Русская опера: «Могучая кучка» и П.И.Чайковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства, у людей возникло желание усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения. Большое значение в греческой трагедии занимала музыка, а точнее – хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Хор выражал основную идею произведения. Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но они отличались от оперы тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как в современной опере с начала и до конца поется.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3


1. Выразительные средства оперы…………………………………...………………….4

2. Золотой век в развитии русской оперы…………………………………………..…5

3. «Могучая кучка»……………………………………………………………………….7

4. Русский народ в творчестве композиторов……………………...………………..11

5. Распад «Пятерки»…………………………………………………………………….12

6. Опера Чайковского…………………………………………………….…………….14

7. Лирико-психологические оперы………………………………………………..….14

8. Приёмы оперной драматургии Чайковского…………………………..………..17

Заключение……………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

КР .doc

— 180.50 Кб (Скачать)

   Отрицая внешнюю эффектность оперного действия, Чайковский чрезвычайно заботился о сценичности оперы. Он всегда помнил, что опера есть вид музыкального театра и что в ней, при господствующей роли музыки, важное значение имеет и сторона театральная, то есть развитие сценического действия; более всего он опасался оперной статики.

   Помогая советами молодому композитору М. Ипполитову-Иванову, Чайковский предупреждал его, что нужно  заботиться о сценичности оперы, но прибавил к этому: "Сценичность  я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей". Слияние выразительной, непрерывно развивающейся драматичной музыки с естественным течением театрального действия отличает все оперы Чайковского.

   Признавая, что в оперном театре могут быть представлены различные виды оперного искусства - оперы эпические, драматические, сказочные и т. п., - Чайковский предпочитал музыкальную драму. Он работал почти исключительно над этим видом оперы. В каждом оперном сюжете он искал центральный конфликт, то есть такой момент в развитии действия, когда противоположные борющиеся силы сталкиваются друг с другом. Столкновение это обычно обусловливалось сложными отношениями действующих лиц друг к другу. Такие конфликтные сцены становились главными, основными в опере, они составляли ее драматический и музыкальный центр. Подобной сценой в "Онегине" является сцена ссоры Онегина и Ленского на балу у Лариных, в "Пиковой даме" - сцена Германа и старой графини в четвертой картине оперы и т. д. После центральной конфликтной сцены действие оперы обычно идет к трагической развязке.

   Чайковский  не ставил перед собой задачу быть непременно оригинальным в оперном  творчестве. Он не создавал теорий реформы  оперы, как Вагнер, но, по существу, создал новаторскую музыкальную драматургию. В письме С. И. Танееву композитор писал: "Я нисколько не препятствовал веяниям духа времени влиять на меня. Я сознаю, что, не будь Вагнера, я бы писал иначе; допускаю, что даже и кучкизм сказывается в моих оперных писаниях; вероятно, и итальянская музыка, которую я страстно любил в детстве, и Глинка, которого я обожал в юности, сильно действовали на меня, не говоря уже про Моцарта. Но я никогда не призывал ни одного из этих кумиров... и если я в чем уверен, так это в том, что в своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен,- пусть судят другие".

   Чайковский "заимствовал" у предшественников все, что подходило к характеру его собственного дарования. Но определяющим началом оперного творчества (как и в других произведениях) явилась его чрезвычайно яркая индивидуальность. Она сказалась во всем: в манере разрабатывать сюжет, выделяя в нем психологическую, внутреннюю драму (то есть душевный мир героев, их взаимоотношения), в особом складе музыкального языка и, конечно, в замечательном мелодическом даровании. 

    8. Приёмы оперной драматургии Чайковского. 

   Его мелодии пленяют слушателя искренностью чувств, большим дыханием, декламационной выразительностью. Заметим, что композитор редко пользовался чисто речитативным языком, в котором мелодия полностью подчинена слову, для Чайковского характерна манера широкого "распевания" текста. Принято называть мелодический стиль в операх Чайковского "ариозным", то есть объединяющим широконапевное начало и декламацию в одно целое. Часто музыкальная тема, начало какой-либо арии, монолога или дуэта у Чайковского как бы рождается из взволнованного распевания поэтического текста. Более всего вдохновляла композитора поэзия Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы.

   Своеобразную  и очень большую роль, как уже  говорилось, в операх Чайковского  играет оркестр, в партии которого нередко развиваются самостоятельные темы и мелодии, дополняющие и обогащающие вокальные партии. Важное значение имеют в операх Чайковского чисто инструментальные эпизоды, исполняемые симфоническим оркестром: интродукция к опере и вступления к отдельным актам. Не чуждался композитор и танцевальных сцен, большей частью массовых народных плясок, в музыке которых он нередко использовал подлинные народные мелодии.

