Русский народный танец

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:06, реферат

Описание работы

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Русский танец как художественное целое. Общие признаки и схема жанра……………………………………………………………………3
Основные жанры русского танца:
3.1 Хоровод……………………………………………………………….5
3.2 Пляска………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………1

Работа содержит 1 файл

Русский народный танец.docx

— 30.58 Кб (Скачать)

     Содержание 

  1. Введение………………………………………………………………..2
  2. Русский танец как художественное целое. Общие признаки и схема жанра……………………………………………………………………3                               
  3. Основные жанры русского танца:

    3.1 Хоровод……………………………………………………………….5

      3.2 Пляска………………………………………………………………….8

  1. Заключение…………………………………………………………….10
  2. Список литературы……………………………………………………11
 

 

      Введение 

     Танец – это самый древний и богатый  вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

     В этом плане народный танец стал бесценным  сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря  этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться  с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для  этого вовсе не обязательно переплывать  океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь  изучению народного танца. Об их открытиях  написано множество книг.

     Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?" На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках. 

 

      1. Русский танец как художественное целое

Общие признаки и схема жанров 

     Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

     Танцевальный  образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием  и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

     Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее  самостоятельное значение, стал одной  из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте  и рисунку танцы с разнообразным  содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные  пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

     Связь русского народного танца с конкретными  обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с  обрядами связанны не были.

     Русский народный танец в каждом регионе  отличается лексикой, приёмами, манерой  и стилем исполнения, сложившихся  ярких, замысловатых коленец, выразительных  положений и переплетений рук  в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас  окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)

     Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

     Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

     Танцевальная  лексика является самым важным выразительным  средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.

     В русском народном танце лексика  представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

     1. Образная – создаёт ассоциацию  с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её  называют эмоционально – подражательной.

     2. Естественно – пластическая –  подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

     3. Традиционная – выработанная  веками, находящаяся в постоянном  развитии, о чём свидетельствуют  танцы, созданные в наши дни,  отличающиеся от старинных танцев  не только выразительностью, манерой  исполнения, но и богатством танцевальных  движений.

     Интонация – это совокупность выразительных  средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет  выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный  – грусть, задумчивость. Малейшее изменение  того или иного движения изменит  характер и содержание действия.

  Основные жанры русского народного танца 

       Хоровод 

     Одним из основных жанров русского народного  танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый  древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.

     Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны  между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена  этот жанр русского народного танца  носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

     Хоровод – русский бытовой танец, в  нём существуют свои формы и правила  исполнения, определённые отношения  между участниками, подчинённые  известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный  жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как  правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто  за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

     Хоровод распространен по всей России, и  каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая  фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли  передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в  круговом построении может разыгрываться  и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему  совершенно различны, а круг как  фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

     Орнаментальные  хороводы.

     Если  в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного  сюжета, действующих лиц, то участники  хоровода ходят кругом, рядами, заплетают  из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с  ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

     Неразрывная связь народного художественного  творчества с жизнью народа, с его  песнями, играми, танцами помогла  созданию множества рисунков – фигур  орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских  кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с  образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

     Исполнение  каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит  из нескольких фигур, которые органично  переходят, переливаются, перестраиваются  из одной в другую. Пример орнаментального  хоровода указан в приложении ("Северный хоровод с шалями").

     Игровые хороводы.

     Если  в песне имеются действующие  лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается  в лицах и исполнители с  помощью пляски, мимики, жестов создают  различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

     Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

     Мы  разобрали основные, общие черты  орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого  наиболее древнего и популярного  танца России. Но в различных районах  существуют свои местные особенности  исполнения хороводов, связанные с  природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения. 

     Пляска 

     Пляска  – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

     Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

     Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

Информация о работе Русский народный танец