Цыганский народный танец

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромб, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Содержание

Введение 2
Глава I. Цыгане как нация 4
1.1 Цыгане как нация. 4
1.2 История цыган. 8
1.3 Цыгане на территории России: наши дни 19
Глава II. Цыганская культура 25
2.1 Система ценностей. 26
2.2 Обряды и обычаи цыган. 39
2.3 Цыганская система имён. 60
2.4 Цыганский национальный костюм 61
2.5 Структура цыганской общины 72
2.6 Цыганский дом. 76
2.7 Цыганская кухня 80
2.8 Цыганская литература. 81
2.9 Цыганская музыка 97
Список литературы 115

Введение

Работа содержит 1 файл

цыгане.docx

— 171.58 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 2

Глава I. Цыгане как нация 4

1.1 Цыгане как нация. 4

1.2 История цыган. 8

1.3 Цыгане на территории России: наши дни 19

Глава II. Цыганская культура 25

2.1 Система ценностей. 26

2.2 Обряды и обычаи цыган. 39

2.3 Цыганская система имён. 60

2.4 Цыганский национальный костюм 61

2.5 Структура цыганской общины 72

2.6 Цыганский дом. 76

2.7 Цыганская кухня 80

2.8 Цыганская литература. 81

2.9 Цыганская музыка 97

Список литературы 115

 

Введение

 

Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромб, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые  другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого  самоназвания нет, хотя последнее время  в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Британцы  традиционно называют их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — Gitanos (также  от Egiptanos — «египтяне»), французы — Bohйmiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование, предположительно, из русского), немцы  — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы  — Heidens («язычники»), венгры — Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны — mustalaiset («чёрные»), турки — Зingerie, Зingane; израильтяне, на иврите — Tso’anim (цетрйн), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары — Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «ромб» (англ. Roma, чешск. Romovй, финск. romanit и др.).

Сейчас  цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также  в Северной Африке, Северной и Южной  Америке и Австралии. Численность  по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн и даже 10-12 млн человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч  цыган, по словам цыганских активистов — до миллиона.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть цыганскую  культуру в развитии с древнейших времён до наших дней, объясним, почему цыгане, не имея как таковой территориальной  закрепленности, всё-таки являются нацией, приведём краткую историю цыган, расскажем о цыганской обрядности, системе ценностей, национальном костюме, литературе, музыке.

 

Глава I. Цыгане как нация

1.1 Цыгане как нация

 

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся  первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало  признание себя цыганами мира  единой нетерриториальной нацией  и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного  на народной песне «Джелем,  джелем». Вместо герба цыгане  используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду  карт. Такими символами обычно  украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из  этих символов обычно входит  в логотипы мероприятий, посвящённых  цыганской культуре.

Романистан

Возможны  варианты Романестан, Ромастан, Романотхан, Роматхан, Республика Романистан. Обозначает совокупность всех цыган мира, цыганское  общество. Цыгане в большинстве своём  уверены, что для их республики не надо земли: её территория пролегает  «по душам людей». Главный закон  Романистана — «Романо законо», «Романипэ», т.е. цыганский закон, цыганские  традиции. Неисполняющий цыганский  закон автоматически оказывается  за пределами «республики». Республикой  Романистан считается в силу особенностей устройства цыганского общества, более  всего похожего на демократию.

Цыганский язык

Цыганский язык состоит из множества удивительно  различных наречий, которые объединяет то, что все они являются производными от санскрита, имеют практически  одинаковую грамматику и много родственных  слов. Цыгане говорят на цыганском  языке индоарийской группы индоевропейской  семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками  народов, среди которых живут  оседло или кочуют.

Цыганский язык (романы́ чиб) — язык цыган. Относится к индоарийской ветви индоевропейских языков. Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и новоиндийскими языками.

Основные  черты цыганского языка в области  фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, децебрализация: > r, > r, h > r, > s, > љt, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии цыганского языка: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных  форм винительного падежа, появление  сложных форм будущего времени и  др.

Этнические  группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени  подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и  синтаксиса. Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению  в цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых на Балканах: артикль, способ выражения  форм инфинитива и др.

Цыгане  обычно используют язык и письменность тех народов, среди которых живут. Так цыгане СССР с 1927 года использовали алфавит на основе русского с добавлением  буквы Ґ ґ и с вычетом  букв Щ щ и ъ (диалект русских  цыган). В бывшей Югославии использовался  алфавит на латинской основе: A a, Д д, B b, C c, И и, Kj kj, D d, Gj gj, Dћ dћ, E e, F f, G g, H h, X x, I i, J j, K k, L l, Lj lj, M m, N n, Nj nj, O o, P p, Q q, R r, S s, Љ љ, T t, U u, V v, Z z, Ћ ћ.

Существительные в цыганском языке склоняются по семи падежам:

именительный

винительный

дательный

отложительный

притяжательный

творительный

звательный

Местоимения имеют только шесть падежей (отсутствует  звательный).

Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют  обычно ударное окончание «-о», «-ё», «-ибэн/ыбэн», «-ипэн/ыпэн» или нулевое. Существительные женского рода в  единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание  «-ы», «-и» или нулевое.

Склонение прилагательных зависит от того, относятся  ли они к существительному или  находятся в предложении сами по себе.

Склонение существительного зависит не только от рода и окончания, но также от того, обозначает ли оно одушевлённый или неодушевлённый предмет и  является родным или заимствованным.

