Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Если «философия ценности»  возникла в XIX веке, то формально началом аксиологического этапа можно считать появление трех частей книги Р. Г. Лотце «Микрокосмос» (1856-1864 гг.). Термин «аксиология» вошёл в оборот в начале ХХ века. Авторство принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Они ввели в качестве самостоятельного понятия «значимость» (Geltung) в отличие от существования, которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики.

Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккер и др.) и Марбургской (Г. Коген и др.) школ неокантианства, развивая эту тенденцию, используют кроме понятия «значимость» понятия «долженствование» (sollen) и «ценность» (wert, value, valeur; от лат. valere — иметь значение). Весь реальный мир подразделяется ими на бытиё (действительность, существование) и ценности, которые не существуют, находятся вне и над бытиём, по ту сторону и объекта, и субъекта, являясь для последнего лишь объективной, общеобязательной значимостью и долженствованием. Сущность ценностей, писал Г. Риккерт, как раз и «…состоит в их значимости, а не в их фактичности…» (70, с.128).

Аксиология состоит  из двух основных разделов – этики  и эстетики. Этика есть изучение нравственных ценностей и поведения. Теория этики занимается выработкой правильных ценностей как основания для правильных действий. Как общество и как личности мы живём в мире, в котором не избежать необходимости принимать осмысленные этические решения. Поэтому невозможно избежать преподавания этических взглядов в учебных заведениях.

Эстетика есть сфера ценностей, в которой определяются принципы, руководящие сознанием и оценкой красоты и искусства. Она тесно связана с воображением и творчеством, поэтому ей свойственны черты индивидуальности и субъективизма.

В условиях демократического российского общества речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а, прежде всего, об их переосмыслении (32). В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться владеть и понимать то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривая социальное развитие вне человека – значит, отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счёт М.Монтень, - «…она вместилище и блага,  и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее…» (61, с.99). По его мнению, необходимо видеть, прежде всего, вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, утверждал ученый, вы видели уже всё - это солнце, это луна, это звёзды, это устройство вселенной – всё это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков…» (61, с.99).

О содержательной стороне  жизненно важных для человека ценностей  издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.

Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда  пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. По мнению М.Монтеня, «..если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни..». (61, С.168)

Сторонником  такого подхода  к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А.Коменский. По его мнению,  «…истинная мудрость,  заключается  в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного,  принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания» (41, с.405).

Становление личности на основе аксиологического подхода в обучении  музыке с опорой на общечеловеческие ценности является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики музыкального образования.

В тоже время практика показывает, что большинство педагогов-музыкантов редко ставят перед собой задачу формирования у ученика целостного отношения к жизни. На данный момент преподаватели недостаточно заботятся о формировании широко образованной личности, отличающейся богатством чувств, способностью к оценочным суждениям, широтой культурных интересов и глубиной понимания искусства.

Решение данной задачи подразумевает  актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, что позволяет учащимся через ценности идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни. Таким образом, можно сказать, что воспитание развитой, гармоничной личности невозможно без приобщения её к культурным общечеловеческим ценностям, без представления обо всём опыте культурного развития человечества.

Под влиянием общей аксиологии сложилось понимание ценностных характеристик педагогических явлений. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.(55,С.335)

Педагогический процесс  всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. Необходимо добиваться того, считал он,  «…чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни,  стали духовным богатством  каждого ребёнка». (73, с.216).

С педагогической точки  зрения ценностями следует считать  то, что полезно для  жизни школьника, что способствует развитию и  совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция)» (79, с.63).

Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей  полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А.Коменский. «Противоядием невежеству, -  утверждал он, - является  образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни». (42, с.90). У ребенка  возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.

В основе педагогической аксиологии лежит понимание и  утверждение ценностей человеческой жизни, воспитание и обучение педагогической деятельности и образования в целом. Стремление обосновать особую ценность для человеческого бытия образовательных систем, по всей вероятности, имело место на всех этапах развития педагогического знания.