   Одним из приемов оперной драматургии  Чайковского служат лейтмотивы, то есть неоднократно появляющиеся, выразительные и легко запоминаемые мелодии и темы, которые характеризуют то или иное действующее лицо, душевное состояние героя, чувство, а порой имеют более обобщенный смысл (например, образ судьбы).

   Многие  композиторы, предшественники и  современники Чайковского, пользовались системой лейтмотивов; наиболее последовательно проводил в своем творчестве лейтмотивную систему Вагнер. У него партия оркестра в опере состоит из развивающихся, взаимодействующих и соединяемых друг с другом различных лейтмотивов. Чайковский же пользовался приемом лейтмотивной характеристики наряду с другими приемами, поэтому его музыкальная драматургия более многоплановая, чем у Вагнера.

   Чтобы слушатели лучше понимали и запоминали музыкальное содержание оперы, Чайковский нередко пользовался повторениями больших мелодических построений. Например, в опере "Евгений Онегин", в известной сцене "Письма Татьяны", он создал всю богатую и содержательную музыку на основе всего лишь четырех главных тем. В шестой картине оперы, когда Онегин, встретивший Татьяну, охвачен внезапно вспыхнувшим чувством любви, Чайковский использует в его ариозо одну из тем сцены "Письма Татьяны", подчеркивая этим музыкальным повторением связь между различными этапами музыкальной драмы.

   Или в опере "Пиковая дама": в момент первого появления на сцене главного героя Германа в оркестре звучит выразительная задумчивая мелодия, в то время как другие действующие лица обмениваются отдельными фразами-репликами. И лишь через некоторое время эта мелодия переходит в партию Германа: он поет ариозо "Я имени ее не знаю". Так еще до монолога героя его характеристика дается оркестром.  
В письмах и музыкально-критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгнали из оперы установившиеся в классической опере формы (арии, ансамбли, хоры).

   В частности, он критиковал Вагнера за то, что тот отрицал эти богатые  оперные формы, заменив их непрерывным  музыкально-оркестровым развитием  с вокальными мелодиями декламационно-речитативного  характера. Хотя Чайковский высоко ценил музыкальный талант Вагнера, но в его реформе оперы усматривал разрушение основ этого популярнейшего жанра.

   Сам он часто использовал установившиеся оперные формы то в их классическом виде (например ария князя Гремина  в опере "Евгений Онегин"), то в виде сцен-монологов или сцен-диалогов. Такой сценой-монологом является знаменитая сцена "Письма Татьяны" в "Онегине", сценой-диалогом - последняя картина этой оперы. В этих сценах нет завершенных сольных арий или дуэтов музыка развивается свободно, гибко отражая смену чувств, переживаний героев. Хору Чайковский также придавал большое значение, видя в нем основное средство обрисовки народных масс.

   Все эти особенности музыкальной  драматургии, составляющие индивидуальный стиль Чайковского как оперного композитора, сложились не сразу. Он прошел длительный путь постепенного совершенствования своей музыкальной драматургии. Богатство лирической мелодики Чайковского, его мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) – все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой. 
 
 

     Заключение. 

     Теперь действительно становится понятно, как широк и огромен круг выразительных средств, которыми располагает композитор в опере. И неспроста опера – это один из самых популярных музыкальных жанров. И наследие таких композиторов как Чайковский, Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков очень велико и невероятно многограно не только для русской оперы, но и мировой музыкальной культуры вцелом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Использованная  литература. 

     1. «История русской музыки»: В  10-ти томах - М.:»Музыка» 1994 г.-Т8: О.Е.Левашёва, Н.П.Рахманова, Л.М.Соколова

     2. Э. Смирнова «Русская музыкальная  литература». Музыка» Ленинград  1972г

     3. Сто лучших опер. Издательство  “Музыка”. Московское отделение  1979 г.

     4. Астафьев Б. «О музыке Чайковского». Изд-во «Музыка» Ленинград 1972г.

     5. Калинина Н.А. «П.И.Чайковский»:  Повесть - М: Детская литература 1988 г.

     6. Гордеева Е.М. Могучая кучка.  – М.: издательство «Советская  Россия», 1960.

     7. Глазкова Н.Д. Н.А.Римский-Корсаков. – М.: издательство «Советская  Россия», 1974.

     8. Хопрова Т., Крюков А., Василенко  С. Очерки по истории русской  музыки 19 века – Л.: Государственное  учебно-педагогическое издательство  Министерства просвещения РСФСР  Ленинградское отделение, 1960. – 312 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата  выполнения_____________________               Подпись________________________

Информация о работе Русская опера: «Могучая кучка» и П.И.Чайковский