Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Постепенно складывается система внутренней регуляции и  саморегуляции жизнедеятельности, которая выступает основой психологической сферы личности и обеспечивает ей большую или меньшую степень независимости от внешних воздействий потребностей организма. Зрелая личность способна управлять своей жизнедеятельностью (50).

Часто личность определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретённых качеств. К числу личностных качеств не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности. Исключение составляют качества, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Л.И. Божович считает, что личность –  это человек, который  достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития. Личностью может быть любой человек  с устойчивыми взглядами, с устойчивыми целями, определяющими всё его поведение и деятельность, независимо от содержания этих взглядов и целей (14).

В настоящее время с большой остротой стоит задача организации целенаправленного единого процесса воспитания с момента рождения ребенка и вплоть до его гражданской зрелости. При этом необходимо построить воспитательный процесс так, чтобы он исключал случайность и стихийность и позволял добиваться полноценного формирования личности каждого ребенка.

Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений и пр. Каждое качество будет менять своё содержание и строение в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, т.е. в зависимости от того, с какими другими качествами оно связано, а также в какой системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.

«Центральной проблемой всякой психологии», - писал в 20-х годах Э. Штерн, - должна быть проблема человеческой личности. Согласно B.C. Кузину (45), личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Личность, являясь продуктом общественно-исторических условий жизни, формируется и выявляется в деятельности. Артур Ребер считает, что деятельность - это родовой термин, применимый как синоним для обозначения действия (17).

Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, операций по выявлению этой информации и её сопоставлению с действиями. Умения всегда опираются на знания. Чем лучше человек знает дело, тем быстрее приобретаются нужные умения и тем совершеннее будет их использование.

Согласно Артуру Реберу, умение - это  способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели (43). Но если у человека нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов или моделей, с которыми или при помощи которых он действует, если он не помнит, что и как надо делать, то деятельность не состоится. В деятельности формируется, развивается и проявляется личность.

Интеллектуальная сфера личности характеризуется, прежде всего, системностью и глубиной знаний. Вопрос о соотношении фундаментальных научных знаний с логикой учебного процесса в определенной степени раскрыт в работах Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и др. Знания составляют основу культуры личности и выступают доминантными по отношению к другим ее компонентам.

Как справедливо отмечает Л.А. Рапацкая (76), общехудожественные знания отличаются от знаний точных и естественных наук. Они определяются логической основой науки - теории, научные факты, законы, идеи и др., но в то же время обусловлены неповторимым своеобразием произведений искусства.

Категория системности  знаний сформировалась в психолого-педагогической науке как основе системно-структурного подхода. Л.С. Выготский относит системность знаний к высокому уровню мыслительной деятельности, который характеризуется мерой включения понятий в целостные образования, системы. Большинство исследователей выделяют системность как интегрирующее понятие, объединяющее в себе такие показатели знаний, как научность, осмысленность, прочность.

Согласно Л.И.Божович источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, т.е. состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития (15).

В.С Кузин считает, что потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественным (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода или жары и т.д.). Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения какой-либо естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Внутренняя субъективная оценка этих потребностей будет зависеть от сложившихся ценностных установок, мировоззрения человека, в то время как внешняя объективная оценка будет определяться соответствием потребностей требованиям того общества, в котором живет человек. (45).

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Чувства (по Е.И. Рогову) - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности (67). Л.И. Божович утверждает, что в эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Путь формирования личности ребёнка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности (15).

Согласно Е.И. Рогову все  эмоции и чувства делятся на две  основные группы. В первую входят те, которые выражают положительное  отношение человека к объектам и явлениям действительности, - удовольствие, радость, восторг, любовь и т.п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. К ним относятся боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Эмоции и чувства являются одной из форм отражения психикой человека окружающего мира (67).

В каждый конкретный момент определённое отношение человека вызывает лишь то, что входит в круг его потребностей и интересов. Эмоции и чувства проявляются у человека тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.

Ю.М. Жуков считает, развитие личности очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентации все больше привлекает к себе внимание учёных. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность личности, а также являются нераздельной частью системы отношений личности.

Ценностные ориентации определяют поступки и поведение  человека. Формирование системы ценностных ориентации личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека. Вопрос динамики ценностных ориентации привлекает внимание психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений.

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (31).

В социальной психологии ценности рассматриваются как элементы ориентации. С точки зрения концептуализации ценностей как элементов психики личности, особое значение приобретают труды Н. Мида и Е.Ферриса, большой заслугой которых было понимание того, что некоторые социальные установки личности являются субъективным аспектом объективных ценностей, и что интериоризация этих ценностей являлась функцией процесса социализации внутри человеческой группы (цит. по: 31).