Однако оно было следствием тех взаимоотношений, которые складывались между человеком и обществом. Именно выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит своё отражение в основных категориях понятия этого подхода (65).

В то же время аксиологический  анализ преобразований, происходящих в России, показывает, что современный институт образования не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни. Для того чтобы задействовать гуманистический конструктивно-аксиологический потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения.

Решающее значение в  осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия, взаимодействие специалистов разного профиля, активное международное сотрудничество. Одним из главных факторов данного процесса является качественная сторона педагогического прогнозирования, связанная с содержательной  характеристикой образовательного процесса. Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Её разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности (54).

Таким образом, идея гуманизации  образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое, социально-политическое значении, так как от её решения зависит стратегия общественного движения, которое может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

Современная система  образования может внести свой вклад  в становление сущностных сил человека, его социально-ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.

 

    1. Ценностные ориентиры как компонент психологической 

сферы личности

 

Психологический опыт утверждения  общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании показал, что современный человек для сознательного     существования    в   мире   должен      поместить   себя   в   мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать своё ценностно-смысловое пространство. Музыкант-профессионал проживает внутри себя ценности музыкального искусства и на основе этого опыта способен развивать свои возможности так, чтобы состоялось «рождение» собственного пути (53, с.341).

За последнее время  всё чаще звучит мысль о необходимости принципиального различия ценностей духовных и утилитарных, которые вообще не могут являться «аксиологическими ценностями». Подобная трактовочная пестрота связана, прежде всего, с неразработанностью вопросов оценочного познания и ценностного переживания.

Принципиально иной формой освоения мира является ценностное отражение. Здесь, в отличие от оценочного познания, сама значимость объекта, познаваемого учащимся, выявляется не познавательным путем, а через его переживание. И сам предмет, выступающий как объект ценностного переживания, рассматривается не в его сущностном отвлечении, как это бывает в процессе оценочного познания, а в неоспоримом богатстве всех его конкретных свойств и качеств (27).

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена новым этапом развития научной мысли о ценностном подходе в процессе воспитания и образования молодого поколения, который вызван социальной ситуацией современного общества, изменением культурной традиции и идеологических устоев. Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль обращается к признанию приоритета самоценности личности. (40, с.285)

Прежде чем остановиться на таком психическом процессе личности, как сознание следует рассмотреть  понятие и структуру самой личности.

Проблемой изучения личности занимались многие психологи. Среди  них можно выделить З.Фрейда, Р.С.Немова, А.Г.Асмолова, Б.Г.Ананьева, Г.Ю.Айзенка и многих других. Существует ряд определений категории «личность», но общим во всех них можно выделить то, что личностью называют обычно субъекта социальных взаимосвязей и отношений, основные качества которого формируются в совместной деятельности с другими людьми, с учётом интересов обеих сторон. Для этой деятельности характерна включённость в многообразные социальные связи и контакты, ориентация на социально значимые связи и контакты.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. (16, с.772)

Согласно утверждениям Н. Лобковиц (52) именно многомерность личности признаёт её сущность. Человек выступает здесь в своей целостности:

  • как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя;
  • как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого преобразуется и отстаивается другими людьми;
  • как субъект свободного поведения, выступающий в восприятии других людей и в своём собственном в качестве ценности и обладающий относительно устойчивой, целостной системой индивидуальных многообразных качеств.

В современной культурно-исторической психологии (школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии) подчёркивается, что появлению в человеческом обществе личности как субъекта социальной деятельности предшествует этап, когда индивиды растворены в формах общественной организации – роде, семье, общине. Их деятельность регулируется непосредственно системой общественных отношений, с которой они слиты и которая предстаёт в форме внешних для индивида ценностей, норм, запретов, традиций и других социальных регуляторов.

Становление личности происходит в процессе выделения ребёнка  из единства «ребёнок и его родители». По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности имеет два поворотных пункта:

  • в младшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка появляется осознание своего «Я» и ощущение противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий («первое рождение личности»);
  • в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, формируется способность строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собственной системой ценностей («второе рождение личности»).

Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