Рахманинов С.В.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:34, биография

Описание работы

Сергей Васильевич Рахманинов - российский композитор, пианист, дирижер. Родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Мать начала заниматься с ним музыкой, когда ребенку было четыре года. Девяти лет он поступил в Петербургскую консерваторию, а в 1855 году перешел в Московскую. Музыкальная одаренность юноши была феноменальна. В 1891 году, на год раньше срока, Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепьяно, через год - по классу композиции.

Работа содержит 1 файл

рахманинов.docx

— 18.64 Кб (Скачать)

Сергей  Васильевич Рахманинов - российский композитор, пианист, дирижер. Родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Мать начала заниматься с ним музыкой, когда ребенку было четыре года. Девяти лет он поступил в Петербургскую консерваторию, а в 1855 году перешел в Московскую. Музыкальная одаренность юноши была феноменальна. В 1891 году, на год раньше срока, Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепьяно, через год - по классу композиции. Его учителями были Танеев,Аренский, А. И. Зилоти. За свою экзаменационную работу - одноактную оперу на заданное либретто "Алеко" - он получил золотую медаль. Эта опера была поставлена в Большом театре. Вскоре после "Алеко" Рахманиновым были написаны симфоническая фантазия "Утес", "Элегическое трио" памяти Чайковского, Первая симфония. Эти произведения свидетельствовали о приходе в музыку большого и яркого таланта. В эти же годы он с неизменным успехом концертирует. В 1897 году Рахманинова приглашают в Русскую частную оперу (Москва) в качестве дирижера. В 1904-1906 годах он дирижировал в Большом театре, затем оставил эту работу, чтобы отдаться композиторской деятельности, но продолжал время от времени выступать как дирижер и пианист. Подлинный расцвет творчества Рахманинова наступил в начале XX века. С 1901 по 1916 год композитор создает такие замечательные произведения, как Второй и Третий концерты для фортепьяно с оркестром, Вторую симфонию, оперы "Скупой рыцарь" (по Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте), поэму для оркестра, хора и солистов "Колокола", прелюдии и этюды-картины для фортепьяно и др.

В 1917 году Рахманинов с семьей уезжает в Швецию. Потом  он перебрался в Америку, которую  покорил своим исполнительским  мастерством. После отъезда из России у Рахманинова наступил период творческого  молчания, и только спустя десять лет, в 1927 году, композитор написал Четвертый  концерт для фортепьяно с оркестром. Также за границей им были написаны Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром, Третья симфония, "Симфонические  танцы".

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хилз.

Источник Кроссворд-Кафе.

 

Сергей  Васильевич Рахманинов [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, - 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 года учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева иАнтона Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчаньи ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме Александра Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 1890-х годов - "Пьесы-фантазии" (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и "Музыкальные моменты" (1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2-х фортепьяно (1893), симфоническая фантазия "Утёс" (1893), Элегическое трио (памяти Петра Чайковского, 1893), "Каприччио на цыганские темы" для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше 20 романсов (в т. ч. "Весенние воды"). В 1897-1998 годах был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Федором Шаляпиным), в 1904-1906 - Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 года постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907-1914 - в ряде европейских стран, в 1909-1910 - в США и Канаде). В 1909-1912 годах участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909-1917 - Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900-1910-х годов - 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907), симфоническая поэма "Остров мёртвых" (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы "Скупой рыцарь" (по Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте, обе 1904), кантата "Весна" (1908), поэма "Колокола" для оркестра, хора и солистов (1913), "Всенощное бдение" для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2-х фортепьяно (1901); 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно. В декабре 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 году переселился в США. В 1918-1943 годах занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения - 4-й концерт (1926) и "Рапсодию на тему Паганини" (1934) для фортепьяно с оркестром, "3 русские песни" для оркестра и хора (1926), "Вариации на тему Корелли" для фортепьяно (1931), 3-ю симфонию (1936), "Симфонические танцы" (1940). В 1941-1942 годах выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 веков. Его искусство отличает жизненная  правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная  полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной  классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова  с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской  природы. В его сочинениях тесно  сосуществуют страстные порывы непримиримого  протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и  волевая решимость, мрачный трагизм  и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым  мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности  знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и  свободы мелодического дыхания  с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное  претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная  в зрелом творчестве Рахманинова, с  наибольшей полнотой воплотилась в  его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом  аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Рахманинова как  пианиста стоит в одном ряду с  именами Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.


Информация о работе Рахманинов С.В.