (легато), а при повторении – отрывисто (стаккато). В четырнадцатом такте, в басовой партии, переход с баса ля-диез с готовым аккордом от баса до на бас си должен быть мягким. (Это представляет некоторую трудность). При разучивании песню играть медленно, по частям, и только затем перейти к исполнению ее в быстром темпе.

 

 

 

 

 

 

«Что ты жадно глядишь  на дорогу».

В этом примере в партии второго  баяна надо обратить внимание на подголосок, который следует соразмерять  с мелодией, исполняемой первым баяном. Басы при этом нужно не выделять, а исполнять помягче, не заглушая мелодии.

В данной песне как бы единое дыхание  каждой музыкальной фразы обозначено лигами, между которыми и следует  производить смену движения меха. Басовый ключ в партии правой руки второго баяна введен для удобства чтения нот. Здесь рекомендуется  счет С (4/4) высчитывать более мелкими долями («раз», «и», «два», «и», «три», «и», «четыре», «и»). это даст возможность быстрее разучить трудный ритмический рисунок произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.7. Генеральная репетиция.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени ансамблистов. Поэтому очень важен темп репетиции: на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Говоря о заключительном этапе  работы ансамбля над художественным произведением, нельзя не сказать об использовании технических средств, и прежде всего магнитофона.  Прослушивание  участниками ансамбля своего исполнения как бы со стороны помогает обнаружить скрытые ошибки, неудачное исполнение отдельных мест, способствует более цельному охвату слухом каждого исполнителя звучания всего ансамбля. Причем запись и прослушивание должны быть многократными, от одной репетиции к другой, с тем, чтобы участники ансамбля видели результаты своей работы в их развитии, движении. Полезно бывает сохранить записи исполнения одной и той же пьесы, произведенные на различных этапах работы над ней, и показать эти записи ансамблю уже в то время, когда работа над произведением завершается.

На заключительном этапе работы над произведением будет уже  неуместным применение  формы индивидуального  урока. Основной формой занятий здесь  является репетиция всего ансамбля. Проведение репетиции всегда связанно с многократным повторением отдельных мест произведения; однако не должно быть ни одного механического повторения без ясно поставленной цели. Ансамблисты должны всегда знать, для чего повторяется та или иная часть произведения, чего хочет добиться этим педагог. Ясно поставленная цель каждого повторения делает работу учащихся осмысленной.

 

В течение всего процесса работы над художественным произведением  ансамбль должен предполагать, что  она будет вынесена за стены класса и завершится публичным выступлением. При всей тщательности подготовки ансамбля, концерт всегда приносит учащимся нечто новое, неожиданное. Непривычная обстановка эстрады, зала, скопление публики и то, что исполнители становятся центром всеобщего внимания, настолько действует на членов коллектива, что исполнение ансамбля становится в этих условиях качественно отличным от игры в обычной, классной обстановке.

Чтобы подготовить ансамбль к выступлению, необходимо предварительно поставить  его в условия, близкие к концертным: организовать несколько репетиций в зале, где состоится выступление, пригласить на эти репетиции узкий круг слушателей из числа педагогов школы или родителей, дать возможность ансамблю исполнить свою программу целиком, не прерывая исполнения, в том порядке и с теми промежутками между пьесами, которые должны иметь место на концерте. В процессе этих репетиций  педагог вносит последние  коррективы в исполнение ансамбля.

Информация о работе Работа с ансамблем в ДМШ