М. Рокич определяет ценностные ориентации как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определённым объектом или ситуацией, выражающие   человеческие    убеждения о типах поведения и

предпочтительных целях», как « устойчивое убеждение в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной,... что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительны в любых ситуациях» (цит. по: 31, С.104),

В нашей стране начало изучения ценностных ориентации совпадает с общим подъёмом психологических и социологических исследований в начале 60-х годов. Характерной чертой исследования ценностных ориентации в этот период является исключительная полисемантичность и отсутствие общепризнанного определения понятия «ценность», обусловленная сложностью самого объекта исследования, а также различием подходов к данной проблеме. В философии данная категория рассматривалась с гносеологической стороны. В социологии – как компонент социальной системы. В психологии - как механизм регуляции поведения и деятельности.

Формирование ценностных ориентации происходит в процессе интериоризации ценностей окружающей среды. По Ю.М. Жукову, в социальной практике человека не только разрабатываются новые, но и подвергаются проверке уже интериоризованные ценностные представления. То есть, после освоения человеком новой сферы социальной практики, его ценностные ориентации претерпевают изменения. Интериоризация и разработка всё новых ценностных представлений характеризует ценностные ориентации человека с количественной стороны, которая сама по себе не обеспечивает ориентировочной функции ценностных ориентации. Наряду с количественными изменениями в ценностных ориентациях происходят и качественные: ценностные представления не функционируют в регуляции поведения человека изолированно, они образуют целостные функциональные единицы.

Ценность может выполнять  функции мотива, то есть смыслообразовывать, направлять и побуждать реальное поведение, но отсюда не следует, что в рамках психологии ценность можно свести к категории мотива (31). Ценность позволяет определить «цену» каждого мотива, установить их иерархию, выявить наиболее значимый мотив. Свои выборы человек осуществляет на основе ценностного отношения к действительности, это значит, что каждый выбор предполагает реализацию и утверждение определенной жизненной ценности. Следовательно, ценностная ориентация является главным и наиболее глобальным фактором, благодаря своим взаимосвязям с мировоззрением, интересами и через них с коренными условиями бытия личности.

Согласно В.Ю. Крылову  различные виды деятельности, другие явления и предметы окружающего  мира, имеют ценность для человека не сами по себе, а в зависимости от субъективных стремлений личности, которые в самом обобщенном виде выражаются в её ценностных представлениях, ценностных ориентациях (18, с.48).

Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина её – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности (31). Согласно Ю.М.Жукову, система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Неудовлетворенность каких-либо потребностей в каждый данный момент способна повышать уровень оценки степени ценности для данной личности каких-то предметов оценки.

Исходя из различных исследовательских подходов, можно сделать вывод, что наиболее глобальным «внутренним» регулятором процесса самоопределения личности оказываются её ценностные ориентации. Усвоенные человеком, хорошо им дифференцируемые ценности, выработанные культурой, служат критериями выбора целей и стандартами, основаниями оценок, которыми он руководствуется в своей жизнедеятельности.

Становление молодого музыканта как саморегулирующейся личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности изучено недостаточно. Вместе с тем оно необходимо для целенаправленного формирования эстетических ориентации. В этом смысле «болевые точки» современного учебно-воспитательного процесса в музыкальном образовании те же, что и в общем образовании, где, как правило, педагог не ставит перед собой задачу формирования у ученика целостного эстетического отношения к жизни, в которой проявляется ценностный потенциал личности.

Задача развития эстетических ориентации у молодого музыканта  подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни, своей музыкальной деятельности (60, С.54). Формирование эстетических ориентации предполагает становление мотивационной сферы, осознанного отношения к выбору профессии музыканта.

В понимании эстетических ориентации личности мы исходили из сложной структуры данного феномена, содержательную сторону которого составляют «эстетическое» как отношение к миру, Прекрасному (и не только к нему) и понятие «ориентация» в педагогическом смысле, которое предполагает растущего человека, приобретающего жизненные ориентиры, ищущего своё место в жизни. Итак, эстетическая ориентация музыканта в самом широком понимании направлена на смысл музыкальной деятельности.

В узком значении под эстетической ориентацией личности учащегося-музыканта понимается множественность музыкально-эстетических ориентации, всякую разновидность эстетически-ценностных отношений личности в музыкально-образовательном пространстве. Здесь можно выделить три группы эстетических ориентации учащегося-музыканта:

Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