Почти все  существительные, обозначающие абстрактные  понятия, мужского рода.

Отсутствует неопределённая форма глагола, у  глагола четыре временных формы (две прошедших, одна будущая и  одна для настоящего + будущего совершенного времени).

Система склонений и падежей позволяет  ставить слова в предложении  в почти любом порядке.

Национальные символы.

Как у  всех наций, у цыган есть национальные праздники, флаг и гимн.

Основные цыганские праздники

8 апреля  — Национальный день цыган

4 мая — день поминовения Блаженного  Сеферино (у католиков)

9 мая  — день Победы над фашизмом, день Памяти о погибших во  время Второй мировой войны

25 мая  (ночь на этот день) — крещение  Сары Кали (у католиков)

2 августа  — день Памяти Кали Траш (геноцида  цыган)

Цыганский флаг

Цыганский флаг (цыг. O styago le romengo/Романо стяго) —  национальный флаг цыган. Принят на Всемирном  цыганском конгрессе в Лондоне, 1971. Флаг разделён на два поля — синее (верх) и зелёное (низ), символизирующие  небо и землю соответственно. В  центре флага находится красная  чакра (колесо), символизирующая индоарийское происхождение цыганского народа (аналогичная  чакра имеется на флаге Индии).

Среди цыган  распространенно также мистическое  толкование элементов флага. Зелёное  поле интерпретируется как область  материального, практического, синее  поле — как область духовного, а колесо-чакра — как жизнь  цыгана. Взаимное расположение элементов  означает, что цыган всю свою жизнь  находится в пути, физически или  духовно, а также что он не должен забывать ни о земных делах, ни о  душе. Красный цвет колеса — цвет крови, пролитой цыганами в борьбе с  фашизмом во время Второй Мировой  Войны, а также крови жертв  геноцида, крови, о которой цыган  никогда не должен забывать.

Флаг  цыганского движения в Хорватии отличается от данного тем, что на нём изображена золотая, а не красная чакра. Кроме  того, оттенки и способ изображения  колеса-чакры варьируется на флагах разных организаций и этногрупп.

Цыганский гимн.

Цыганский гимн — один из двух общенациональных символов цыганского народа, наряду с  цыганским флагом. Принят 8 апреля 1971 года на первом Всемирном конгрессе  цыган. Написан на основе песни «Джелем, джелем». Автор слов — Ярко Йованович.

Особенностью гимна является отсутствие чётко установленной мелодии, каждый исполнитель арранжирует народный мотив по своему. Также существует и несколько вариантов текста, у которых в точности совпадают  только первый куплет и припев. Все  варианты признаются цыганами.

 

На цыганском языке

На русском языке

Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,

Маладилэм бахталэ ромэнса,

Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,

Маладилэм бахталэ ромэнса.

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ай, ромалэ, катар тумэн  авэн

Лэ церенса бахталэ  дромэнса

Ви манса су бари фамилия

Мудардала э кали легия.

Авэн манса са лумниякэ рома,

Кай путайлэ лэ романэ дрома,

Акэ вряма — ушти ром  акана

Амэ сутаса мишто кай кэраса.

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ехал я, ехал долгими дорогами,

Я встречал счастливых цыган.

Ехал я, ехал долгими дорогами,

Я встречал счастливых цыган.

Ай, цыгане, ай, ребята.

Ай, цыгане, ай, ребята.

Цыгане, откуда вы едете

С шатрами по счастливым дорогам?

Прежде была и у меня большая семья,

Да убили её Чёрные Легионы…

Идёмте со мною, цыгане мира,

Открыты цыганские дороги!

Время пришло цыганам подняться,

Высоко мы поднимемся, если будем действовать.

Ай, цыгане, ай, ребята.

Ай, цыгане, ай, ребята.


 

В цыганском  гимне отображена душа народа, стремление к счастью, к вечному пути (реальному  или духовному), к свободе, к объединению, а также наша память, упоминается  одно из самых страшных событий нашей  истории, Кали Траш — массовое убийство фашистами цыган.

Цыгане  Венгрии имеют свой собственный  гимн, который они часто называют не гимном цыган Венгрии, а просто — цыганским гимном.

1.2 История цыган

 

Ранняя история (VI - XV века)

Согласно  лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли  из Индии в VI веке группой около 1000 человек. Предположительно, по обычаю того времени они были подарены в  качестве придворных музыкантов одним  из индийских правителей персидскому  правителю.

По самой  популярной версии, около 400 лет они  провели в Персии прежде, чем начали постепенно расходиться по свету, на восток, обратно к Индии и в  Среднюю Азию, и на запад, в Палестину  и через неё в Египет, и через  Армению к Византии.

Цыгане  Европы являются потомками цыган, проживавших  в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах. Большая часть  этих цыган приняла православие  ещё в Армении.

В Византии цыгане быстро интегрировались в  общество. В ряде мест их вожакам  даются определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес  или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются  как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это не было необычной профессией), дрессировщики (причём в самых ранних источниках — заклинатели змей, и только в более поздних — дрессировщики  медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по видимости, были всё же артистическое и кузнеческое, упоминаются  целые деревни цыган-кузнецов.

При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно  настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган  как народа среди европейцев. И  только через некоторое время  стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.

Цыгане в Западной Европе (XV - начало XX века)

Первые  цыганские таборы, пришедшие в  Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что Папа Римский  за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний. Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда срок скитаний явственно истёк, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.

Информация о работе Цыганский народный танец